23:30:44
11 апреля 2021 г.

Помогать, а не советовать

Жилищные программыРазных приемных в столице много. Но в это небольшое помещение, разместившееся на первом этаже старого здания по Газетному переулку, 1/12, люди идут, как в последнюю инстанцию. С надеждой, что здесь им помогут решить жилищные проблемы. Оправдываются ли эти ожидания? Об итогах работы с жителями в 2010 году корреспонденту «КР» рассказал заведующий приемной Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы Олег Ежов.

Три тысячи обращений

– Олег Владимирович, много ли обращений к вам поступает?

– Всего в прошлом году было 3224. Если сделать разбивку по административным округам, то чаще в приемную обращались жители Юга столицы – это 1/6 из всех обращений. Следом идут Восточный и Юго-Западный округа. Редко к нам приходят жители Зеленограда. Но были и жители других регионов России, которые хотели получить информацию о том, какими правами в жилищной сфере они обладают.

Около половины посетителей были приняты сотрудниками приемной департамента. Наряду с этим консультировали граждан специалисты управлений правового, приватизации и оформления прав собственности, реализации программ переселения, программ обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилищной политики.

– Прием ведется в форме консультаций?

– Не только. В деятельности приемной два основных направления. Первое – организация и проведение консультаций по различным вопросам реализации жилищных прав. И второе – подготовка приема граждан руководителями департамента. Что касается консультаций, мы стремимся дать людям наиболее полный и конкретный ответ. При необходимости уточнения каких-либо деталей, получения дополнительной информации по вопросу просим человека прийти на консультацию повторно, или с его согласия связываемся по телефону. В отдельных, наиболее сложных случаях направляем на личный прием к руководству департамента.

Больше всего волнует…

– С какими вопросами приходят москвичи?

– В 2010-м большая часть вопросов касалась ускорения улучшения жилищных условий – 549 обращений. Чуть меньше (502) – постановки на жилищный учет или на учет нуждающихся в содействии города в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ. Их задавали граждане, очередь которых на квартиру по договору социального найма еще не подошла, но они хотели бы приблизить новоселье. Очередники просили разъяснить им, насколько это возможно с учетом имеющихся обстоятельств, в том числе наличия в семье детей-инвалидов, больных родственников, ветеранов Великой Отечественной войны.

Много было вопросов по предоставлению жилых помещений – 489. Люди интересуются существующими нормами размеров площади. Вполне понятно, что почти у всех присутствует желание получить максимально возможное. Нередко приходится слышать: «Разве я не заслужил?» Но реальные возможности и законодательно определенные нормы далеко не всегда согласуются с желаниями наших жителей. Поэтому одной из основных целей своей работы считаем конкретное и предметное разъяснение их прав.

272 обращения касались приватизации жилых помещений и оформления прав собственности города на жилые помещения с целью последующей приватизации квартир. К сожалению, в этом плане есть проблемы в домах-новостройках.

В прошедшем году также было значительное количество желающих получить из городского бюджета субсидию для приобретения или строительства жилья – 190. Прежде всего обращались плановые очередники, которых не устраивал переезд в районы массовой застройки. Субсидия же позволяет приобретать жилье с учетом имеющихся накоплений граждан – там, где они хотят.

Выбор всегда за людьми

– Олег Владимирович, год назад в интервью «КР» вы заявили, что принципиально не даете советов очередникам. Изменилась ли ваша позиция?

– Не изменилась. Нужно помогать, а не советовать. Моя задача заключается в том, чтобы разъяснить людям те возможности, которые есть. У каждой семьи – свое видение перспективы, свои устремления и желания. Поэтому принимать решение, какой из способов улучшения жилищных условий наиболее приемлем для данной семьи, должны сами очередники, как и нести за это ответственность.

Меня часто спрашивают, какая программа лучше. Что тут посоветуешь? Все зависит от материальной составляющей членов семьи. Бывают случаи, когда очередники хотят быстро получить квартиру, но категорически отказываются от возмездных программ, по которым жилье в последние годы предоставляется в ближайшем Подмосковье. Тогда у семьи есть выбор – можно воспользоваться субсидией или программой для получения жилого помещения по договору найма в бездотационных домах. Если материально-финансовые средства у семьи ограничены, значит, придется ждать подхода очереди на получение бесплатного социального жилья. Оно должно быть предоставлено в пределах города. Выбор всегда за людьми.

Запись для удобства

– Как можно попасть на прием? Есть ли какие-то ограничения?

– Приемная – сфера ответственная. И определенный порядок, конечно, существует. Годами оправдала себя практика проведения приема по предварительной записи. Это сделано для удобства, чтобы человек мог заранее спланировать свое время. На столе в холле нашего помещения – журналы консультаций, куда можно самостоятельно записаться на удобное время. Посетитель может быть уверен, что его примут.

Впрочем, это не исключает возможности получения консультации и в день обращения. Бывает, что люди записываются, но не приходят. При возникновении таких «окон» проводятся консультации без предварительной записи, в порядке живой очереди.

В последние годы существенно расширен спектр специалистов, консультирующих граждан. Если раньше в этом процессе участвовали лишь юристы департамента и сотрудники приемной, то сегодня ситуация иная. Это сделано для того, чтобы у жителей была возможность получить наиболее полную и обстоятельную консультацию, как говорится, из первых рук. На сегодня москвичей консультируют специалисты шести подразделений.

– Бывают ли случаи отказа от записи на прием к руководителям департамента?

– К сожалению, такие случаи нередки. Основанием для отказа на прием к должностному лицу является отсутствие необходимых документов, характеризующих жилищные условия. Иногда у людей отсутствует конкретика проблемы: «Хочу просто поговорить». Увы, но это не может являться основанием. Один из критериев записи на прием – это возможность принятия решения по данному вопросу. Например, если приходят иногородние граждане, которые хотят получить квартиру в столице и требуют встречи с руководителем. В таком случае объясняем, что департамент предоставляет жилую площадь гражданам, состоящим на жилищном учете. А на таком учете состоят только жители Москвы.

На своем месте

– Как часто ведет прием руководство департамента, каков распорядок консультаций?

– Есть утвержденный график приема заместителей руководителя департамента. Как правило, они принимают раз в месяц – по понедельникам. Наряду с этим существует распорядок работы приемной. Практически консультации осуществляются ежедневно в течение рабочего времени разными специалистами.

– Конечно, люди имеют право обращаться в любую инстанцию. Но почему все-таки приемная департамента? Разве нельзя проконсультироваться в округе или районе?

– Как показывает практика, горожане сначала получают консультацию по волнующей их проблеме в округе, а потом приходят к нам. Нередко обращаются с целью перепроверки тех сведений, которые получили. Чтобы уточнить – одни ли существуют подходы в жилищной сфере, на каких законах они базируются. И убеждаются: то же самое им говорили в окружном управлении. Считаю, что это позитивная характеристика нашей работы, и она свидетельствует об уровне компетенции специалистов разных подразделений департамента, наличии единого понимания и применения действующего законодательства.

Нередко посетители говорят о том, что именно в приемной смогли получить наиболее полную консультацию по жилищным программам. Это радует – значит, наши сотрудники на своем месте. Значит, удается помочь людям, а ведь именно для этого приемная и существует.

На заметку

Специалисты приемной Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы проводят консультации по общим вопросам реализации жилищных прав граждан в понедельник, вторник, среду – с 10.00 до 13.00, в четверг – с 14.30 до 17.45.

Прием ведут:
– в 1-й и 3-й понедельник месяца, с 14.30 до 17.45, – специалисты Управления приватизации и оформления прав собственности;
– по вторникам, с 14.30 до 17.45, – специалисты Управления жилищной политики;
– в среду, с 14.30 до 17.45, и в четверг, с 10.00 до 13.00, – специалисты правового управления;
– в 1-ю и 3-ю пятницу месяца, с 10.00 до 13.00, – специалисты Управления реализации программ обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий;
– во 2-ю и 4-ю пятницу месяца, с 10.00 до 13.00, – специалисты Управления реализации программ переселения.

Валерия Лященко

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация