Чего хотят «низы»?
Как правило, реформы в нашей стране спускаются сверху. Поэтому они не всегда удачны. Ситуация с ЖКХ – прямое тому подтверждение. Пресловутые поправки в Жилищный кодекс, рубящие на корню самоуправление, ТСЖ как институт, навязывающие обязательное саморегулирование, уже прошли в Госдуме первое чтение. Они настолько опасны, что жилищная общественность наконец-таки всколыхнулась, зашумела, защищая права не только ТСЖ, но и всех россиян, проживающих в многоквартирных домах.
Речь идет об организациях, известных и в Москве, и за ее пределами. Имена их лидеров, активистов также у всех на слуху.
К сожалению, на уровне района, квартала и даже дома с жилищным движением у нас – полный штиль. Нет там своих лидеров местного значения. За редким исключением. Как раз о таком исключении и пойдет речь.
Нам не все равно
Жила-была в Москве замечательная женщина Людмила Дмитриевна Меликова – искренне любящая свой город и неравнодушная ко всему, что в нем происходит. Создала Социально-культурный фонд защиты памятников, историко-культурных территорий и объектов, значимых для сохранения и развития самобытности народов мира, их вклада в мировую цивилизацию «Созидание». Занималась вопросами сохранения памятников, экологии города, реформы ЖКХ. Да и просто помогала людям в делах житейских. Однажды, пытаясь помешать сносу исторического здания, не задумываясь бросилась под колеса экскаватора. Умерла в больнице спустя несколько дней. Это было два года назад…
Добрую память о себе оставила Людмила Меликова. Теперь начатое ею дело продолжают ее ученики и последователи: Ирина Дружинина, дочь Меликовой, сопредседательствует в фонде вместе с Татьяной Варской – координатором рабочей группы по реформе ЖКХ управы Пресненского района. Там же Нина Стефановская – знаток по части ЖКХ, Лиана Алиева – председатель ТСЖ, Галина Солонецкая и Татьяна Епифанова – члены экспертного общественного совета депутата Госдумы Галины Хованской.
Они помогают урегулированию вопросов сохранения, реставрации храма Воскресения Христова в Кадашах, развития территории 401-го квартала Якиманки. Их можно встретить на всех мероприятиях – общероссийских форумах, городских семинарах и совещаниях, где обсуждаются проблемы реформирования ЖКХ. Они везде и всюду: выступают в средствах массовой информации, пишут заключения и предложения в Совет Федерации, Госдуму, Мосгордуму, Минрегионразвития, правительство Москвы. У каждого есть и практика в своем доме. Словом, это те люди, которые не дают спокойно жить чиновникам, но при этом пробивают свои вопросы по-партнерски, понуждая к конструктивному диалогу. Отписками тут не побалуешь!
Реорганизация или банкротство?
О том, что, собственно, волнует жилищных активистов местного значения, нам рассказала Татьяна Варская:
– Недавно во всех административных округах прошли заседания коллегий, на которых обсуждались проблемные вопросы ТСЖ, ЖСК. Однако 85% домов в Москве все еще управляется ДЕЗами, и пласт острейших проблем во взаимоотношениях между ними и собственниками никто замечать не хочет. Назрела потребность обсудить их совместно с инициативными группами, домовыми комитетами.
Мы писали властям письмо с просьбой провести такое совещание. Обозначили проблемы в части защиты интересов собственников жилья, экспертизы договорных отношений, создания условий для динамичного развития рынка УК, противодействия применению грязных технологий в конкуренции. Вместо этого нам прислали письменный ответ из Департамента ЖКХиБ, в котором нет ответов на конкретные вопросы. Лишь ссылки на законодательную базу с разъяснением, как планировалось, как должно быть.
Правительство Москвы 1 декабря 2009 г. приняло постановление № 1327-ПП «О мерах, направленных на повышение конкурентоспособности государственных унитарных предприятий города Москвы, осуществляющих деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства», по которому предполагается «преобразовать ГУП ДЕЗ в открытые акционерные общества с сохранением до 2014 г. в собственности города Москвы 100% акций создаваемых акционерных обществ». Намечен план-график по приватизации, согласно которому к настоящему времени должно быть выполнено три этапа – предоставление документов в ДИГМ, инвентаризация и аудит. Также предусматривалось «в 1-м квартале 2010 г. организовать информирование населения о мерах, предпринимаемых столичным правительством для повышения конкуренции в сфере ЖКХ». Однако достаточной информационной работы на местах не проводилось.
Наша озабоченность судьбой ГУП ДЕЗ связана с тем, что принимаемые решения правительства об их реорганизации не соответствуют практике их выполнения. Происходит фактически ликвидация ДЕЗов, они искусственно подводятся к банкротству.
