Московская жилищная газета

Разное

Опубликовано на сайте: 15 февраля 2011 г. 18:20
Публикация в газете: №8 (827) от 10 февраля 2011 г.

Жизнь как преодоление полосы препятствий

Жизнь как преодоление полосы препятствий

Почему наши инвалиды побеждают на паралимпийских играх? Может быть, ответ состоит в том, что они лучше натренированы и подготовлены к борьбе всей нашей жизнью. Причем начинают «качать мышцы» с раннего детства: для людей с ограниченными физическими возможностями в России не приспособлены ни улицы, ни дворы, ни здания и сооружения, ни транспорт, ни чиновники…

Город для них – сплошная полоса препятствий. Между тем законодательством предусмотрены нормы и правила создания безбарьерной среды, доступности объектов инфраструктуры для людей с ограниченными физическими возможностями.

Равные возможности

Безбарьерная среда – это комплекс архитектурных, транспортных и сервисных стандартов, обеспечивающих равную для всех, в том числе для инвалидов и пожилых людей, доступность к общественному транспорту, административным, торговым, лечебным и зрелищным заведениям, а также к жилым зданиям.

Безбарьерная среда – международный принцип, зафиксированный в таких документах, как Конвенция о правах инвалидов (она подписана и Россией), Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятые резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи ООН 20.12.1993. Речь, к примеру, идет об установке пандусов для лиц, передвигающихся на колясках, о создании специальной разметки или голосовых сигнализаторов для незрячих инвалидов, оборудовании специальными лифтами станций метро.

В широком смысле безбарьерная или доступная среда – это пространство, которое создает легкие и безопасные условия для большинства людей. Ведь, скажем, плавным спуском или съездом, а также правильно установленным пандусом пользуются не только инвалиды. Многие предпочитают подниматься или спускаться не по ступенькам, а по наклонной поверхности – так им удобнее и проще. Поручни нужны не только инвалидам, но и пожилым, детям, беременным женщинам, лицам с избыточным весом. Большинство вполне здоровых и мобильных людей, особенно в непогоду или в гололед, также предпочтает пользоваться лестницами, оборудованными поручнями.

На заметку

В соответствии с нормативными документами к маломобильным группам населения относятся:
– инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов, использующих кресла-коляски);
– инвалиды с нарушением зрения и слуха;
– лица пожилого возраста;
– временно нетрудоспособные;
– беременные женщины;
– люди с малолетними детьми, в том числе использующие детские коляски;
– дети дошкольного возраста;
– другие лица с ограниченными способностями или возможностями самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, вынужденные в силу устойчивого или временного физического недостатка использовать для своего передвижения необходимые средства, приспособления и собак-проводников.

Где об этом сказано

Термин «безбарьерная среда» в основных законодательных актах не употребляется. Взамен законодатель вводит термин «доступность». Безбарьерной среде посвящен ряд статей Конвенции ООН о правах инвалидов: ст. 9 «Доступность», ст. 9 «Самостоятельный образ жизни и вовлеченность в местное сообщество», ст. 20 «Индивидуальная мобильность».

В нашей стране основополагающий законодательный акт – Закон № 181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (проблеме доступности среды посвящены статьи 15 и 16). Сюда же относятся федеральные законы № 384-ФЗ от 30.12.2009 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и № 184-ФЗ от 27.12.2002 «О техническом регулировании».

В Москве проблеме, о которой идет речь, посвящены несколько документов. Вот некоторые из них:

  • Закон от 17.01.2001 № 3 «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы» (с изменениями от 21.11.2007);
  • Распоряжение правительства Москвы от 28.01.2008 № 138-РП «Об обеспечении доступности многоквартирных домов для инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности»;
  • Распоряжение мэра Москвы от 27.08.1997 № 684-РМ «О дополнительных мерах по обеспечению беспрепятственного передвижения и доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры»;
  • Постановление правительства Москвы от 19.12.2006 № 1011-ПП «О приспособлении городского жилищного фонда для инвалидов и эксплуатации в нем специального стационарного подъемного оборудования».

