Педали на душу населения
Одно из моих первых голландских впечатлений оказалось малоприятным: на меня наехал велосипед. При этом виновник даже не подумал извиниться – напротив, пробормотал что-то явно неблагожелательное и покатил дальше. Вот вам и корректные вежливые голландцы!
Велосипедов много не бывает
Сопровождавшая меня подруга объяснила: «Нет, это ты виновата, ступила на красную дорожку…» Какую еще дорожку – я просто вышла из автобуса!
Оказалось, вышла и не обратила внимания на полосу, отделявшую проезжую часть от тротуара – она-то и предназначалась для велосипедистов. Голландские города специально приспособлены для них. Это приоритетная категория граждан, заполняющих улицы города.
Впредь я была уже внимательнее.
… Утро, час пик – страна спешит на работу и учебу. Число автомобилей на дорогах может соперничать с велосипедами. Все они разные – цвет, размеры, системы тормозов и переключения скоростей. Изредка попадаются и странные: двойные, лежачие… Крутят педалями все: солидные чиновники, врачи, учителя, рабочие, студенты, школьники. Малыши до шести лет сидят на особых стульчиках, установленных за багажником или перед седлом маминого или папиного велосипеда. Таким образом можно перевозить двух детей – но с семи лет они уже едут сами под строгим наблюдением родителей.
У большинства велосипедистов сумки через плечо, тяжелые портфели и дипломаты прикрепляют к багажнику. А у некоторых сбоку весит какая-то странная конструкция – что бы это могло быть? Всмотревшись лучше, можно увидеть, что это… тоже велосипед! Значит, его обладатель работает в другом городе, и оставив свой основной велик у вокзала, возьмет маленький складной с собой в электричку, и от станции доедет на нем до места работы.
Парковка по-голландски
В Нидерландах больше велосипедов, чем жителей: 18 млн на 16 млн граждан, двадцать лет назад эти цифры составляли 11 и 14 млн. Несмотря на рост числа личных автомобилей велосипед отнюдь не теряет популярности – в среднем каждый житель страны проезжает на нем в год 900 км. Ездят на работу, в гости, за покупками, на прогулку, в отпуск.
Тротуары для пешеходов обычно малолюдны – даже небольшие расстояния голландцы предпочитают проехать. Через каждые несколько десятков метров можно увидеть открытые стоянки для велосипедов, но в принципе их можно оставить, прислонив к дереву, столбу или стене дома – если только нет таблички, что это запрещено. Иначе не исключено, что уличные патрули увезут ваш транспорт в специальное хранилище, где его впоследствии можно будет выкупить, уплатив штраф (точно как машины) за незаконную парковку.
Разумеется, владельцы, оставляя велосипеды на улице, всегда запирают их на замок, а то и на два-три. Для патрулей – не препятствие: если использован лишь встроенный затвор, они вручную переносят велосипед в свой грузовик, навесной же замок легко перекусят щипцами-кусачками. К сожалению, этими же способами пользуются воры, особенно в немноголюдных местах или в вечернее и ночное время, когда никто не мешает их промыслу. Поэтому лучше не оставлять велосипед на улице на ночь, особенно новый и дорогой. Ведь если вы забыли закрыть его на замок, то можете потом даже не проверять, стоит ли он еще на месте, – увезли!
В 2010 году было украдено 530 тыс. велосипедов, причем это лишь зарегистрированные угоны. На самом деле – гораздо больше. В полицию жертвы краж обращаются редко, поскольку вора обычно найти невозможно.
Конечно, есть и платные закрытые стоянки, чаще всего рядом с вокзалами, где хранить велосипеды надежно и безопасно. Здесь же можно взять их напрокат – на один или несколько дней, чем охотно люди пользуются, если проводят отпуск в своей стране. Другие же отправляются за рубеж на автомобиле, но обязательно захватывают велосипед с собой, прикрепляя его к багажнику или провозя на крыше. В общем, без двухколесного друга – никак!
А если поломка? С мелкими – вроде проколотых шин – справляются сами. Но и с крупными нет проблем. Сервис – на каждом шагу. Труднее, когда велосипед отказывает на полевой или лесной дороге, а ближайшая мастерская далеко. Но если мимо проезжает машина, она непременно захватит бедолагу (велосипед – на крышу!), ибо такие ситуации знакомы всем, и всегда вызывают сочувствие.
Почти каждая мастерская одновременно еще и магазин, где можно приобрести различные аксессуары: насосы, сумки, замки и, конечно, сами велосипеды – новые и подержанные. Кстати, боясь воров, голландцы обычно предпочитают последние, хотя купить новый выгоднее: он в среднем дороже ненамного, а служить будет дольше. Но поди убеди в этом скупых голландцев (приписывают им такую национальную черту): если украдут более дешевый – не так жалко.
