23:30:44
11 апреля 2021 г.

Коттедж в долг: желающих немного

ИпотекаИпотека на загородном рынке до кризиса только начинала развиваться. Затем – двухлетнее затишье. И вот в конце прошлого года наконец-то произошли некоторые подвижки. Несмотря на все сложности, которыми окружен заемщик, решившийся на покупку дома с участком, все-таки есть те, кто умудряется получить загородный ипотечный кредит.

Время и кризис доверия

По мнению специалистов из компании Paul`sYard, сегодня – самое лучшее время для покупки коттеджа, домика, таунхауса. На рынке выставлено много загородной недвижимости, которую можно приобрести с дисконтом.

В период кризиса сделки совершались редко, скидки на отдельные объекты доходили до 50%. Проблема заключалась еще и в том, что покупатели находились под влиянием слухов о второй и третьей волне кризиса и откладывали покупку до лучших времен.

«В декабре прошлого года число сделок заметно увеличилось, после январского отдыха в феврале эта тенденция закрепилась, – рассказывает директор по стратегическому развитию компании Paul`sYard Балла Фай.– Сегодня скидки при продаже не превышают 5–10%. При этом хороших предложений становится все меньше. Появление новых послекризисных объектов мы ожидаем не раньше осени. К концу года рост цен на загородную недвижимость, по нашим оценкам, достигнет 12–15%».

Но есть и менее оптимистичные взгляды на ситуацию.

«Мы сегодня наблюдаем то, что финансовый кризис, может быть, и завершается, но кризис доверия покупателя к застройщику остался. Это основная причина, по которой этот год вряд ли будет отличаться от прошлого», – говорит председатель совета директоров компании Kaskad Family Валерий Мищенко. Люди, считает он, накопили кое-какие деньги, но пока не очень настроены их активно тратить. Загородному рынку потребуется еще как минимум год, чтобы восстановиться в желании приобретать землю, таунхаусы и коттеджи.

Оживление на загородном рынке заставило покупателей вспомнить и о различных вариантах приобретения загородной недвижимости, в том числе и с помощью ипотеки.

Таунхаус вместо коттеджа

Загородному рынку сегодня свойственны еще несколько особенностей. Во-первых, изменился покупательский спрос. Люди начали приобретать менее дорогое жилье, меньших габаритов, более трезво стали оценивать свои потребности. Девелоперы быстро адаптируются к новым требованиям и предлагают свежие форматы. Поэтому в текущем году и в начале следующего, как считает Валерий Мищенко, на рынок загорода массово выйдут проекты экономкласса с мультиформатной застройкой. Это то, что пользуется сегодня спросом. Поселки застраиваются малоквартирными домами, таунхаусами и небольшими коттеджами. И все малометражные. Средняя площадь апартаментов в загородных проектах экономкласса: 30–50 кв. м, таунхаусов: 80–90 кв. м, индивидуальных домов – 110–170 кв. м.

Изменение спроса отразилось и на размере ипотечных кредитов. Сегодня в основном берут в два раза меньше, чем до кризиса.

Девелоперы отмечают, что за два последних года возросли требования, предъявляемые банками как к загородным заемщикам, так и к девелоперам. Чтобы аккредитовать загородный проект, строительным компаниям приходится преодолевать много препон.

В подвешенном состоянии

По мнению многих девелоперов, рынок кредитования в столичном регионе напрямую связан с финансово-правовой схемой, по которой реализуются загородные проекты, и со сроками их реализации.

Что касается сроков строительства, сдачи и оформления в собственность недвижимости в коттеджном поселке, то осталась та же проблема, что и десять лет назад. Это период от полугода до года, когда объект сдан, но не оформлен в собственность и не может служить объектом залога. На деле это означает: за это время банки выставляют высокие процентные ставки, которые даже не упоминаются в рекламе. Они на 4–5% выше, чем 11–12%, везде рекламируемые. Повышенная ставка по кредиту в течение года при немалой стоимости недвижимости – серьезная нагрузка на покупателя-заемщика. Это нагрузка и на девелопера, потому что пока в залоге у банка находятся имущественные права, девелоперы обязаны подкреплять их своими финансами. Они должны хранить свои деньги на депозите в банке-кредиторе, чтобы расплатиться с долгами заемщика в том случае, если покупатель их коттеджей окажется неплатежеспособным.

Другая распространенная практика: коттеджи в поселках кредитуются под залог какого-то другого земельного участка, собственником которого является строительная компания. Естественно, это влечет за собой финансовые последствия и для девелоперов. Возникают издержки упущенных возможностей, которые опять же перекладываются на покупателей.

Учитывая все эти нюансы, можно сделать вывод: загородная ипотека оказывается не столь доступной, как это может показаться на первый взгляд.

Без взносов за инфраструктуру

По мнению все тех же девелоперов, у загородной ипотеки существует еще одна проблема, активно обсуждаемая последние несколько лет. Это выстраивание финансово-правовой схемы на рынке загородной недвижимости.

Человек, решившийся на приобретение таковой в коттеджном поселке, покупает: землю, дом, а также делает «инженерный» взнос в некое некоммерческое объединение граждан, цель которого – застройка инфраструктуры поселка, в котором собирается жить. Это стандартная схема – по ней работает весь рынок (за редким исключением, когда в проекте участвует, например, государство, готовое взять на себя содержание и финансирование сетей).

Когда приобретается дом за 4,5–5 млн рублей, то половина суммы будет являться «инженерным» взносом – эти деньги пойдут на благоустройство территории, дорог, проводку газа, канализации и строительство объектов общего пользования. И этот инженерный пай не может быть объектом залога для банка. То есть: банки кредитуют только под конкретный дом и конкретную землю. Но ведь человек должен заплатить намного больше. Эта схема кредитования увеличивает объем первоначальных вложений, которые должны сделать покупатели-заемщики. То есть если банк требует от заемщика сделать первоначальный взнос в размере 30% от стоимости жилья, имеется в виду 30% от разницы между стоимостью покупки и «инженерным» взносом. Таким образом, получается, что на сегодняшнем рынке загородной недвижимости покупатель (он же заемщик) делает первоначальный взнос в размере 50–60%. И эту серьезную проблему пока что никто не может решить.

Что говорит о надежности проекта

До кризиса доля ипотечных сделок на загородном рынке доходила до 60%. Сейчас по ипотеке продается всего 10% домов. Но если поселок аккредитован в банке и под покупку дома в нем можно получить кредит, это значительно увеличивает продажи и поднимает престиж компании-застройщика. Потому многие девелоперы и стремятся аккредитовать проект в банке.

К тому же оказывается, что для человека, решившего купить загородный дом в поселке, чисто психологически важно, чтобы у застройщиков этот объект был аккредитован в банке. Чтобы теоретически была возможность покупки его по ипотеке.

«Аккредитация в банке – замечательный маркетинговый инструмент, – считает Валерий Мищенко. – Если виден логотип Сбербанка при въезде в строящийся поселок, это означает, что девелопер прошел аккредитацию в этом банке. Такому можно верить. Если проект аккредитован в АИЖК, то, в конечном счете, не важно, будет ли девелопер использовать механизм рефинансирования закладных через АИЖК. Главное то, что для покупателя логотип Агентства по ипотечному жилищному кредитованию говорит о надежности вложений в данный проект».

Наталья Агафонова

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация