Дороги в ближайшее будущее
Заместитель мэра Москвы по транспорту и дорожному строительству Николай Лямов сообщил, что эксперты получили от москвичей 15 тысяч предложений по улучшению транспортной ситуации в столице – и каждое из них было подвергнуто профессиональной экспертизе. В результате на сайте столичного правительства появился раздел «Основные направления плана первоочередных мероприятий по решению транспортных проблем Москвы».
На четверку
Для начала все же стоит сказать, что столичный мэр решил непростую задачу: нашел возможности для выделения из бюджета города на будущий год 200 миллиардов рублей на решение проблемы. По словам Николая Лямова, это втрое больше, что тратилось в Москве на транспорт и развитие дорожной сети в лучшие годы. Причем названная сумма – не предел, так как к этой работе готово подключиться и Подмосковье, не меньше заинтересованное в избавлении от пробок, и федеральный центр, чиновники которого ездят по тем же московским улицам, стоят в тех же заторах.
На что пойдут эти деньги? Сергей Собянин назвал четыре первоочередных направления борьбы с пробками: улучшение работы общественного транспорта, регулирование транспортных потоков в городе, создание парковочных пространств, решение локальных уличных проблем.
От частного к общему
Наступление на пробки власти намерены начать с обновления и развития общественного транспорта, на что пойдет 31% выделенных средств. Смысл этой работы – пересадить как можно больше горожан с личных автомобилей на автобусы, троллейбусы, трамваи. Собственно, именно на них и передвигаются уже сейчас 80% москвичей. Но это не мешает машинам остальных 20% жителей столицы создавать пресловутые московские заторы.
Что же до владельцев авто, то пересаживаться в общественный транспорт они не спешат. И критиковать их за это язык не поворачивается: в метро – давка, оно перегружено почти вдвое. У наземного же городского транспорта, как дорисовал картину новый руководитель Департамента транспорта и связи Москвы Николай Годунов, свои болячки. К концу минувшего года исчерпали свой ресурс 9% трамваев и автобусов, а на будущий год, если не обновлять их парк, исчерпают уже 43%. Вот почему, отметил Н. Годунов, уже в 2011-м на его замену предусмотрено выделить 6 миллиардов рублей, или втрое больше обычного.
Власти готовы поддерживать все виды общественного транспорта, которые уже имеются в Москве. «Сообщения о том, что якобы мэр собирается снять троллейбус из центра, не соответствуют действительности, – опроверг слухи Николай Лямов. – Троллейбус как был в центре, так и останется. Другое дело, каким он будет завтра».
Кстати, реальностью станут на московских улицах и принципиально новые виды транспорта, например скоростной трамвай, который для начала соединит шоссе Энтузиастов с городом Балашихой.
Планируется ввести транспортное средство нового поколения, изготовленное на заводе в городе Энгельсе и в единичном экземпляре уже появившееся в столице, которое вполне можно назвать экобусом. Это экологически чистый автобус с гибридной силовой установкой, работающей на природном газе и электричестве.
Кроме того, планируется начать строительство Малого железнодорожного кольца протяженностью 57 километров, которое возьмет на себя перевозку 250 миллионов пассажиров в год.
Относительно метро в мероприятиях на 2011–2014 годы записано: ввести 53 километра новых линий! Это при том, что в по-следние годы вводилось в среднем лишь 2–3 километра в год.
Также город возьмется за создание выделенных полос для наземного общественного транспорта. Как показал опыт выделения такой полосы на Волоколамском шоссе, от станции метро «Тушинская» до МКАД, нарушение графика движения общественного транспорта уменьшилось на 60%. «В идеале, конечно, никаких нарушений графика вообще не должно быть. Автобусы должны ходить минута в минуту», – говорит Сергей Собянин.
По мнению мэра, просто выделить полосу для общественного транспорта мало, надо установить контроль за тем, чтобы по ней ездил только этот вид транспорта. В городе появится единая диспетчерская служба, работающая как на муниципальный, так и на коммерческий наземный транспорт. И тот, и другой будут оснащены системой ГЛОНАСС.
Власти Москвы намерены также установить камеры видеонаблюдения у выделенных для общественного транспорта полос, чтобы ужесточить контроль за движением по таким полосам, а также увеличивать штрафы за выезд другого транспорта на эти полосы.
Начаты проработки диспетчерского центра совместно с Московской областью.
Дорстрой не долгострой
Другой приоритет в перечне первоочередных мероприятий отдается строительству новых магистралей. В частности, в 2011 году город собирается направить на это 157,6 млрд рублей выделенных средств (62%). «Мера эта вынужденная, – поясняет Николай Лямов. – Ведь если в Северной Америке транспортная инфраструктура покрывает 30–35% городской территории, в Западной Европе – 20–25, то в Москве – всего 8,7%».
Сначала будут завершены уже начатые проекты. Это, например, Звенигородское шоссе, где надо закончить основные объемы работ. После строительства эстакады на пересечении с улицей Народного Ополчения в 2011-м появится и 13 пешеходных переходов. Уберут практически все светофоры на участке от Беговой улицы до МКАД. Будут сданы все развязки кроме двух эстакад на пересечении Кольцевой автодороги с «Новой Ригой».
В следующем году планируется закончить работы от Третьего транспортного кольца в районе Сити до Звенигородского шоссе. Ключевым объектом 2012-го станет и трасса Вешняки – Люберцы. Она имеет первостепенное значение для жителей Кожухова, которые простаивают сегодня в пробках по пути на работу.
Параллельно на всех 19 вылетных магистралях города предусмотрено 450 так называемых локальных мероприятий. Это 22 расширения проезжей части на перекрестках, 102 съезда, 191 карман и 69 внеуличных пешеходных переходов, которые должны быть доступны и инвалидам. Цель всех этих мероприятий – создать на поворотах и автобусных остановках такие условия, чтобы ничто не тормозило транспортный поток.
Еще от одной головной боли – машин, стоящих прямо на проезжей части, Москва будет избавляться с помощью единого парковочного пространства. В программу войдут перехватываюшие парковки у конечных станций метро, железнодорожных станций, построенные по типовым проектам притротуарные и внутридворовые парковки (по 5–6 парковочных зон в каждом округе). Сейчас идет инвентаризация мест, где их можно разместить. В частности, уже выявлены 400 объектов гражданской обороны двойного назначения (бомбоубежища), которые могут использоваться в качестве паркингов. Но из 8200 мест пока в них приспособлены под гаражи лишь 2000 мест. Продолжится и программа «Народный гараж» – в 2011 году в ее рамках предусмотрено построить 130 объектов на 49 685 машино-мест.
Нога в ногу
Министр транспорта Московской области Петр Кацыв рассказал, что программа развития транспортного комплекса Московского региона до 2015-го уже существует. Она предусматривает и строительство дорог, и развитие железнодорожного транспорта, логистики, общественного транспорта. «В первую очередь, конечно, мы займемся новыми дорогами. Больше всего региону нужна ЦКАД – Центральная кольцевая автодорога. Без нее, я уверен, невозможно «развязать» Московский регион и Москву в частности. Еще до начала Великой Отечественной транспортная схема строилась так, что все грузы свозились в Москву и распределялись оттуда по всему Советскому Союзу, для того чтобы наступать или обороняться. Эта схема сохранилась. Строились кольца. Вот на этих кольцах мы сейчас и стоим… Но строительство ЦКАД поможет изменить эту устаревшую систему. Вдоль новой дороги появятся логистические центры. Грузы просто не нужно будет везти в Москву: фуры станут разгружаться за 30–50 километров от МКАД».
Совместно с Москвой область намерена переломить критическую ситуацию с въездами и выездами на МКАД. «Въезды в торговые центры, построенные со стороны МКАД без разрешения, будем закрывать. Если какие-то въезды построены с нарушением предписаний – пусть переделывают за свой счет. Иначе тоже будут закрыты. Там, где удобные съезды сделать невозможно, будут строиться параллельные дороги», – заявил Петр Кацыв.
И добавил: «Будем идти в ногу с Москвой».