23:30:44
11 апреля 2021 г.

Между небом и водой

Путеводитель по МосквеЖивописный мост в Строгине, горбатый мостик около Дома правительства, мост «Багратион» и многие другие их собратья – визитные карточки столицы. А следит за здоровьем и самочувствием более пятисот мостовых инженерных сооружений мегаполиса (мостов, путепроводов, эстакад, виадуков, пешеходных путепроводов) ГУП «Гормост», которому 1 ноября исполнилось 75 лет.

Каждый день бригады специалистов дозором обходят владенья свои. О мостах и мостиках Первопрестольной нам рассказал пресс-секретарь Гормоста Олег Галкович. Он много лет был главным инженером этой организации, так что знает о мостах почти все.

В 1935-м тресту «Гормост» было поручено не только проектировать, строить, но и эксплуатировать созданные сооружения. Тогда, согласно сталинскому плану реконструкции Москвы, запланировали строительство одиннадцати мостов. Столица решала транспортную проблему – сооружалось метро, между берегами Москвы-реки наводились мосты, прорубались новые улицы и проспекты.

Дни рождения основных мостов нашего города приходятся на довоенные годы. Тогда появились Крымский, Смоленский, Хорошевский мосты, а также путепроводы – такие как Большой и Малый Крестовские.

Война помешала реализовать планы на сто процентов. К примеру, Новоарбатский мост должны были начать строить в 1941-м, а возвели только в 1957-м.

В 1950-е новый генсек Никита Хрущев посетил США и увидел новейшие достижения американской инженерной и строительной мысли – железобетонные мосты. Перед отечественными специалистами была поставлена задача – построить в районе Лужников мост из сборного железобетона. 70% его конструкций изготовили на Дмитровском заводе ЖБИ. Считалось, что такой мост простоит 100 лет, но не прошло и полсрока, как сооружению потребовался ремонт… Позже выяснилось: для того чтобы не останавливать стройку зимой, в растворы добавляли слишком много соли. Это и привело к преждевременному износу верхней эстакады. Ее пришлось переделать, и теперь она почти целиком металлическая.

1960-е. Москва стремительно растет, ей требуется кольцевая дорога, чтобы пустить по ней транзитный транспорт, минуя центр города. При строительстве МКАД было построено более 60 различных сооружений, а еще – дорога до аэропорта «Шереметьево», где тоже есть и эстакады и мосты. (В те годы Горгидромост занимался эксплуатацией не только мостовых сооружений и набережных, но и водостоков, коллекторов огромного города.) На МКАД появились два больших моста через реку Москву – Бесединский (в районе села Беседы) и Спасский (в районе деревни Спас), а также Химкинский – через канал им. Москвы.

Багратион был первым

Затишье со строительством мостов началось в 1970-е. Город получил мосты ко всем крупным магистралям, и начал реконструировать построенные ранее. Так, старый деревянный Даниловский мост заменили на сооружение из сборного железобетона.

В 1971 году появился Ленинградский мост через канал им. Москвы. Он был шире и длиннее старого. В 2010-м достроили новый стальной мост, а мост постройки 1971 года сразу же поставили на капремонт. Когда его откроют, движение пойдет по обоим мостам и будет пятиполосным в каждую сторону. Но расширится Ленинградка пока только до МКАД.

В нынешнем году были также усилены несущие элементы путепровода на 24-м километре Ленинградского шоссе. Ремонт провели в рекордные сроки. Пользоваться путепроводом можно будет беспрепятственно еще пять лет, а затем придется строить что-то более мощное и современное.

В 1990-е в Москве возвели несколько пешеходных мостов. Первым стал красавец мост «Багратион», соединивший Краснопресненскую набережную и набережную Тараса Шевченко. Его открыли в сентябре 1997-го к празднованию 850-летия Москвы.

Пешеходные мосты несут дополнительную эстетическую нагрузку – их облюбовали художники (здесь они устраивают выставки и мастер-классы) и модельеры (организуют показы мод). Переходы между небом и водой не отапливаются, зато защищены от осадков. Здесь любят фотографироваться молодые пары.

Вдоль и поперек

Для молодоженов неожиданно привлекательным оказался Лужков мост (он назван по имени местности в районе Болотниковской площади – Царские Лужки ) С некоторых пор стало модным вешать замочки на его перила – как залог крепости семейных уз. Правда, это сильно мешало сотрудникам Гормоста мыть и красить по весне ажурные решетки, и тогда возникла идея: высадить на мосту металлические «деревья любви». По мере заполнения их замочками растения пересаживают на Болотниковскую набережную, а взамен «вырастает» новое дерево – с голыми ветками. Чтобы замочки не появлялись на перилах мостов, сотрудники вывешивают объявление, дескать, это не гарантирует крепость семейных уз! Многие внимают призыву, и гроздья замочков образуются именно на специальных металлических деревьях. Вослед деревьям решили поставить на этом мосту и Скамью примирения, она появилась в 2008-м.

Все крупные пешеходные мосты, построенные после 1990-х, оборудованы подъемными механизмами-эскалаторами, лифтами, и доступны для инвалидов-колясочников. А на Багратионовском есть еще и травалатор – горизонтальная движущаяся лента.

При строительстве Третьего транспортного кольца некоторым мостам пришлось переехать. Например, Андреевский мост стал в новый створ на Москве-реке. Подготовка переезда заняла почти год, а сам он – всего полтора часа.

Одним из самых необычных мостов столицы стал Живописный мост. Красная вантовая дуга сделала его настоящей достопримечательностью города. Еще одна изюминка – под сводом дуги расположился ресторан, похожий на летающую тарелку. К тому же мост построен не поперек, а почти вдоль реки. Длина сооружения – 1380 метров, выполнено оно из металла и железобетона, а для большего комфорта оснащено шумозащитными экранами.

Конечно, в городе есть и другие замечательные мосты. Все они по-своему оригинальны, не похожи друг на друга. Кроме своей главной функции – помочь преодолеть водное пространство, мосты еще создают неповторимый образ Москвы, которая пронизана руслом большой и малых рек.

Вас ищет Гормост

Сейчас в Государственном унитарном предприятии «Гормост» трудятся три тысячи человек. Почти 600 человек составляет инженерно-технический персонал. В парке автотракторной техники – 500 единиц.

Число сооружений постоянно растет, и новые специалисты нужны постоянно. Их на предприятии всегда ждут.

Галина Красова

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация