23:30:44
11 апреля 2021 г.

Мы вышли из кризиса еще более сырьевой страной

ЖКХЗаканчивается 2010-й. Что ждет нас в новом году? Как обстоят дела в экономике страны? С такими вопросами «КР» обратился к депутату Госдумы РФ, члену комитета по бюджету и налогам, доктору экономических наук, профессору Оксане Дмитриевой.

«Инфляция издержек»

– Все данные показывают, что из кризиса Россия вышла еще более сырьевой страной, чем вошла в него. Некоторое оживление связано с подорожанием сырья и энергоносителей. Увеличение ВВП объясняется разве что монопольно высокими ценами на электроэнергию, газ и воду. Никакого структурного сдвига в пользу обрабатывающей промышленности не произошло. Машиностроение не поднялось на уровень, с которого упало, и вряд ли поднимется. Успехи инновационных отраслей также отсутствуют, поскольку никаких мер фактически предпринято не было. Рабочие места в высокотехнологичных отраслях не создавались. В 2010-м было сокращено финансирование науки. На следующий год в реальном выражении снизятся расходы на фонды поддержки науки и высшее образование, которые, собственно, и должны обеспечивать инновационный рост.

– В стране растет инфляция. Появился даже новый термин – стагфляция (состояние экономики, когда на фоне инфляции одновременно происходит спад производства и рост безработицы).

– В разгар кризиса в России мы как раз наблюдали стагфляцию: при довольно высокой инфляции спад производства был сильнейший. Это даже не стагфляция, а хуже – какая-то следующая стадия.

В других странах была либо нулевая инфляция, либо даже дефляция. Это способ выхода из кризиса, когда приходится отталкиваться от дна. Снижались цены, повышалась эффективность производства, происходило банкротство слабых предприятий, а следовательно, выбраковка неэффективных собственников и оздоровление рынка. За счет этих факторов обеспечивалось внутреннее антикризисное регулирование.

В России подобные процессы не получили развития, горе-собственники перекладывали свои убытки на государство, и оно их спасало вопреки воле рынка. Поиска новых рыночных (маркетинговых) ниш не было. В результате не произошло оздоровления экономики – ни на макро-, ни на микроуровне.

Что касается нашей инфляции, то ее можно назвать «инфляцией издержек».

Недавно мы провели исследование. Сопоставили инфляцию и рост государственных расходов, рост денежной массы. И выяснилось: в стране нет зависимости между увеличением государственных расходов, денежной массой и инфляцией. В развитых странах она наблюдается – где в большей, где в меньшей степени. Там имеет место инфляция спроса, которая вызывается монетарными факторами (главным образом – приростом денежной массы). У нас нет никакой корреляционной зависимости. Поэтому попытки бороться с инфляцией, ограничивая бюджетные расходы и индексацию зарплат бюджетников, стерилизуя деньги стабилизационного фонда, не дают ожидаемого результата.

К этому можно прибавить и другие факторы. К примеру, монопольное ценообразование в естественных и региональных монополиях. В этих компаниях сверхизбыточная численность управленческо-менеджерского звена, сверхвысокие зарплаты, избыточное число посредников. Все это отражается на тарифах и перекладывается на потребителя. Это тоже причины инфляции.

Ну а сейчас рост цен на продовольствие связан еще и с засухой. Но это опять-таки из-за отсутствия каких-либо серьезных мер со стороны государства.

– Некоторые экономисты полагают, будто в декабре-январе можно ожидать нового витка инфляции. Вы разделяете такой прогноз?

– В декабре «сюрприза» не будет. Средняя декабрьская зарплата существенно выше, чем январская. Происходит выброс денег. Многие получают дополнительную – тринадцатую – зарплату, однако прироста инфляции в декабре в предыдущие годы не наблюдалось.

А вот январь – самый инфляционный месяц. В январе очередной виток инфляции будет обязательно. В начале года определяются новые тарифы естественных монополий, и эти тарифы, как правило, в два раза выше официально заявленной инфляции. Например, на следующий год в проекте федерального бюджета заложена инфляция в 6,5%, а тарифы ЖКХ повышаются на 13%. Причем нет ни одного тарифа, который бы вырос меньше чем на 10%. При этом тарифы на электроэнергию и газ утверждаются на федеральном уровне, а тарифы на воду, тепло, жилищные услуги – в регионах. Чрезвычайно высокие тарифы естественных монополий и сырьевых компаний вызовут новый виток инфляции.

Про тарифы и кумовьев

– Каким образом, на ваш взгляд, можно ограничить аппетиты естественных монополий?

– Нужно полностью менять систему корпоративного управления в естественных монополиях. Переводить их постепенно на статус государственных унитарных предприятий?– с полной калькуляцией издержек, зарплатой всех, особенно менеджмента, на уровне госслужащих. Опыт показывает, что когда федеральных и региональных коммунальных монополистов сделали акционерными обществами, они стали управляться отнюдь не лучше, а просто сделались дороже.

