23:30:44
11 апреля 2021 г.

Смета – от слова «сметливый»

А сметливый – значит, предусмотрительный, сообразительный и догадливый. По вашим просьбам вместе с генеральным директором Межрегиональной организации объединений домовладельцев Ларисой ДЕНИСОВОЙ мы еще раз возвращаемся к правилам составления смет в некоммерческих управляющих организациях – ТСЖ, ЖК, ЖСК.

Не всякий ремонт – капитальный

Почему отчисления в фонд капремонта нужно записывать в смете отдельно?

– Это всем понятный специальный фонд, который по закону разрешено создавать некоммерческим организациям. В смете его надо выделять отдельно, поскольку существуют жесткие нормативы по поводу того, какие работы относятся к капремонту, а какие – нет. Потратить эти деньги можно только на работы, которые поименованы в приложении № 8 к постановлению Госстроя № 170 от 27.09.2003 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда». На другие нельзя – подсудное дело. Средства этого фонда имеют исключительно целевое назначение. Поэтому надо внимательно отнестись к нормативам, как строительным, так и по порядку составления смет при планировании таких работ. К примеру, если речь идет о ремонте не более 20% кровли, то его надо планировать как текущий.

Законодательно определены два источника финансирования капремонта. Основной – средства собственников. Может быть и второй дополнительный – из бюджета. Нормативов по поводу того, сколько средств должно быть собрано с жителей на те или иные работы, нет. Нет ограничений ни на суммы, ни на форму сбора и хранения средств. Свобода! Это правильно, потому что бесполезно в нынешней ситуации вводить какие-то нормы. По закону все решают собственники – как собрать, сколько и на что потратить.

Некоммерческий подход

Согласно решению общего собрания собственников расчеты с жителями за коммунальные услуги производим по тарифам, с поставщиками – по общедомовым приборам учета. За счет этой разницы в конце года на счету образуется приличная сумма. Жители предложили направлять ее на нужды дома, к примеру на капремонт или на организацию автостоянки. Как грамотно определить назначение этих средств?

– На общем собрании вы утвердили смету. Если в разделе «фонд оплаты коммунальных платежей и услуг связи» предусмотрен раздел, к примеру, «затраты на ремонт, модернизацию инженерных сетей» или «на содержание котельной или теплового пункта», то в этом случае не надо будет специально проводить общее собрание по поводу назначения образовавшейся разницы. Вы от граждан получили решение в виде утвержденной сметы. Средства более логично предусмотреть в «коммуналке», потому что любые ремонтные работы на инженерных сетях связаны с обеспечением жителей коммунальными услугами.

Если этого пункта в смете нет, необходимо провести собрание и включить вопрос о направлении образовавшейся разницы в повестку дня. Иначе деньги вы обязаны будете вернуть людям в виде перерасчета по итогам года.

Организовать автостоянку можно на коммерческой основе, в этом случае ТСЖ будет платить налоги на доходы от предпринимательской деятельности. А можно и в рамках уставной деятельности. Это не значит, однако, что автостоянка будет бесплатной для пользователей. На общем собрании решили – организовать парковку для автомобилей своих жителей. Для этого создаете специальный фонд на благоустройство, указав в протоколе, что финансироваться он будет автовладельцами в таком-то размере и в таких-то целях. Таким образом, в смете появится пункт: целевые поступления в специальный фонд на благоустройство. А в квитанциях автовладельцев – еще одна строка: взносы в этот фонд.

ДЕЗ должна делиться

Недавно в квитанциях, которые выдает наш ЖСК на оплату жилищно-коммунальных услуг, появилась строка «дополнительный взнос на зарплату председателя и бухгалтера». Насколько это обоснованно?

– Примерно пять лет назад Москва утверждала две ставки на содержание и текущий ремонт общего имущества. Одна была меньше на 16 копеек с кв. метра – специально для ЖСК и ТСЖ. Причины понятны: с образованием юридического лица автоматически появляются управленческие расходы. Предполагалось, что на эти 16 копеек с метра кооперативы и товарищества содержат своего бухгалтера и председателя. Не важно, много это или мало, но законодательно эта разница была обозначена. В последнее время ставка стала одинаковой для всех домов.

Этот вопрос принципиален для тех ЖСК и ТСЖ, которые подписали договор обслуживания или управления с ДЕЗ. Дирекции, как правило, требуют перечислять на их счет утвержденную городом ставку полностью (и плату жителей, и бюджетную субсидию). Дескать, на содержание правления собирайте средства дополнительно. Несведущие председатели, как ваш, так и делают – включают в квитанции дополнительные взносы на зарплату, чем вызывают недовольство жителей. И к тому же нарушают закон. Если ЖСК согласилось работать по ставке правительства Москвы, то сверх нее брать с жителей не имеет права.

Грамотные товарищества и кооперативы поступают иначе: при заключении договора с ДЕЗ определяют часть городской ставки, которую оставляют себе на управленческие расходы. Варианты разные: либо ДЕЗу ежемесячно недоплачивают эту разницу, либо ДЕЗ возмещает ее, скажем, раз в квартал.

Часто спрашивают, как определить эту разницу. Как правило, это 15% от городской ставки. Но все зависит от объема работ, ведь управленческие обязанности между председателем и ДЕЗ можно распределить по-разному. Например, председатель может взять на себя всю работу по установке счетчиков и расчетам по ним (это масса забот). А может отдать ее ДЕЗ. Если договорились о том, что дирекция будет возмещать управленческие затраты, то для этого председатель должен представлять обоснование – документально подтвержденные расходы на управление.

Если в ваших квитанциях появился дополнительный взнос на зарплату председателя и бухгалтера, это значит, что ваш председатель не договорился с ДЕЗ либо не знает о возможности профинансировать свою зарплату из городской ставки.

И еще. Новая строка в квитанции не может появиться без решения общего собрания.

Размер зарплаты и результаты

Как рассчитать число управленцев в ЖСК или ТСЖ, и как определить их зарплату?

– Любое товарищество и кооператив, как юридическое лицо, должны иметь минимум двух работников – бухгалтера и руководителя. Не важно – с зарплатой или нет, но на должности в штатном расписании они должны числиться.

Как определить зарплату председателя? Выбирая на эту должность человека, нужно понимать, что объем работы у него будет очень большой, и трудиться ему придется не восемь часов в сутки, а гораздо больше. На него возлагается ответственность: финансовая, уголовная, моральная. Даже если он сделал капремонт, и аварии дому не грозят, то все равно постоянно возникают проблемы, которые надо решать.

В 1997 году наша организация попробовала примерно определить зарплаты в ЖСК и ТСЖ исходя не из нормативов, а из сложившейся практики. Тогда зарплата председателя ЖСК была на уровне 2–4 тысячи рублей, были и те, кто работал за 500 рублей. Сегодня такие суммы эквивалентны 15–20 тысячам. Это тот минимум, за который с человека можно что-то спрашивать.

Если должность председателя общественная, то применяется такое понятие, как вознаграждение по итогам работы. Но для этого в смете должен быть заложен премиальный фонд.

Конфликты чаще вызывает не размер зарплаты, а то, что он никак не зависит от результатов работы. Эта проблема легко решается, если разбить фонд заработной платы на несколько статей. Скажем, 70% идет на оплату труда, 20% – на премиальные, 10% – на материальную помощь. За счет двух последних статей появляется возможность стимулировать ваших работников на хорошие результаты.

Учтите мнение оппонентов

Каким собранием утверждается смета в доме с ТСЖ?

– В доме, где создано товарищество, ежегодно должны проводиться два собрания: собственников и членов ТСЖ. Смета утверждается общим собранием членов товарищества. Собственники – не члены обязаны подчиниться решению большинства. Для того чтобы избежать конфликтов, их мнение нужно учесть, а все предложения отразить в протоколе.

Непонятливый «отщепенец»

Один из наших жителей вышел из членов ЖСК и теперь отказывается платить взносы на содержание и текущий ремонт общего имущества, установленные общим собранием в смете. Требует выставлять ему счета на выполненные работы, дескать, оплатит только после того, как проверит факт их выполнения и подпишет акт приемки. Как ему доказать, что он не прав?

– Претензии этого собственника связаны с тем, что он не понимает разницы между коммерческой и некоммерческой деятельностью ЖСК. Конфликты на этой почве – обычное дело. Переезжает человек из обычного дома в кооперативный и начинает заявлять права: «Я не знаю, за что плачу. Мало ли что вы мне там написали, хочу знать, куда пошли мои деньги. Не предъявите конкретных работ, то мне и платить не за что. Взносы, которые вы собираете, меня не касаются, я в ЖСК вступать не собираюсь».

Человек, никогда не проживавший в ТСЖ или в ЖСК, настроен к этим организациям точно так же, как и к любой другой, куда он пришел затем, чтобы его обслужили – в химчистку, прачечную, магазин. Деньги заплатил – должен видеть, за что. Если бы в его доме работала коммерческая УК, он был бы прав на сто процентов! Там есть практика подписания актов выполненных работ, оформляются счета-фактуры.

В некоммерческой организации счетов практически не бывает, потому что есть смета. Зачем выписывать счет, если на конкретную работу можно потратить только ту сумму, которая заложена? Никаких счетов не предусмотрено и на оплату целевых взносов, если речь идет о добровольных взносах на уставную деятельность. А у не членов есть выбор: либо состоять с ЖСК в предпринимательских отношениях и производить оплату по коммерческому договору, либо добровольно вносить те же самые взносы, что и члены ЖСК.

Являясь организацией, основанной на членстве, кооператив не оказывает платных услуг своим членам по возмездным договорам и, соответственно, не может предъявлять им счета на оплату работ и услуг.

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация