У нас вам не в Китае
В прессе много пишут про то, как проблема пробок решается (и ведь решается!) за рубежом. Только, по-моему мнению, никакой чужой опыт нам не поможет просто потому, что мы не такие, как они. Что бы мы ни переняли, «получается как всегда».
Вот, например, в Токио нельзя приобрести автомобиль, если у вас нет парковочного места. А в Пекине, чтобы уменьшить число разъезжающих по городу частных автомобилей, в рабочие дни столичные власти ввели такое ограничение: скажем, по понедельникам в городе не могут ездить машины с номером, заканчивающимся на 1 или 6, по вторникам – 2 и 7, средам – 3 и 8 и так далее. Примерно раз в три-четыре месяца дни недели меняются.
Но и это еще не все. Чтобы было уж совсем хорошо, пекинское правительство ввело ограничение на выдачу новых регистрационных знаков. Стало разыгрывать номерные знаки в лотерею. До 8 числа каждого месяца подаются заявления, а сама лотерея проводится ежемесячно 26 числа. В случае если заявка не выиграла, то она автоматически переносится на следующий месяц, и так вплоть до окончания года.
Выигранный в лотерею номерной знак дает право на покупку автомобиля. И то получить его могут только постоянные жители китайской столицы (а также полицейские и военные). Наличие водительского удостоверения – обязательное условие.
Да, в Китае власти запросто могут ограничить человека в правах. У нас такое вряд ли пройдет. Сейчас много пишут о возможности наложить ограничения на въезд в центр города (или даже в сам город – для большегрузов), но, как говорят правоведы, в нашей Конституции прописана свобода передвижения. Поэтому, считают они, в случае принятия такого решения огромное количество народа пойдет по судам его оспаривать.
Кстати, как показал опрос читателей «Российской газеты», в которой была опубликована статья про китайский опыт, абсолютное большинство высказалось в том смысле, что на наши пробки такие меры никак не повлияют.
Любые административные ограничения – это не для нас. Как показывает практика, административные меры у нас вообще не работают. Только создают новые возможности для мошенников и нечистых на руку чиновников. Скажем, если для покупки машины будет нужно, как в Японии, получить справку о наличии места на парковке, это будет означать лишь то, что человеку просто придется нужную справку купить.
Восток – оно, конечно, дело тонкое. Но и западный опыт нам тоже не в помощь. Взять к примеру МКАД. Команда Юрия Лужкова подарила Москве, по сути, первую в столице магистраль европейского уровня. Однако вместо европейского автобана вышел сплошной автобамс. Вокруг МКАД тут же все кому не лень понатыкали рынки. Участки на протяжении всей скоростной магистрали загромоздили фуры – и «дорога жизни» встала.
Не хочу говорить о пробках на МКАД из-за аварий. Про это уже много написано. Ну в какой еще стране возможно подобное? Чтобы на скоростной магистрали было парализовано движение тысяч, а то и десятков тысяч машин лишь по той причине, что какое-то авто случайно чиркнуло по кузову другое авто, и теперь эти машины растопырились посреди дороги в многочасовом ожидании инспектора. Такие уж у нас порядки.
По-моему, все же главные виновники пробок на МКАД – сами водители. Я читал, что ученые выяснили главную причину появления пробок на широких, скоростных магистралях, где нет узких мест и пр. – то есть там, где заторов в принципе быть не должно. Так вот, часто пробки возникают здесь из-за неравномерности скоростных режимов водителей. Вот если бы все автомобили двигались себе в своих рядах с одинаковой скоростью, то пробок бы не было (и, конечно, число аварий тоже бы резко снизилось).
Думаю, за рубежом меры по улучшению дорожной ситуации срабатывают лишь по той причине, что водители – вежливые, уступают друг другу дорогу, пешеходам – тем более. Такие они законопослушные, дисциплинированные, ездят по правилам дорожного движения, соблюдают скоростной режим и требования запрещающих знаков. Там дорожные правила – закон. У нас – дышло. И на мой взгляд, прежде чем «учить» уму разуму дороги, следовало бы вправить мозги столичным шумахерам. (Впрочем, пешеходы тоже хороши: толпами «врезаются» в потоки машин, прут на красный как быки на тряпку тореадора, чешут через проезжую часть в самых неожиданных местах.)
Понятно, уговорами новое мышление москвичам не привить. И у мэра Собянина наготове кнут. Он потребовал от ГИБДД пресекать все нарушения ПДД на МКАД (главное из них, конечно, – превышение скорости). Но теперь всю столичную кольцевую автодорогу оснастят камерами видеонаблюдения, которые будут в автоматическом режиме фиксировать лихачей, не желающих соблюдать скоростной режим. Посетив Центр управления движением столичного ГИБДД Москвы, мэр сделал жесткое заявление: «Вы должны работать круглосуточно в три смены, чтобы успеть за год охватить всю МКАД камерами слежения и фиксации».
Да, ужесточение контроля и штрафных санкций – вплоть до лишения водительских удостоверений. А как иначе вправить мозги любителям быстрой езды и дорожным хамам? И пусть мера эта – лишь маленький шажок на долгом пути к цивилизованному поведению москвичей на дорогах, главное, чтобы последовали и другие шаги. Тогда, глядишь, все и образуется.