Оберег против мошенников и аферистов
Программа безопасности пожилых людей «ОБЕРЕГ» разработана в Комплексном центре социального обслуживания (КЦСО) «Восточное Измайлово» Восточного округа столицы. Рассказать о ней мы попросили директора центра Валентина Игнатьева.
По словам Валентина Николаевича, в последнее время пенсионеры и ветераны стали мишенью для разного рода мошенников. Одни звонят по телефону – якобы ваш близкий родственник попал в беду – нужны деньги. Другие предлагают биоактивные добавки и медицинские «чудо-приборы», третьи представляются социальными работниками или сотрудниками Мосгаза, предлагают обменять пенсионное удостоверение или вручить подарок. Доверчивые ветераны открывают двери, а потом оказываются без денег и ценных вещей.
Недавно на базе КЦСО «Восточное Измайлово» прошел семинар начальников окружных управлений социальной защиты населения города Москвы, на котором был представлен опыт обеспечения безопасности пожилых людей в районе Восточное Измайлово.
В центре разработана программа обучения и подготовки обслуживаемого населения к рациональным действиям в чрезвычайных ситуациях. «ОБЕРЕГ», название которой можно расшифровать буквально как Обеспечение БЕзопасности и РЕкомендации Гражданам. Программа реализуется КЦСО совместно с отделом внутренних дел (ОВД) и общественными пунктами охраны правопорядка (ОПОП) района.
В КЦСО создана база одиноких и одиноко проживающих пожилых людей – так называемая группа риска, которые центром не обслуживаются, но сотрудники работают с ними. Социальные работники ежемесячно обзванивают этих людей, и если человек не подходит к телефону, то приходят к нему домой. Если ветеран не отвечает на звонки в дверь, сотрудники центра опрашивают соседей, где он может быть. Когда данных о человеке нет, передают информацию в Управление социальной защиты района, которое дальше работает уже с милицией по установлению местонахождения и розыску пенсионера.
Социальные работники, которые обслуживают более 900 пенсионеров на дому, принимают участие во встречах с населением, проводимых управой района, где участковые уполномоченные милиции отчитываются перед жителями. Проводятся опросы населения об обеспечении безопасности.
Председатель совета ОПОП района Людмила Тошева ежемесячно занимается с клиентами отделения дневного пребывания КЦСО, рассказывает о случаях мошенничества в отношении пожилых людей и мерах борьбы с этим злом. За год через отделение дневного пребывания проходит 600–700 человек.
Широкое распространение получили встречи участковых с социальными работниками, на которых вырабатывается совместная тактика борьбы с мошенниками и аферистами всех мастей. В КЦСО район разбит на 7 участков в соответствии с количеством отделений социального обслуживания на дому. В ОВД район тоже разбит на участки, каждый опорный пункт имеет свои границы, участковый обслуживает свои дома. Если все это наложить друг на друга, подключить жилищно-коммунальные организации, получится стройная система борьбы с мошенниками и обеспечения безопасности жителей.
Районные власти – управа и муниципалитет?– поддерживают работу по обеспечению безопасности стариков. Если наладить регулярное взаимодействие в рамках района между социальной службой, милицией и ОПОП, а также жилищно-коммунальными организациями, то проблему можно решить. Необходимо проводить встречи с людьми, рассказывать, предупреждать, создавать систему оперативного реагирования. Появились в доме мошенники – тут же сообщать в ОВД, чтобы оттуда выезжала опергруппа или приходили социальный работник с участковым и старшим по дому. Три-пять человек смогут пресечь действия мошенников.
По итогам семинара начальников окружных управлений социальной защиты населения города было принято решение распространить опыт района Восточное Измайлово на всю Москву. Кроме того, о программе «ОБЕРЕГ» директор КЦСО «Восточное Измайлово» Валентин Игнатьев рассказал на круглом столе третьего съезда социальных работников и социальных педагогов России, который проходил в Москве.