Отдельную группу составляют документы, в которых закреплены градостроительные и технические нормы и правила, обеспечивающие доступность зданий для инвалидов. В частности, это:

  • Градостроительный кодекс РФ (статьи 17, 30, 62, 65 и 66);
  • Постановление от 25.05.1998 Госстроя РФ и Минтруда «Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры»;
  • СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»;
  • Свод правил по проектированию и строительству СП 35-102-2001 «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам».

Закон обязывает

Каким должен быть доступ маломобильных групп к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры?

В ст. 15 закона о соцзащите инвалидов в РФ говорится, что правительство страны, органы исполнительной власти субъектов Федерации и местного самоуправления, организации, независимо от их организационно-правовых форм, создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Речь идет о доступе к жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям. Кроме того, должно обеспечиваться беспрепятственное пользование железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

«Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются». Также не допускается разработка проектных решений на новое строительство зданий, сооружений и их комплексов без согласования с соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ и учета мнения общественных объединений инвалидов.

Почти дословно об этом же сказано в ст. 17 Градостроительного кодекса РФ, а также в ст. 5 Закона столицы № 3 от 17.01.2001 «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы».

Объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства должны оснащаться следующими специальными приспособлениями и оборудованием:
– визуальной и звуковой информацией;
– специальными указателями около строящихся и ремонтируемых объектов;
– звуковой сигнализацией у светофоров;
– телефонами-автоматами или иными средствами связи, доступными для инвалидов;
– санитарно-гигиеническими помещениями;
– пандусами и поручнями у лестниц при входах в здания;
– пологими спусками у тротуаров в местах наземных переходов улиц, дорог, магистралей и остановок городского транспорта общего пользования;
– специальными указателями маршрутов движения инвалидов по территории вокзалов, городских парков и других рекреационных зон;
– пандусами и поручнями у лестниц привокзальных площадей, платформ, остановок маршрутных транспортных средств и мест посадки и высадки пассажиров;
– пандусами при входах в здания, пандусами или подъемными устройствами у лестниц на лифтовых площадках, а также при входах в надземные и подземные переходы улиц, дорог и магистралей.

Все здания, учреждения, независимо от форм собственности, которые подвергаются реконструкции и вновь создаваемые, должны соответствовать этим требованиям. В случае невозможности выполнить их в полном объеме власти районов должны осуществить все архитектурно возможные мероприятия. Причем окончательное решение о невозможности проведения необходимых работ может вынести только суд.

Важные мелочи

Все здания и сооружения, которыми могут пользоваться люди с ограниченными возможностями, должны иметь не менее одного доступного для них входа. При необходимости он должен быть оборудован пандусом или другими устройствами (подъемниками наклонного или вертикального перемещения), обеспечивающими возможность подъема граждан данной категории на уровень входа в здание, его первого этажа или лифтового холла.

Вход в здание на одном уровне с тротуаром без лестниц и пандусов – идеальное решение проблемы беспрепятственного доступа при проектировании зданий и сооружений.

Двери в здания и помещения на путях движения человека в кресле-коляске не должны иметь порогов, либо их высота не должна превышать 2,5 см. По возможности желательно, чтобы двери имели устройства автоматического открывания и закрывания.

Для обеспечения безбарьерного доступа людей к различным социальным и культурным объектам (киноконцертный зал, спортивная площадка, бассейн, природоландшафтная зона и т.п.), в том числе и передвигающихся на креслах-колясках, пути подхода (подъезда) положено оснащать противоскользящими покрытиями и противобуксовочными средствами.

В местах пересечения пешеходных путей с проезжей частью улиц и дорог должен быть предусмотрен пониженный бордюр достаточной ширины (не менее 900 мм) и с безопасной высотой бортовых камней (не менее 2,5 см).

Все лестницы на пути движения человека в кресле-коляске должны быть продублированы пандусами или подъемниками.

В жилых районах вдоль пешеходных дорожек и тротуаров, предназначенных для передвижения, следует предусматривать места отдыха со скамейками (не реже чем через 300 м).

Контрастно и громко – видно и слышно

Для незрячих и слабовидящих людей самая большая проблема – ориентировка на местности и получение информации. Для таких инвалидов, в частности на городских тротуарах, дорогах, подземных переходах и в зданиях должны быть устроены специальные рельефные направляющие, указывающие направление движения. Эти направляющие, как и края тротуаров и дорог, нужно выкрасить в контрастный (белый или желтый) цвет. Также важно, чтобы были обозначены контрастным цветом края платформы в метрополитене и на железнодорожных перронах. На каждом лестничном марше края первой и последней ступеньки (на всю ширину) должны быть окантованы контрастными ярко-желтыми или белыми рельефными полосами. Контрастным цветом нужно выделять и двери общественных учреждений.

При пересечении проезжей части, там, где есть светофоры, все они должны быть оборудованы специальным звуковым сигналом.

Любая текстовая информация, размещаемая на улицах (название самих улиц, номера домов и подъездов, названия магазинов, учреждений), должна дублироваться на азбуке Брайля и находиться в строго определенных местах.

Еще одно требование: на всех остановках общественного транспорта расписание движения также должно быть продублировано на азбуке Брайля, а все остановки и номера маршрутов – объявляться.

Для людей с проблемами слуха основное неудобство также связано с получением информации. Нужно, чтобы вся звуковая информация дублировалась текстом или оповещательными знаками. Имеется в виду установка в общественном транспорте электронного табло «бегущая строка», на станциях метро – электронных табло, которые могут дать необходимую информацию в случае возникновения той или иной ситуации.

А что говорит КоАП?

Ответственность за нарушения законодательства в сфере, о которой идет речь, установлена рядом нормативных актов. В частности, конкретные нормы закреплены в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Ст. 5.43 КоАП: нарушение требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 руб., на юридических лиц – от 3 до 5 тыс. Административное дело по ст. 5.43 правомочен рассматривать мировой судья, которым выносится постановление о привлечении виновного к ответственности. На практике такие дела обычно инициируются работниками органов прокуратуры в рамках проводимых комплексных проверок супермаркетов, рынков, центров отдыха, кафе, ресторанов.

Ст. 9.13 КоАП: уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 до 3 тыс. руб., на юридических лиц – от 20 до 30 тыс. К сожалению, статья работает плохо: практика ее применения почти отсутствует.

Ст. 9.14 КоАП: отказ от производства транспортных средств общего пользования, приспособленных для инвалидов, влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 до 3 тыс. руб., на юридических лиц – от 20 до 30 тыс. На практике статья фактически не применяется.

Ст. 11.24 КоАП: нарушение руководителем организации или иным должностным лицом, ответственным за организацию системы транспортного обслуживания населения и эксплуатацию транспортных средств, требований законодательства, которые предусматривают включение в систему транспортного обслуживания населения транспорта, доступного для инвалидов, влечет за собой наложение административного штрафа в размере от 2 до 3 тыс. руб. Прецеденты рассмотрения дел по указанной статье не известны...

Комментарий

Максим Ларионов, юрист региональной общественной организации инвалидов «Перспектива»:

– Конституцией России каждому гражданину гарантировано право на передвижение. Но, к сожалению, не все и не всегда могут этим правом воспользоваться. Многие места общественного пользования просто не приспособлены для людей, вынужденных передвигаться на коляске, нет подъемных платформ или хотя бы каких-то подъемных устройств для инвалидов-колясочников. А там, где есть спецприспособления, они далеко не всегда соответствуют ГОСТу. Главное – чиновники отчитались, что работа проделана. А какой именно получился пандус (под каким углом, с какими поручнями, имеется ли площадка для отдыха человека, передвигающегося на коляске), неважно.

Нередко можно видеть, что на ступеньках в магазин стоят два рельса, но нет поручней. И считается, будто это пандус. Пусть тот, кто его соорудил, попробует сесть в коляску и скатиться вниз – попадет в травмпункт.

Кстати, не могу сказать, что в Москве все плохо. Москва старается. Минувшим летом была проведена большая работа по оборудованию дворовых территорий, тротуаров, съездов, по оснащению светофоров. Просто не всегда все делается так, как надо, с нужным качеством. Не всегда привлекают общественные организации инвалидов к решению вопросов, связанных с созданием беспрепятственной среды. А ведь ни одно общественное здание в России не может быть принято без подписи «инвалидных организаций». Но… принимаются.

Смысл универсального безбарьерного дизайна состоит в следующем: все, что удобно для инвалидов, будет удобным и для остальных граждан, даже если они не имеют физических ограничений – и маме с коляской, и пожилым людям.

И еще. Доступная среда предполагает не просто физическую доступность, она подразумевает также и доступность образования, трудоустройства. Это в интересах самого государства, потому что самостоятельный человек, скорее всего, будет полезен обществу. Он может работать, создавать семью, платить налоги. Это огромный потенциал – во всем мире насчитывается до 10% людей с различными формами инвалидности. Но если человек заперт в четырех стенах и лишь получает от государства пенсию, он ничего полезного для общества сделать не в состоянии. Государство не дает ему такой возможности.

В Москве, да и в стране в целом, создана необходимая правовая база для обеспечения людей с ограниченными физическими возможностями комфортными условиями их жизнедеятельности. Но наши законы, касающиеся инвалидов, носят в основном декларативный характер. К примеру, Федеральный закон о соцзащите инвалидов, принятый еще в 1995-м, в полной мере регламентирует, что все должно быть доступно для людей с ограниченными возможностями. Сколько лет прошло? Больше 15. А сделано крайне мало, поскольку отсутствовал четкий механизм исполнения и контроля.

Сейчас появилась надежда, что проблема будет решена. В связи с подготовкой к ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов намечается внести изменения и дополнения в российское законодательство, утверждена госпрограмма «Доступная среда» на 2011–2015 годы, для реализации которой заложены значительные средства. Очень надеемся, что в ходе реализации этой программы появится и будет отлажен эффективный механизм исполнения всех тех норм закона, которые уже существуют.

Сайт организации инвалидов «Перспектива»: perspektiva-inva.ru.

Галина Писарчик

Другие статьи на тему: Разное

  • Большой Фестиваль
    По словам руководителя Департамента культуры Москвы Сергея Капкова, новогодние праздники в Москве пройдут в новом формате – это будет большой городской фестиваль. В программе – 1300 мероприятий, на которых ожидается до 5 миллионов человек. Фестиваль уже начался и продлится до 8 января.
  • Новоселье по старому адресу
    В уходящем году московская школа № 1652 отметила свое 75-летие. Главным подарком к юбилею стало долгожданное новоселье. Справили его по старому адресу – ул. Верхняя Красносельская, 30.
  • «Звездочка» любит простор
    Необычный детский сад открылся в районе Чертаново Южное. По площади он в полтора раза больше типового. Целых 4300 кв. м! Для чего же такие размеры? Все объясняется просто – это первое в России полностью адаптированное к потребностям детей-инвалидов дошкольное учреждение.
  • Дорогие читатели!
    Это последний наш номер. Газета «Квартирный ряд» останавливает свой выпуск.
  • Как дать деньги в долг и при этом не потерять друга
    Новый год настает. Принято дарить подарки. По статистике это самый затратный праздник. А если денег не хватает, например, на турпутевку на Мальдивы для любимой дочки (внучки, жучки)? Где взять? Самый простой вариант – попросить взаймы у родственников, друзей или коллег. В роли одалживающего может оказаться и каждый из нас.