Диван не вышел цветом
Казалось бы, что проще: зашел в магазин, полистал каталог, выбрал цвет, форму мебели, сообщил ее размеры и со спокойной душой отправляйся домой и жди, пока тебе позвонят и сообщат, что заказ готов.
Можете считать себя счастливчиком, если мебель доставили в срок, а при сборке не обнаружилось недостатка. Значит, вам попалась добросовестная фирма, уважающая клиентов и заботящаяся о своей репутации.
К сожалению, такие фирмы сейчас редкость. Поэтому попробуем разобраться, как подстраховать себя, чтобы радость не была омрачена невозможностью вернуть деньги за некачественный товар.
Во-первых, при оформлении договора убедитесь, что в нем присутствует срок изготовления заказа. Кроме того, должно быть ясное и полное описание планируемого гарнитура – цвет, размер, фирменное наименование. Особое внимание уделите цвету. В мастерских для простоты его определения используют цифры, никаких «дуб», «орех», «красное дерево» и прочее вы не увидите. Но попросите, чтобы в договоре дописали полное наименование цвета – иначе рискуете купить совсем не то, что хотели.
Срок изготовления может исчисляться как в календарных, так и в рабочих днях. Так что в случае какой-либо задержки с доставкой не спешите обвинять производителя в несоблюдении договора, а лучше внимательнее этот договор изучите.
Если же вы уверены, что должны были получить мебель еще на прошлой неделе, напомните об этом продавцу. И не позволяйте кормить себя обещаниями – мол, завтра будет, ну в крайнем случае, послезавтра. По закону в случае несоблюдения сроков договора продавец обязан выплатить вам неустойку в размере 3% в день от стоимости товара (ст. 28 Закона «О защите прав потребителей»).
Сразу пишите претензию и отправляйтесь с ней в магазин. Пусть кто-нибудь из сотрудников сделает ее копию и поставит на ней отметку о принятии (дату, ФИО, должность). Документ будет служить вам доказательством того, что магазин осведомлен о ваших требованиях. Согласно ст. 22 Закона РФ «О защите прав потребителей» подобные требования подлежат удовлетворению в течение 10 рабочих дней с момента их получения – даты принятия претензии.
Если же реакции на ваши действия не последовало, можете расторгать договор и требовать назад деньги. Делается это с помощью той же претензии. Молчат – подавайте в суд.
Претензию можно составлять не только в случае задержки заказа, но и тогда, когда в готовом изделии обнаружились существенные недостатки. В этом случае, согласно ст. 29 вышеупомянутого закона, вы можете потребовать возврата стоимости мебели (естественно, мебель придется вернуть), безвозмездного устранения этих недостатков или повторного изготовления мебели за счет фирмы. Возможно и соразмерное уменьшение стоимости товара.
Но требование потребителя об устранении недостатков либо изготовлении другого комплекта мебели не освобождает продавца от уплаты той же самой неустойки – 3%.
Кстати, некоторые покупатели, требующие забрать брак и изготовить новую, качественную мебель заново, встречая сопротивление изготовителя, в результате оказываются в выигрыше, если согласно договору половину суммы они должны выплатить после подписания акта приемки. Нерадивый исполнитель, не желая связываться с вывозом уже собранного гарнитура, выплатой неустойки и изготовлением нового заказа, может предложить оставить все как есть. То есть покупка в результате обходится в половину стоимости.
Если действовать грамотно, согласно закону, то многих проблем удастся избежать. Одно из самых главных правил при возникновении конфликтов с магазинами – общаться только с помощью переписки. Все претензии лучше иметь на руках в письменном виде, на случай, если в будущем придется общаться через суд.