Осторожно: снег!
Мелкими шажочками, чтобы не упасть… Примерно так передвигались москвичи в конце декабря по улицам города. Аномальный ледяной ливень внес коррективы в жизнь многих горожан: кому-то пришлось из авто пересесть в общественный транспорт, кто-то оказался на больничной койке… К счастью, с сюрпризами природы коммунальщикам удалось справиться. Но Москву ждут новые испытания: синоптики обещают множественные снегопады. Так что работы у снегоплавильных пунктов заметно прибавится.
Топят по науке
В столице одной из первых в стране построена система промышленной утилизации снега. Это 48 стационарных и 146 мобильных снегоплавильных пунктов. Как рассказал руководитель Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы Андрей Цыбин, к следующей зиме стационарных снеготаялок прибавится – еще на десять. Такое поручение дал мэр Москвы Сергей Собянин. Связано это с тем, что эксплуатация одной постоянной снеготаялки в несколько раз выгоднее для городской казны, нежели мобильной. Но для постоянных агрегатов территории в городе не хватает, так что выручают как раз мобильные. Они хоть и дороже в эксплуатации, зато удобны потому, что снегоуборочная техника не едет через весь город, чтобы сбросить снег, а работает в нужном месте. В нынешнем году уже переработано свыше 11 млн кубометров снега – это на 1 млн кубометров больше, чем за такое же время прошлой зимой.
Чтобы посмотреть, как организована работа на стационарных снегоплавильных пунктах, мы отправились на одну из них. Адрес: Канатчиков проезд, вл. 15. Таялка расположена недалеко от Третьего транспортного кольца, в промзоне. Место выбрано удачно – жителям не мешает, что сюда и днем, и ночью вереницей идут груженные снегом самосвалы, постоянно работает тяжелая техника. В горячую пору за сутки здесь бывает до 500 машин. Поскольку основная уборка от снега проводится в ночное время, то и «сырье» для таялки привозят в темное время суток. Есть место для складирования снега, поскольку здесь – одна плавильная камера, которая не всегда может справиться с прибывающим объемом «белого мусора». Тем более что этой зимой снег – более тяжелый и влажный, чем раньше.
Перед огромной плавильной ванной, оснащенной постоянно движущимися лопастями дробилки, – разворотная площадка. Оператор в яркой форменной одежде наблюдает за тем, как переработана предыдущая партия снега. Как только убеждается, что можно ссыпать следующую, дает сигнал светофора. «Зеленый» – и дорога для другого грузовика открыта. КАМАЗ подъезжает, становится на изготовку и за пару секунд освобождает огромный кузов от снежной массы. Под действием теплой канализационной воды (от +12 до +16 градусов) месиво из льда, снега, грязи, гравия, реагентов и мусора, – превращается в воду, которая тут же уходит. А взвесь разбивается лопастями-дробилками на фракции и опускается на специальную решетку – улавливатель отходов. (Сама плавилка напоминает гигантскую ненасытную саранчу, только вместо растений ей нужен снег. За три минуты ее жадные челюсти перемалывают все, что попадает, и уже готовы к новой порции.) Как правило, раз в две недели огромный стальной решетчатый поддон с мелким мусором вынимается для очистки. Работа таялки прекращается всего на пару минут. В день здесь перерабатывается до 10 тысяч кубометров снега.
Как рассказал директор производственного управления эксплуатации канализации сети ГУП «Мосводоканал» Михаил Богомолов, после одного сильного снегопада столичные снегоплавильные пункты расправляются со снегом за две недели. В день в городе в так называемые часы пик, когда выпадает большое количество снега, перерабатывается до 500 тысяч кубометров снега, в обычные дни – до 300 тысяч кубометров.
До черного асфальта
Не только коммунальщики, но и ученые уже не первый год думают над тем, как рациональнее чистить улицы от снега. Совместно с химиками из Московского государственного университета разработаны «Технологии зимней уборки проезжей части магистралей, улиц, проездов и площадей с применением противогололедных реагентов и гранитного щебня фракции 2–5 мм». Общественные слушания по принятию нового регламента пройдут в феврале.
Чем же новый документ отличается от старого? «Нужно взвешенно подходить к экологической составляющей зимней уборки. Поэтому московские ученые-химики разрабатывают новые реагенты, которые смогут приносить меньше вреда», – прокомментировал Андрей Цыбин. Так что в следующем году у дворников будут на вооружении более мягкие по своему воздействию реагенты, но твердые по составу. Если раньше столичные власти приобретали больше жидких реагентов, оправдывающих себя при высоких температурах, то твердых, приходящих на помощь в морозы, не хватало и не хватает. Будем надеяться, что и вреда от них станет меньше – как домашним животным, так и обуви москвичей. Хотя и сегодня все, как коммунальщики, так и эксперты Роспотребнадзора, в один голос заявляют: реагенты и так безопасны.
Уже не первый год коммунальщики вычищают дороги и улицы от снега и льда до черного асфальта. Таково основное требование ко всем крупным трассам и дорогам. Это позволяет создавать оптимальные условия для проезда, чтобы пробок было меньше.
Чтобы не буксовали крупногабаритные машины, на 10 больших развязках (в основном на Третьем транспортном кольце и МКАД) установлены системы автоматического распределения реагентов. Имеются датчики, определяющие, когда и сколько требуется выбросить химических уборщиков на трассу. Как отмечают специалисты, за несколько лет эксплуатации системы зарекомендовали себя хорошо. Пока до сложных участков доберется снегоуборочная техника, может пройти не один час. А так умные машины заботятся о безопасности движения в нужном месте в нужное время.
А еще на МКАД несут дежурство 21 тягач на случай сильных снегопадов. Если машины забуксуют при въезде на какую-то развязку, то эти машины придут им на помощь.
Опасность сверху
Во время морозов и снегопадов опасность для пешеходов может таиться не только у них под ногами, но и на крышах домов. В столице уже зарегистрировано 54 случая травмирования людей сосульками. И это при том, что в городе работают 4 тысячи бригад по очистке скатных кровель. В каждой – по 3–4 специально обученных человека. После крупных снегопадов им нужно очистить 12247 скатных кровель. По словам Андрея Цыбина, за их работой следит жилищная инспекция, которая постоянно проводит мониторинг уборки крыш. Но тем не менее «верхолазы» не могут работать лопатой, расчищая снег на высоте каждый день. Существуют требования для проведения таких работ. Как оказалось, выйти на крышу коммунальщики могут лишь при определенных погодных и световых условиях.
Но это, как говорится, уже другая история.