Веселые ребята
Уж о чем-чем, а о спокойствии своих соседей владельцы квартир, сдавая жилье, задумываются в последнюю очередь. Если вообще задумываются…
Подарочек
В тот субботний вечер Петр Трофимов помог жене уложить сынишку и с чувством выполненного долга устроился перед телевизором. Биатлон на спортивном канале и доносившийся с кухни аромат жареной курочки сулили приятное времяпрепровождение, однако судьба распорядилась иначе.
Спортсмен на экране как раз целился в очередную мишень, когда в квартире наверху раздался оглушительный грохот. Падала мебель, кто-то громко топал и изысканно ругался. Причем так громко, что было отчетливо слышно каждое непечатное слово.
Минут через десять побоище стихло, но ближе к полуночи соседи снова расшалились – на полную громкость врубили нечто совсем оглушительное, едва ли это можно было назвать музыкой. Грустно вздохнув, Петр потянулся за телефоном – номер участкового он давно выучил наизусть…
Покой супруги Трофимовы потеряли месяца три назад – с тех пор, как соседка этажом выше сдала жилье двум беспокойным студентам. Хотя Трофимовы давно привыкли к скрипу паркета над головой, теперь все, что происходило наверху во время вечеринок и ссор, сопровождавшихся шумом и ухающей на басах музыкой, лилось на головы ни в чем не повинных Трофимовых.
Разумеется, Петр не раз пытался выяснить отношения с нарушителями спокойствия, но тщетно: те просто не открывали дверь. Ненадолго усмирить буйных жильцов удалось участковому– однако вскоре «ребятишки» перестали реагировать и на него.
Терпение Трофимовых кончилось, когда однажды ночью кто-то дурным голосом запел в распахнутое окно этажом выше. Все, хватит! – твердо решил глава семейства и на следующий же день через старшую по подъезду раздобыл мобильный телефон Нины Ивановны, хозяйки квартиры. Уж она-то должна навести у себя порядок!
«Мешают? – удивилась та. – Вот сами с ними и разбирайтесь. А я из-за вас квартирантов терять не собираюсь!»
Губит людей вода
Неизвестно, сколько бы еще продолжалось это безобразие, если бы, как говорится, несчастье не помогло.
Однажды Петру на работу раздался звонок.
«Приезжай скорее, – всхлипывала в трубке жена. – Тут потоп! А я боюсь к соседям идти одна. Весь наш ремонт насмарку, в коридоре и в ванной по стенам вода хлещет!»
Трофимов рванул домой. Пару лет назад он уже простил соседке нечто подобное, но теперь, когда она так холодно отнеслась к его проблемам, закрывать на это глаза он не собирался! Собственно, и не смог бы этого сделать, столь велик был ущерб: кипяток барабанил по новому паркету, обои клочьями свисали со стен, и на фоне всех этих разрушений сущей ерундой казалась разбухшая и напрочь испорченная мебель.
Петр начал названивать в диспетчерскую. Как ни странно, сотрудник ДЕЗа явился сразу. Трофимов внимательно проследил, чтобы в акте о заливе было все зафиксировано, и подробнейшим образом.
«Надо было застраховаться, – долго причитала Вера, жена Трофимова. – Хотя бы по квитанции за ЖКУ страховку оплачивать: деньги-то небольшие, но в такой ситуации хоть что-то…».
Между тем, Петр окончательно созрел до беседы с виновниками «торжества». Но кто бы сомневался! – дверь ему, конечно же, никто не открыл. Одна радость, в квартире наконец-то стало тихо.
«Да сколько можно терзать меня по пустякам! – опять возмутилась Нина Ивановна, когда Трофимов набрал ее номер. – Затопили вас, а я-то тут при чем? Парни эти виноваты, вот пусть и платят, а я за них отвечать не собираюсь!».
Следуя советам друзей, Трофимов обратился в компанию, которая могла грамотно провести оценку ущерба. Нину Ивановну уведомили о предстоящей процедуре, но на приглашение она не откликнулась. «Я в квартире не жила, затопили вас студенты, с ними и разбирайтесь. Они, кстати, исчезли куда-то, за месяц мне не заплатили».
В квартире наверху по-прежнему царило молчание, что становилось все более подозрительным…
Теперь Трофимовым только и оставалось, что обратиться в суд, который быстро разобрал дело, обязав собственницу компенсировать нанесенный ущерб. Та заикнулась было о настоящих виновниках, да вовремя прикусила язык: договор найма не составлялся, жильцы не регистрировались, да и о визите в налоговую инспекцию она как-то не позаботилась. Получалось, что формально арендаторы в квартире и не проживали.
Комментарий
Александра Бузина, юрист:
Собственникам сдаваемого жилья нужно грамотно оформлять отношения с квартирантами: заключать договор найма, вовремя декларировать получаемый доход, заботиться о регистрации нанимателей. И, разумеется, периодически навещать жильцов, проверять состояние квартиры, не игнорировать жалобы соседей.
П. 4 ст. 30 Жилищного кодекса возлагает на собственника обязанность поддерживать жилье в надлежащем состоянии, а также соблюдать права и законные интересы соседей. Собственнику стоит помнить о том, что за «шалости» квартирантов расплачиваться придется из своего кармана. И лишь затем можно будет взыскать с них понесенные расходы – если, конечно, договор с жильцами заключен и их пребывание в квартире подтверждается документально.
Конечно, любое дело лучше решать миром, но если наниматели и собственник отказываются даже обсуждать возникающие проблемы, соседям стоит отстаивать свои права. Есть закон о тишине (в частности, в Москве запрещено шуметь с 23.00 до 7.00), установлены штрафы за нарушения этих норм.
Жаловаться на шумных соседей нужно в милицию, лучше составить письменное заявление (его можно вручить в отделении или отправить с уведомлением о вручении). В случае бездействия участкового следует обращаться с заявлением на имя начальника отдела милиции, а если и это не поможет, то в прокуратуру.
В случае залива квартиры необходимо вызвать сотрудника обслуживающей дом организации, чтобы он составил акт, а также проследить, максимально ли точно зафиксированы сведения об нанесенном ущербе. Также должен быть получен экземпляр составленного акта.
Если виновник аварии отказывается возмещать ущерб, остается лишь обратиться в оценочную компанию, сотрудники которой осмотрят повреждения и составят смету на ремонт. Далее должно последовать обращение в суд, он обяжет виновника компенсировать нанесенный урон.