И в снег, и в ветер
Пользуясь преимуществами велосипедного транспорта, голландцы смиренно принимают и его недостатки. Ветер, из-за которого веселое вращение педалей оборачивается тяжкой работой. Неизменные голландские дожди. Кстати, под зонтиком ездят лишь немногие, это неудобно, да и небезопасно, лучше надеть непромокаемую куртку, да натянуть специально приспособленные для велосипедов дождевые брюки. Свежий воздух, физическая нагрузка – что может быть лучше?
Еще в начале прошлого века в нидерландской прессе стали появляться публикации о пользе велосипедной езды для здоровья. Медики хором уговаривали соотечественников крутить педали: это поможет им избавиться от анемии, одышки, ожирения и самого страшного недуга того времени – туберкулеза. «Мужчины и женщины, все – на велосипед, – писал тогда врач и ученый Эдуард Бертц, – эта чудесная машина одарит вас новыми силами и поможет сохранить здоровье на многие годы!» И он не преувеличивал. В Голландии, например, меньше простудных заболеваний, чем в других странах. Да и по продолжительности жизни она на одном из первых мест в Европе.
Недавно проведенное исследование показало, что любители велосипедного транспорта реже сидят на больничном (в среднем, семь дней в году), чем те, кто предпочитает автомобиль (девять дней). Поэтому руководители предприятий и фирм всячески стимулируют своих сотрудников ездить на работу именно на велосипедах, пусть не весь путь, хотя бы часть его (остальную – на автобусе или электричке). В ходу материальные стимулы: работодатели компенсируют износ и поломки велосипедов, а некоторые даже оплачивают их приобретение. Многие организации имеют свои велосипедные стоянки, некоторые оборудуют душевые помещения.
Муниципальные власти также стараются вдохновить граждан: строят удобные дороги для велосипедистов, налаживают хорошее освещение в темное время суток, устанавливают путевые указатели и пр. Преимущества для города налицо: меньше пробок, меньше загружены стоянки для машин, да и экология, несомненно, выигрывает. А в некоторых населенных пунктах уже воплощен в жизнь давний план правительства: предоставлять в распоряжение жителей и приезжих специальные городские велосипеды. Для отличия – они белого цвета. Да и видно издалека. Стоят они в самых разных местах города. Бери – не хочу! Одалживают, конечно, на время, возвращают на ту же или любую другую стоянку в городе. И все совершенно бесплатно.
Пешеход, подвинься!
Понятно, двухколесная машина служит не круглый год. Главный ее враг – снег. Зимы прошлого, да и нынешнего годов выдались метельными. Поначалу голландцы радовались: «Наконец-то белое Рождество!» Но скоро приуныли – а на чем же ездить? Тонкие шины утопали в белом пуху. Впрочем, на утоптанных дорожках и они чувствуют себя прекрасно. И потому даже зимой можно видеть такую картину: часть пути смельчаки крутят педали, часть – несут велосипед на себе. Как же без него? Погода – какая бы она ни была – еще не причина, чтобы менять привычки.
А теперь я бы хотела мысленно вернуться на свою родину. Да, велосипеды широко распространены по всей Европе. Но в России почему-то они не так популярны. Не заразил соотечественников пример Льва Толстого, который в 67 лет сел на него. Но справедливости ради скажем, что и города не очень-то благоволят к велосипедистам. В многолюдных – и многомашинных! – мегаполисах особо не покатаешься. Итак, основной вопрос: есть ли велосипеду место в городе?
В Голландии, да и других странах Европы, для них на дорогах выделяют специальные полосы. Тротуары в городах, надо сказать, узкие, бывает, что не больше метра – земля дорогая. А уж если появляется возможность, выделят лучше ребристую дорожку для слепых, чтобы те ходили без палочек, подошвами чувствуя направление пути. Вот и выделили для них узкую полоску на автотрассах.
В России если и есть велосипедные дорожки, то только в городских парках. На магистралях их не увидишь. А если взять Москву, то и в принципе это невозможно: сузишь дорогу – еще длиннее вырастет очередь машин.
Зато тротуары в российской столице такие широкие, как ни в одном европейском городе. Я встречала и по 15 и даже по 25 метров. Недаром там нашли себе приют многочисленные мелкооптовые магазины. Стало ли от них теснее в городе? Вроде нет. Сутолок на улицах нет.
Если избавятся от палаток (есть такие планы), то совсем по другой причине: торговля станет более цивилизованной, переместится в специально построенные магазины, которых пока мало: по числу торговых точек на душу населения мы все еще уступаем Европе.
И вот подумалось: а почему бы велосипедные пути не проложить на пешеходных дорожках? Ближе к домам или магистралям – решат, как говорится, на местности. Но то, что велосипедисты должны стать полноправными участниками дорожного движения, – это факт.
Сложнее другой вопрос: примет ли это население? Станет ли велосипед рабочим транспортом? Пересядут ли на них чиновники (или другие деловые люди)? Все зависит от политики городских властей, проведенных пиар-компаний (которые мы научились вести!), а может, стимулов, о которых я упоминала, рассказывая о Голландии. Ясно одно: городу и людям этот вид транспорта выгоден и полезен. Меньше пробок, лучше экология, здоровье граждан – какие могут быть возражения?