Формально в большинстве коммунальных организаций контрольный пакет акций принадлежит государству или муниципалитету. Но по статусу – это негосударственные организации в форме акционерного общества. Поэтому менеджмент распоряжается госсобственностью, как своей. Главное – они имеют возможность спокойно переливать эти средства через аутсортинг (через использование внешней организации для обработки банковских и других финансовых, расчетных документов при проведении коммерческих операций). Компания с государственным участием заключает договор на выполнение работ с фирмой, которая может вообще ничего не делать. Заказ проходит через несколько субподрядчиков, пока доходит до фирмы, которая реально выполнит заказ.

Жены, дети, сваты, кумовья возглавляют компании в этой цепочке, которые выполняют услуги по бешеным ценам и с низким качеством. Все это отражается на тарифах и одновременно отсасывает средства от инвестиций в инфраструктуру ЖКХ.

– Сейчас обсуждается бюджет страны на следующий, 2011 год. Предложено немало поправок.

– Концептуально многие мои коллеги против этого бюджета. Нужна совершенно другая политика по доходам, расходам, налогам. Не следует раскручивать пирамиду внутреннего долга и увеличивать расходы на обслуживание долга, в то время как собственные средства имеются в наличии и хранятся в Стабилизационном фонде (сейчас он разделен на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния). Такая политика давала бы значительную экономию.

Смущает и то, что бюджет подсчитан исходя из заниженного прогноза цен на нефть 75?долларов за баррель. Альтернативный бюджет «Справедливой России» исходит из того, что цена на нефть будет 82–85 долларов, а следовательно, в бюджете следует учесть и распределить заранее дополнительные доходы, в том числе – на поддержку ЖКХ.

Необходимо также произвести адекватную размерам инфляции индексацию заработной платы бюджетников. В бюджете заложена индексация с 1 июня на 6,5%. При этом последняя индексация зарплаты бюджетников на федеральном уровне датируется декабрем 2008-го. Понятно, что за это время вследствие инфляции обесценивание заработка составило более 25%, поэтому и индексировать надо минимум на эту величину.

Совершенно очевидно, что в бюджете недостаточно механизмов и средств на обеспечение инновационной реструктуризации. При этом эффективные механизмы поддержки науки в реальном выражении сокращаются, а сомнительные механизмы – финансируются.

Налог на яхту

– Оксана Генриховна, предполагается, что в недалеком будущем налог на недвижимость будет оцениваться по рыночной стоимости.

– На мой взгляд, нельзя вводить налог на недвижимость для всего населения. Это действительно неподъемное бремя для людей, и большие сложности для специалистов, поскольку оценить всю недвижимость необходимо по рыночной стоимости. В таком случае собственники обычных квартир, как физические лица, будут платить высокий налог. А сверхдорогие особняки, не оформленные в собственность, уйдут из-под налогообложения.

Зачастую бывает так, что человек живет в роскошном особняке, но налог на недвижимость не платит, поскольку особняк ему не принадлежит. Он принадлежит фирме, а фирма принадлежит этому человеку.

Думская фракция «Справедливой России», в которой я состою, предлагала ввести налог на недвижимость в форме налога на роскошь, то есть по рыночной стоимости облагать только дорогую недвижимость, стоимостью более определенной суммы (в сегодняшних ценах это должно быть около одного млн долларов). Налогоплательщиками должны быть не только физические, но и юридические лица. Кому принадлежит роскошное жилье, тот за него и платит.

Считаю, что подоходный налог и налог на роскошь должны идти вместе. Налог на роскошь позволит обложить спрятанные доходы. То есть те, которые вывели из-под обложения подоходным налогом. Прежде всего это налог на дорогую недвижимость, сверхдорогие транспортные средства – яхты, машины, самолеты.

Не выложишь и рыбку без пруда

– Что ожидает нас в следующем году?

– Никакого катастрофического сценария нет. Наша экономика, как и раньше, зависит исключительно от цены на сырье и энергоносители. А эти цены, в свою очередь, зависят от состояния экономики крупнейших государств?– Китая, США и Европейского союза. Они выходят из кризиса с позитивными темпами экономического роста. Следовательно, их потребность в сырье и энергоносителях как минимум не уменьшится.

Как уже было сказано, в федеральном бюджете правительство заложило цену на нефть 75 долларов за баррель. По нашим расчетам, цена поднимется выше 80. Инфляцию на уровне 6,5% не удержать. Думаю, она будет больше 8%.

С дырой в пенсионном фонде справиться не смогут. Она очень большая, на следующий год?– фактически полтора триллиона. Предусмотрена индексация пенсии лишь в размере 8%.

В начале 2010-го коэффициент замещения (то есть отношение уровня пенсии к вашей зарплате) поднялся до 37%. Теперь он снова начинает падать и будет снижаться предположительно до 32–33%. (Напомню, что в развитых странах коэффициент замещения составляет от 40 до 70%.)

Президент уже обратил внимание на опасность застоя в политической жизни. Застой в экономике едва ли менее опасен. У нас получается так: застой – кризис – застой. А дальше опять кризис. Но это произойдет не в 2011-м, а через пять-десять лет, когда на мировом рынке в очередной раз упадут цены на сырье и энергоносители. Это ударит по нашей стране, если не произойдет развития несырьевых отраслей.

О нашем собеседнике

Оксана Генриховна Дмитриева окончила Ленинградский финансово-экономический институт им. Н.А. Вознесенского. Доктор экономических наук (1992), профессор. Член Комитета ГД по бюджету и налогам.

Светлана Амелехина

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация