23:30:44
11 апреля 2021 г.

Вагончик тронется, музей останется

Путеводитель по МосквеВ этот музей можно попасть из вестибюля станции метро «Спортивная». Поднимаюсь на третий этаж, держусь за черные резиновые перила, такие же, как на эскалаторе. Тут все в стиле метро. Потому что это – музей метрополитена. Появился он в Москве более сорока лет назад и имеет статус народного музея.

Трамвай спускается под землю

А история самой подземки началась гораздо раньше: директор музея Константин Черкасский показывает мне витрину, где представлен проект метро, который обсуждала Мосгордума в 1902 году. Тогда русские инженеры П.И. Балинский и Е.К. Кнорре предложили вниманию московских депутатов проект подземной дороги. Дума отклонила его из-за дороговизны. Но идея москвичам понравилась, всюду пошли бурные споры, и к 1912 году проектов было уже более десяти. Но к идее внеуличного транспорта вернулись только в 1924 году, уже в новой стране – советской.

В витрине музея можно увидеть знаменитый рисунок Кукрыниксов «Москва трамвайная». Столица уже тогда страдала от пробок, и центр представлял собой паутину трамвайных путей, в которой скапливались трамвайные поезда. Москва, как и остальные столицы мира, решила проблемы пробок путем создания внеуличного вида транспорта, а именно – метро.

Несколько желтых листочков под стеклом хранят транспортные схемы, предлагавшиеся для столицы. На одной из них конечные станции метро переходят в линии железной дороги. Идея соединить железные дороги в одну транспортную систему с подземкой не нашла поддержки у Думы. Об этом много спорили, а в результате появилась автономная система подземных магистралей. Она повторяла в общих очертаниях схему московских дорожных артерий: Садовое кольцо, основные шоссе, лучами уходящие из центра…

Плакаты времен первых пятилеток кричали: даешь метро! Шефом строительства подземки стал Лазарь Каганович. Молва утверждает, что благодаря его участию некоторые инженеры были «извлечены» из недр ГУЛАГа. Привлекли и сотрудников смежной отрасли – инженеров-железнодорожников, которые строили Транссиб, Турксиб. При строительстве первого в СССР метро учли опыт лучших метрополитенов мира. Сегодня же специалисты считают, что наше метро превосходит мировые аналоги. И не только интерьером, советские традиции и технологии, получившие дальнейшее развитие, позволяют метро работать с высокой степенью надежности и четкости. Интервал в 90 секунд между поездами в час пик вполне возможен, но он не предел. Уменьшить интервал мешаем мы, пассажиры: много времени тратим на посадку и высадку из вагонов.

За пятачок

Подхожу к старенькому турникету, на котором светится надпись: «Приготовьте 5-копеечную монету». Мешки с пятачками на много десятилетий стали непременным атрибутом подземки – дешево и сердито. Похоже, сокрушались об этом только извозчики, потерявшие работу: «Метро, сверкнув перилами дубовыми, сразу всех он седоков околдовал». Еще бы! На трамвае дорога из конца в конец столицы занимала более двух часов, а метро могло домчать пассажира по этому маршруту за 21 минуту 30 секунд. Недаром под землей водят иностранные экскурсии.

Сколько уже десятилетий экскурсии иностранцев водят по станциям метро – во какие дворцы для трудящихся построили! Те задирают головы, чтобы рассмотреть стальные параболы «Маяковской», мозаики и чеканку, росписи и скульптуру.

Кстати, стоимость этих красот составляла (и составляет) не более 5% от сметы строительства. Красота оказалась не только приятна для глаз, но и экономически выгодна: построенные из мрамора и гранита первые станции лишь недавно потребовали частичного ремонта. А те станции, на оформлении которых в 60-х решили сэкономить, давно «слопали» всю экономию за счет постоянных ремонтов.

Недавно при замене эскалатора на «Семеновской» рабочие нашли и передали в музей билетик 1944 года с надписью «Сталинская» (так раньше называлась нынешняя «Семеновская»). Билетик пролежал в глубине механизма более 60 лет, и теперь им дорожат, как драгоценной реликвией. Потому что никому не пришло в голову сохранить эти простенькие клочки бумаги для потомков.

Иногда экспонаты поступают в музей при списании старого оборудования, порой их приносят бывшие работники метро, а бывает, привозят из российской глубинки.

Есть в музее раритет – картина маслом. На ней художник изобразил бронепоезд «Московский метрополитен». На холсте – момент боя на Курской дуге. А построили его на деньги метрополитеновцев. Несколько лет назад экспедиция метрополитена побывала на местах боев, где в одном из сараев и была обнаружена эта картина.

– Роль бронепоездов в истории войны плохо изучена, и нам повезло с такой редкой находкой, – говорит директор музея Константин Черкасский.

Директор намерен и дальше работать над устранением белых пятен в истории метрополитена. И музейные сотрудники два раза в неделю добросовестно изучают различные архивы в поисках новых документов о московском метро.

В музее хранится книга отзывов со станции «Пушкинская», которая открылась в 1975 году. Москвичи посвятили ей много восторженных слов, даже стихи. Особенно горячо поддержали они возвращение эстетики в подземку столицы.

Но станции – это лишь видимая часть айсберга. А те части, которые пассажирам не видны, можно рассмотреть в музее. В одной из комнат (небольшие размеры не позволяют назвать помещение залом) вмурована кабина машиниста. В ней – все приборы, с помощью которых машинист управляет поездом. Автоматика не позволяет составам столкнуться, и даже если человек ошибется, система его поправит.

Пережившее СССР

На одной стене висит плакат: строительство линий метро в СССР до 2000 года. Лист ватмана пережил страну, которая одновременно вела прокладку метро в десятке других городов. Крах советской системы кое-где совсем остановил строительство или существенно замедлил его. В Риге, например, посчитали метро «имперской штучкой», навязанной извне, и строить подземку перестали. Не доехали голубые вагоны до Перми и Челябинска. Самый молодой метрополитен России сегодня в Казани, и специалисты отмечают не только его высокие технические показатели, но и прекрасный интерьер подземных залов.

В музее можно увидеть фотографии всех моделей вагонов метро. В одном из них, например, сиденья располагались перпендикулярно стенам. Это было неудобно пассажирам, и кожаные сиденья стали устанавливать на привычные нам места – вдоль окон.

Вообще, музей метрополитена, как и все такие учреждения, не просто открывает дверь в историю – он помогает понять и оценить день сегодняшний. Если захотите в этом убедиться – можно прийти в музей по рабочим дням. В выходные он не работает.

Сайт музея: www.museum.ru/M375.

Галина Красова

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация