23:30:44
11 апреля 2021 г.

Не мечтай о форс-мажоре

Жилищные программыПод занавес 2010-го председатель правительства Владимир Путин продолжил ставшее традиционным телевизионное общение с гражданами страны. Общий настрой разговора не показался предпраздничным. Смысл и тон ответов на вопросы свидетельствовал о наличии серьезных проблем. В том числе и в жилищной сфере.

Их – миллионы

Правда, о реализации национального проекта доступного жилья в целом речи почти не шло: то ли «отборочная комиссия» посчитала жилищные вопросы не столь актуальными, то ли граждане попросту устали их задавать.

Тем не менее один из собеседников премьера отметил оперативность, с какой были построены дома для пострадавших от массовых пожаров. И тут же поинтересовался – что делать с теми «умирающими» селами, где нет условий для работы и строительства жилья? Владимир Владимирович ответил, что за счет государства взять и заменить все дома по всей стране, имея в виду, что это частная собственность каждого гражданина, просто невозможно. Тогда нужно остановить все другие проекты – и повышение пенсий, и реформу здравоохранения, и по обороне сократить все в несколько раз. А это нереально.

Реальным же он считает «продолжить жилищные программы по тем категориям граждан, в отношении которых государство имеет прямые обязательства, – это переселение с северов, ветераны, военнослужащие, чернобыльцы и т. д.». При этом премьер отметил, что «это очень большой объем работы для строительного сектора».

В абсолютном выражении и впрямь немало. К сожалению, программа «Жилище» на следующие пять лет на момент написания этого материала не была опубликована, и потому точными цифрами мы не владеем, тем не менее уже объявлено, что она будет примерно соответствовать предыдущей программе, а там перечисленные Путиным категории насчитывали более 130 тыс. семей. Действительно впечатляет. Однако все познается в сравнении. В стране насчитывается несколько миллионов семей только официальных очередников. То есть «прямые» обязательства составляют менее 5% общей потребности.

Кардинальное решение, по мнению В. Путина, может быть только комплексным. При этом в качестве основных он выделил два аспекта. Первый – повышение доходов граждан, «это самое главное». Второй – снижение расходов на приобретение жилья (подразумевается развитие собственно строительства, промышленности стройматериалов, снижение стоимости ипотечного кредита).

Возражать против такого подхода невозможно. Другое дело, что и то, и другое бизнес отлично научился использовать к собственной выгоде, а не для повышения доступности жилья. Так, снижение себестоимости, если оно и есть, обращается прежде всего в рост прибыли застройщика. А повышение доходов граждан из-за отсутствия роста предложения с лихвой съедается ростом рыночных цен и инфляцией.

Сами по себе ни повышение доходов населения, ни снижение себестоимости не принесут желаемого результата без роста объемов строительства. А вот с последним – напряженно. Как признал премьер: «У нас количество введенного жилья немножко сократилось, но незначительно. В прошлом году ввели 45 млн с небольшим кв. метров жилья, в этом году – 43. Небольшое падение есть, но в целом объемы более-менее сохраняются». Только ведь требуется не сохранение, а увеличение в разы! Задача-то поставлена добиться строительства 100–140 млн кв. метров в год. Хотелось бы услышать, за счет чего это произойдет в обозримом будущем, но объяснений не прозвучало.

Про красного петуха и человеческий фактор

Как-то так сложилось, что почти все вопросы по жилищной теме в той или иной мере были связаны с летними пожарами и господдержкой погорельцев. Масштабы и темпы оказания помощи произвели на граждан страны впечатление и породили некие надежды, что так будет всегда и везде. Однако В. Путин постарался мягко спустить мечтателей с облаков на землю и объяснил, что исключительные меры реагирования были вызваны исключительными обстоятельствами.

Премьер перечислил сделанное: «Мы за счет государства дома построили – бесплатно, мы выдали, фактически, по 200 тыс. рублей компенсации за движимое имущество на каждого члена семьи, помогли людям приобрести мебель со скидкой 30–50%. «Единая Россия» поставила почти во все дома погорельцев бытовую технику бесплатно и т. д.». Но тут же напомнил: в стране масса проблем, связанных с развитием жилищного сектора, много аварийного жилья и бараков, из которых нужно людей вытаскивать. Одним словом, дал понять: забот – полон рот, не знаешь, за что хвататься. «То, что мы сделали в этом году для погорельцев, это, безусловно, оперативное, точечное реагирование на огромную проблему, на беду, с которой столкнулись люди. Но повторяю, это точечное реагирование».

При этом В. Путин объяснил, почему было сделано так, а не иначе, и почему так будет не всегда. Ведь сгоревшие дома были частной собственностью, государство не имеет к ним отношения. Во всем мире вопросы подобного рода решаются с помощью страховки. В развитых странах почти все 100% собственности застрахованы, и в результате несчастного случая люди получают соответствующее возмещение. У нас же из-за достаточно скромных доходов населения и недоразвитости страховой системы этого в большом числе случаев не происходит. Поэтому оставить людей в беде государство не могло. Это была реакция на стихийные бедствия, на природные явления.

Но если происходит бытовой пожар, то тут, как правило, имеет место «человеческий фактор». Да и последствия пожара не такие масштабные, как при стихийных бедствиях. Поэтому, завершил Путин, компенсация в подобных случаях будет совершенно другой.

Ведущий телеэфира Э. Мацкявичюс решил обострить разговор, сформулировав вопрос, который у многих вертится на языке: не случиться ли так, что следующим летом начнут гореть деревни по всей России только для того, чтобы и на их беды власть обратила внимание?

Однако глава правительства предостерег от необдуманных поступков: «Если специально кто-то это сделает, – что можно предположить, – то существует уголовная ответственность, это попадает под уголовное преступление, которое называется мошенничеством, там шесть, а при квалифицирующих обстоятельствах – до десяти лет лишения свободы. И это тоже достаточно легко установить, экспертиза устанавливает поджог. Поэтому надеюсь, что таких эксцессов у нас не будет».

Конечно, хорошо, что все более или менее удачно разрешилось. Но грустно оттого, что осуществление мечты на комфортное и благоустроенное жилье отдельные граждане связывают… со стихийным бедствием. Другого способа решить квартирный вопрос они для себя не видят.

Глаголом жги сердца воров…

Первый вопрос по теме ЖКХ тоже оказался связан со стихийными пожарами. Одна из собеседниц премьера посетовала на то, что, заселившись в новые дома, погорельцы мгновенно прочувствовали, почем нынче фунт коммунального лиха.

Глава правительства по этому поводу заметил: «Раньше, кроме слабых линий электропередачи, в таких поселках, как правило, ничего и не было. Теперь появилось газоснабжение, нормальное электроснабжение, водоотведение, канализация, появилось телевидение с большим количеством каналов, почти во всех домах проведен Интернет широкополосный. Это все, конечно, требует дополнительных средств на обслуживание, на содержание всей этой инфраструктуры». Ответ абсолютно понятный. Тем не менее чувствуется, что удорожание, по мнению людей, не пропорционально повышению качества обслуживания. Иначе бы вопрос не возник.

В целом В. Путин обратил внимание на недовольство граждан тем, что происходит в жилищно-коммунальной сфере. И тут же постарался успокоить общественное мнение: в 2009-м рост тарифов составил примерно 20%, в 2010-м в целом по стране, несмотря на всплески в начале года, удалось удержать его на уровне 15%, в 2011-м увеличение не должно превысить 13% в среднем по стране.

Да, темпы роста платежей в ЖКХ снижаются, но почему-то устойчиво (на протяжении многих лет) вдвое превышают темпы инфляции. Вот и на нынешний год инфляцию планируют на уровне 6–7%, а рост цен в ЖКХ – на 13%. Ссылками на предшествующую недофинансированность отрасли (мол, рост коммунальных расходов до поры искусственно сдерживался, и отставание надо наверстывать) резкий рост тарифов можно объяснять год, два, три… Но эти «непонятки» продолжаются более десяти лет – с начала коммунальной реформы.

Зато весьма понятным выглядел телесюжет, в котором коммунальщики принародно похвалялись, как скупают депутатов на наворованные в ЖКХ деньги. Причем коммунальная служащая без тени стеснения так и сказала: «Наворовали».

Наряду с ростом тарифов граждан беспокоит неразбериха с управляющими компаниями и ТСЖ. Искусственно навязывая и ту и другую панацею, государство снимает с себя ответственность за коммунальное хозяйство. А управляющая компания приходит не для того, чтобы эту ответственность нести, а чтобы заработать большие и легкие деньги. К этой проблеме беседа возвращалась дважды.

«Конечно, прежде чем людям отдавать в ТСЖ – товарищество собственников жилья – это самое жилье, муниципальные и региональные власти должны сделать все для того, чтобы передать это жилье на надлежащем уровне», – согласился В. Путин. Но ведь не делают, а передают. «Нельзя сбрасывать им хлам в надежде на то, что они последние штаны продадут и будут ремонтировать дом. Это совершенно невозможно сделать и неправильно», – продолжил премьер.

Конечно, неправильно. Но именно так поступают повсеместно, только с разной степенью нахальства.

Выраженную в многочисленных вопросах неудовлетворенность положением дел в ЖКХ обобщила ведущая М. Ситтель: «Закон практически не работает», «управляющие компании не выполняют своих обязательств», «компании создаются обманным путем и потом обдирают простых людей», «как долго можно еще это терпеть и когда что-то изменится в системе ЖКХ».

Владимир Путин корень зла видит в монополизации этого рынка: «К сожалению, в очень многих муниципалитетах работают, надо прямо сказать, местные «прикормленные» предприятия коммунального хозяйства, которые, по сути, выставляют людям монопольную цену на свои услуги, не улучшая качество предоставляемых услуг».

В демонополизации отрасли, по мнению Владимира Владимировича, состоит важнейшая задача: «За этим, кстати говоря, должны были бы следить самым внимательным образом депутаты местного уровня в муниципалитетах, добиваться принятия регулирующих, демонополизирующих норм на местных, региональных и муниципальных рынках».

С подобным призывом к местной власти премьер обратился дважды. Но едва ли не в тот же день, словно по заказу, на одном из каналов ТВ показали лже-председателя фиктивного ТСЖ, обдирающего на пару с управляющей компанией своих «товарищей» и издевательски улыбающегося в телекамеру.

Увы, такие организмы не боятся призывов! Для борьбы с ними требуются совсем иные средства.

Сергей Домнин

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация