23:30:44
11 апреля 2021 г.

Будто сговорились против товариществ

ЖКХИтак, проект поправок в Жилищный кодекс отклонили дважды из-за пунктика о выселении владельцев квартир за задержки оплаты коммунальных услуг. Председатель Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Госдумы Павел Крашенинников пообещал, что «гадостей в жилищном законодательстве принять не даст».

Авторы проекта не успокоились, внесли уже третий вариант. Объемистый – более ста тысяч знаков. Значит, на следующем обсуждении предстоит очередная схватка. И не между группами депутатов, а, по сути, между жителями, коммунальщиками и чиновниками…

По результатам второго «матча» жители… проиграли, хотя на этот раз схватка началась, казалось бы, с более выгодной позиции, которая позволяла надеяться на благоприятный исход. Президент России Дмитрий Медведев в конце ноября прошлого года провел заседание Президиума Госсовета, посвященное проблемам ЖКХ. Перед заседанием он посетил многоквартирный дом, управляемый ТСЖ, жители которого отказались от некачественных услуг трех управляющих организаций и начали сами содержать свой дом. Президенту состояние дома понравилось, и он пригласил управляющую домом А. Некрасову принять участие в заседании и дать свои предложения по нерешенным проблемам. В тот же день на письме ТСЖ президенту появилась резолюция: «Д. Козаку. Проработайте. Внесите предложения. А. Медведев».

В письме управляющая поставила две проблемы: коммунальные услуги и налогообложение. Предложила прислушаться к единодушному мнению населения – не считать ТСЖ исполнителем коммунальных услуг и уравнять статус ТСЖ и жителей – потребителей этих услуг. То есть не ограничивать применение прямых взаимоотношений и расчетов граждан с поставщиками коммунальных ресурсов.

Вторая проблема – налогообложение ТСЖ. Председатель правительства РФ Владимир Путин предложил снизить налоги с ТСЖ и управляющих организаций, но за год рассмотрения в Госдуме закону придали обратное направление – налогообложение попытались ужесточить. Из разных регионов по этому поводу поступали многочисленные обращения в «Российскую Жилищную Федерацию». Одно из них с предложением ¬отменить новые изменения, не допускать незаконного налогообложения целевых поступлений жителей в Сыктывкаре, попало в руки президента.

По поручению президента и вице-премьера министерские чиновники принялись за работу. Признаемся, что мы ждали многого, ведь подобного рода указания первого лица государства бывают не так часто. Но действительность в очередной раз оказалась иной.

Минфин быстро сочинил длинное письмо, в котором изложил существующее положение с собственными обоснованиями. С ними не согласно не только большинство налогоплательщиков, но и арбитражные суды, обычно принимающие решения в пользу налоговых органов. Однако по всем видам налогов в письме дан один ответ:

«Вносить изменения в вышеизложенный порядок налогообложения прибыли и применения ТСЖ освобождения от обложения НДС в отношении коммунальных услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, по нашему мнению, не следует».

То, что недавно в Налоговый кодекс в отношении ведения ТСЖ уставной деятельности добавлены слова «выручка от реализации», ставящие товарищества в один ряд с торговцами на рынке, Минфин даже не рассматривает. Также не вспоминает о том, что до 2004 года не облагались Единым социальным налогом (ЕСН) суммы вознаграждения членов правления и заработной платы совместителей. Отмену этого порядка Конституционный Суд квалифицировал как «немотивированный отказ законодателя от преследовавшейся им ранее цели» – создание благоприятных условий для развития некоммерческих объединений в жилищной сфере. Сейчас как раз настал момент восстановления такой мотивации, но чиновники Минфина не видят в этом необходимости.

Проблему коммунальных услуг рассматривал Минрегион, но его заключение в ТСЖ не поступило. Однако позиция этого органа видна из поправок правительства России в законопроект по внесению изменений в Жилищный кодекс. Первое впечатление позволяло на что-то надеяться: в статью 155 вносится дополнительная часть 7.1: по решению общего собрания собственники могут вносить плату за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, что признается выполнением ими своих обязательств перед управляющей организацией. Но по существу это просто обман, так как в статью 161 добавлена часть 12: управляющие организации, ТСЖ и ЖСК «не вправе отказываться от заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление».

То есть от того, куда произведет оплату гражданин, ничего не следует – эти суммы быстрее попадут по назначению, но за остальных заплатит ТСЖ, даже если не получит с них никакой оплаты – в договоре с поставщиком никаких поблажек на этот счет не будет.

Жилищные общественники в большинстве регионов еще надеются на то, что поручение президента России, пусть не так быстро, но все же будет выполнено, причем об этом они узнают не из формальной отписки, а сами примут участие в заседании рабочей группы, созданной именно в связи с этим поручением.

Законопроект по внесению изменений в Жилищный кодекс получил со стороны правительства России еще ряд замечаний, которые трудно воспринять тем, кто внимательно следит за государственной политикой и старается ей следовать. Хорошо известны мнения лидеров нашего государства по поводу создания товариществ собственников жилья. Но вот в последнее время в средствах массовой информации развернута ожесточенная критика в адрес ТСЖ, грубо искажающая действительное положение в подавляющем большинстве товариществ.

Теперь на пути создания новых ТСЖ будет установлен мощный заслон, практически непреодолимый. В статью 136 вводится часть 1.1 следующего содержания: «Протокол общего собрания, на котором приняты решения о создании товарищества, подписывается всеми собственниками, проголосовавшими за принятие таких решений (учредителями товарищества)». Если кто сразу не понял, что таких протоколов практически не будет, поясню. Протокол может быть составлен спустя определенное время после голосования, то есть за каждым, кто был за создание ТСЖ, инициаторам собрания придется ходить дважды. Но одних может не быть, другие могут передумать – протокол придется переделывать много раз. Но это еще не все. Термин «учредитель товарищества» окончательно блокирует возможность создания и регистрации ТСЖ.

Десять лет назад все юридические лица регистрировались в налоговых органах. Тогда вопрос о некоммерческих организациях жилищной сферы – ими были в основном ЖСК – на практике показал нереальность регистрации всех членов этих организаций в качестве учредителей: в многоквартирных домах может быть 100–300–500 и более членов. Регистраторы зашли в тупик и приняли мудрое решение: считать учредителями тех, кто на день регистрации является членом правления. Действительно, правовой статус учредителя и члена в НКО одинаков в отличие от коммерческих организаций.

Кому понадобилось сегодня реанимировать давно отвергнутое жизнью решение? Только тем, кто открыто выступает против политики государства за широкое распространение товариществ. Но почему они могут влиять на принятие подобных решений?

Возникает еще один недоуменный вопрос. Собственники проводят собрания по выбору способа управления многоквартирным домом. По итогам голосования оформляют протокол, который подписывают члены президиума собрания или счетная комиссия. Но только в одном случае – если будет выбран способ управления товариществом – этих подписей окажется недостаточно и придется обходить с протоколом более половины квартир. Можно ли считать нормальным такое бесцеремонное неуважение к правам людей, мнение которых нужно будет подтверждать трижды?

На этом преследование ТСЖ в правительственных поправках не заканчивается. Теперь заявление любого собственника (одного!) станет проверять уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Федерации, он наделяется полномочиями вмешиваться в деятельность управляющих органов товарищества, выдавать им обязательные для исполнения предписания, а в случае невыполнения – обращаться в суд. Интересно было бы ознакомиться со статистикой судебных решений, принятых по искам органов власти!

Герман Ломтев, генеральный директор Общероссийской общественной организации «Российская Жилищная Федерация»

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация