Когда в товарищах согласье есть
Москва полностью отказалась от своего неофициального статуса государства в государстве. Таков итог двух важных событий февраля.
Первое – это заседание Объединенной коллегии исполнительных органов государственной власти Москвы и Московской области, показавшее, что продекларированная «перезагрузка» отношений столицы и Подмосковья состоялась не на бумаге. Другое событие – недавнее заседание президиума правительства Российской Федерации, посвященное исключительно проблемам региона. Федералы заявили о готовности взвалить на себя часть столичной неподъемной ноши – помочь материально.
Мэр проехался по транспорту
После заседания президиума Сергей Собянин вышел к журналистам и сообщил о создании координационного совета по решению транспортных проблем. «На самом деле мы уже работаем в режиме координации совместных действий последний месяц, – сказал мэр. – Все крупные решения в области транспорта согласуются между собой правительствами Москвы, Московской области и Министерством транспорта РФ»,– добавил он.
«Весь этот комплекс вопросов до сегодняшнего дня, скажем, решали порознь, и ничего хорошего в этом не было», – сказал Сергей Собянин и выразил уверенность, что теперь, когда полномочия координационного совета нормативно закреплены, все вопросы будут рассматриваться совместно, согласовываться друг с другом.
«Для чего такая координация нужна – продолжал мэр. – На мой взгляд, это очевидно: мы вместе разрабатываем программы развития транспортного узла, во-первых. Во-вторых, мы будем согласовывать проекты крупнейших транспортных магистралей, чего до этого не было. Я имею в виду и мощность, и сроки их строительства. Так, чтобы не получалось, что Москва строит до границы Московской области, а дальше ни Московская область, ни Минтранс не продолжают это строительство. Или наоборот. Такие случаи должны быть исключены или, по крайне мере, мы четко должны знать, в какие сроки, какой проект в какой стадии будет реализовываться», – пояснил мэр.
Он рассказал, что совместными усилиями и «в режиме постоянных консультаций» подготовлен проект программы развития московского транспортного узла. Это 400-страничный документ, который сейчас находится на экспертизе, и город предложит его совместное рассмотрение на одном из совещаний правительств. Например, по этому документу в 2011–2013 годах предполагается разработать проект реконструкции Волоколамского шоссе – от пересечения с Ленинградским до МКАД. Предполагается, что вслед за Ленин-градкой Волоколамка должна стать бессветофорной.
Будут спроектированы Северный и Южный дублеры Кутузовского проспекта. За счет перекладки линий электропередачи должны появиться дублеры Варшавского, Щелковского, Осташковского шоссе. Мощное развитие получит метрополитен.
По данным Минтранса, сейчас 2,5 миллиона москвичей, то есть 24%, проживают в крупных жилых массивах, не имеющих метро. Отставание в сооружении линий метрополитена составляет более 100 километров. Преодолевать его город намерен по 15 километров в год. Приоритет отдается строительству третьего контура подземки с выходом на территорию Московской области. К радиальным и Кольцевой веткам добавятся хордовые, которые будут их пересекать. Это нужно для того, чтобы охватить сетью метро как можно больше жителей отдаленных районов, таких как Бирюлево, Жулебино и других.
Сложнейший вопрос, который подлежит совместному рассмотрению, – транзит и перевозка грузов в рамках московского транспортного узла. Это огромные потоки, но как их оптимизировать, пока еще, по признанию мэра, не совсем ясно. «Мы до конца не понимаем, какие объемы грузов и для чего заходят в Москву, куда развозятся, по каким логистическим схемам». Речь и о грузовых железнодорожных перевозках, и об автомобильных. По мнению Сергея Собянина, разрулить проблему самостоятельно невозможно, это нужно делать вместе с Московской областью и Минтрансом, считает мэр.
Говорил он и о междугородных автобусных перевозках. По его словам, в Москве практически нет цивилизованных автобусных вокзалов, нет единой системы продажи билетов и контроля за продажей. Нет единой системы логистики движения автобусов Московской области в Москву и обратно. И также в Москву из других регионов.
Кооператив власти
Транспортная тема была главной и на заседании Объединенной коллегии исполнительной государственной власти Москвы и Московской области, на котором принят ряд решений о совместных действиях. Так, запланировано разработать программу общих мероприятий по реконструкции МКАД и головных участков радиальных автодорог, вместе согласуя полосность и сроки реконструкции вылетных магистралей города и области.
Предусмотрено строительство новых станций метро и линий скоростного внеуличного транспорта на территории Подмосковья. Предполагается пустить скоростные трамваи из Москвы в Балашиху, Щербинку и до микрорайона «Северный».
По ходу заседания в планы правительства Москвы по развитию транспортного узла вносились коррективы. Например, столица и область решили совместно создавать интеллектуальную транспортную систему, вместе вводить в действие единую платежную карту. Эту работу Москва и Подмосковье начинали порознь, а продолжат и закончат сообща.
По словам руководителя столичного Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Николая Лямова, «будет скооперирована» система контроля и управления пассажирским транспортом, и весь общественный транспорт Москвы и Подмосковья станет работать в общей системе единого диспетчерского центра. Кроме того, на всех вылетных магистралях запланировано выделение отдельных специальных полос, предназначенных для общественного транспорта.
Намечено совместное проектирование транспортно-пересадочных узлов, новых автовокзалов и ряда других подобных объектов. Причем в ходе заседания был переосмыслен сам подход к строительству автовокзалов: от укрупнения решили перейти к обратному процессу – их разукрупнению с созданием пересадочных узлов, что должно снизить нагрузку на прилегающую транспортную сеть.
Как сообщил зам. министра транспорта России Олег Белозеров, сейчас идет корректировка цифр с учетом возможных поступлений из федерального бюджета, который также должен вкладываться в развитие Московского транспортного узла. Всего же, по его словам, столица на транспортную отрасль в 2011 году потратит порядка 240 млрд рублей.
Не надо спорить
Да, лед тронулся, и впору говорить о начале ледохода, перед которым понемногу отступают былые границы и барьеры, решаются давние междоусобные споры. На заседании президиума коллегии наконец был решен спор Москвы и области по Ленинградке – подписан протокол о распределении зон ответственности по Ленинградскому шоссе до Шереметьево-2. «Мы определились, что до 29-го километра Ленинградкой будет заниматься правительство Москвы, и весь имущественный комплекс будет находиться в его ведении. Минтранс даст финансовые ресурсы на строительство развязки на этой трассе. Московская область будет заниматься всей остальной дорогой до Шереметьево. Это один из примеров такого сотрудничества», – сказал Сергей Собянин.
Один из прежде неразрешимых вопросов, который был вынесен на заседание коллегии, – спорные, сопредельные территории. Одной из них являются иловые площадки Люберецких полей аэрации. Губернатор Борис Громов заявил о принятом им решении «внести в границы города Москвы» участок Люберецких полей аэрации. Кстати, этот участок – первый, но далеко не последний из сопредельных, которые область готова отдать Москве.
По крайней мере, так явствует из названий одноименных докладов, с которыми выступили председатель Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы Александр Кузьмин и министр строительства правительства Московской области Павел Перепелица: «О гармонизации градостроительной деятельности на сопредельных территориях города Москвы и Московской области на примере комплексного освоения иловых площадок Люберецкой станции аэрации».
Причем оба докладчика отметили, что реализация первой очереди комплексной застройки этой территории (в соответствии с ранее принятыми решениями) уже начата. На передаваемом участке в 500 гектаров будет возведено 4 млн кв. метров жилья, а также объектов инженерной и социальной инфраструктуры. Кроме того, намечено создать 18 тысяч дополнительных рабочих мест.
Стоит вспомнить и о долгих спорах между Москвой и областью за Лосиный Остров. Споры закончены. Мэр Москвы Сергей Собянин и министр природных ресурсов и экологии РФ Юрий Трутнев подписали соглашение о взаимодействии правительства города и Минприроды при обеспечении деятельности национального парка.
Дело не только в дорогах
На заседании коллегии обсуждался и вопрос координации деятельности правительств двух регионов при возникновении чрезвычайных ситуаций. Летние пожары, «ледяной» дождь в новогодний период и произошедший в результате энергетический коллапс, наконец, теракт в аэропорту «Домодедово» показали, что полная координация действий города и области в чрезвычайных ситуациях просто необходима.
До сей поры правоотношения, регулирующие вопросы взаимодействия и взаиморасчетов в области пожарной безопасности, защиты населения и территории от ЧС природного и техногенного характера, вообще отсутствовали, но теперь будет иначе. Сергей Собянин и Борис Громов приняли решение создать совместный оперативный штаб Москвы и области по предотвращению и ликвидации последствий техногенных, природных аварий и чрезвычайных ситуаций, а также разработать его полномочия и утвердить состав.
Будет также подготовлен план создания единой группировки сил для тушения природных пожаров на территории столицы и области.