Как это происходит, к примеру, в моем Пресненском районе и в других районах ЦАО? Снижается численность работников, сокращаются общие объемы оказываемых услуг за счет перевода многоквартирных домов в управление к недавно созданным управляющим организациям – ООО. Часто без ведома собственников и без проведения собраний по выбору управляющих организаций. Дается административное указание подрядным организациям расторгнуть договор с ГУП и перезаключить с ООО. При этом грубо нарушаются права жителей и нормы Жилищного кодекса, так как управлением занимаются навязанные коммерческие структуры, поддерживаемые административным ресурсом. Решением сверху прекращено обслуживание значительной части домов ГУП ДЕЗ, который по законодательству должен продолжать обслуживание до проведения общих собраний или конкурса. На наши запросы префектура ЦАО, управа отвечает, что «ГУП ДЕЗ Пресненского района не вошел в программу приватизации путем преобразования в ОАО, акции которых сохраняются в собственности города Москвы».
А жители хотели бы знать, что предпринимает управа, префектура для восстановления производственных показателей ГУП ДЕЗ, как планирует помочь жителям – вернуться из ООО в ГУП ДЕЗ, то есть в компанию, которую они выбирали.
Спросили об этом в письме. Однако Департамент ЖКХиБ ответил: «В связи с поступающими в аппарат мэра и правительства Москвы многочисленными обращениями жителей ЦАО по вопросам резкого уменьшения количества многоквартирных домов в управлении ГУП ДЕЗ районов Арбат, Басманный, Пресненский, в отношении которых может быть поставлен вопрос о ликвидации, данные вопросы находятся на постоянном контроле ДИГМ и ДЖКХиБ». То есть признают, что «обескровили» ГУП ДЕЗы в Пресне, на Арбате и в Басманном районах, но ни слова нет о том, как их собираются оздоровлять!
Кто-то теряет и… не находит
Утрата технической документации на многоквартирные дома – серьезная проблема, особенно в районах старой застройки. Сейчас собственникам жилья за свой счет предлагается ее заказывать или восстанавливать. Это неправомерно и обременительно. Государство должно было обеспечить архивное хранение документов и их актуализацию. Если власть своих обязательств не выполнила, то отвечать за это должны не собственники, на это должны быть выделены бюджетные средства. Без полного комплекта документов усложняется эксплуатация дома. К тому же документация является доказательной базой и при решении спора в судах. На новостройки с недавних пор представляется инструкция, включающая в свой состав и техпаспорт, и проектную документацию, и многое другое. Почему не разработать инструкции с приложением технической документации и на дома старой застройки, хотя бы на типовые серии?
В угоду бизнесу
Тревожит нас, продолжает Т. Варская, и массовый перевод жилых помещений в нежилые на первых этажах многоквартирных домов. Это снижает комфортность проживания и качественные показатели жилья. К тому же изменение назначения помещений в доме происходит без согласования с жителями. Есть печальные примеры в Санкт-Петербурге. В одном из домов офисы поглотили квартиры нескольких этажей, и жители вынуждены держать оборону на двух последних этажах. Местные власти «отомстили» им за то, что те были против реконструкции жилья в угоду коммерсантам. Провели в здание газ через муниципальную квартиру на 6-м этаже, а трубопровод теперь украшает фасад дома. Зачем строить офисное здание, если можно расселить дом в центральной части города?
Жилищный кодекс закрепил за собственниками право владения общим имуществом дома. Поэтому необходимо, чтобы с ними согласовывалось функционально использование нежилых помещений любых форм собственности. Офисы в жилом секторе создают массу конфликтных ситуаций между жителями и коммерсантами. Слишком разные цели: безопасное и комфортное проживание и извлечение прибыли. Коммерческое использование нежилых помещений в домах влечет за собой целый комплекс проблем: дефицит парковочных мест, ухудшение санитарного состояния дворов, нежелание бизнеса нести эксплуатационные издержки по содержанию общего имущества, отсутствие контроля над начислением платежей коммерсантам за коммунальные услуги.
Тем не менее в конфликтных ситуациях органы исполнительной власти чаще поддерживают не жителей, а предпринимателей.
От редакции:
Пресненскому району повезло, там уже есть группа активистов, которая действует в интересах всех жителей района в отношениях с органами власти. Хорошо, если бы в каждом столичном районе неравнодушные жители организовали такие же группы – советы, ассоциации, впрочем, неважно, как их назвать. Главное, чтобы они были способны наладить мостики взаимопонимания между всеми участниками реформы – управляющими компаниями, властью – в интересах жителей.