Московская жилищная газета

Путеводитель по Москве

Опубликовано на сайте: 23 ноября 2010 г. 12:00
Публикация в газете: №42 (817) от 18 ноября 2010 г.

Вагончик тронется, музей останется

Вагончик тронется, музей останется

В этот музей можно попасть из вестибюля станции метро «Спортивная». Поднимаюсь на третий этаж, держусь за черные резиновые перила, такие же, как на эскалаторе. Тут все в стиле метро. Потому что это – музей метрополитена. Появился он в Москве более сорока лет назад и имеет статус народного музея.

Трамвай спускается под землю

А история самой подземки началась гораздо раньше: директор музея Константин Черкасский показывает мне витрину, где представлен проект метро, который обсуждала Мосгордума в 1902 году. Тогда русские инженеры П.И. Балинский и Е.К. Кнорре предложили вниманию московских депутатов проект подземной дороги. Дума отклонила его из-за дороговизны. Но идея москвичам понравилась, всюду пошли бурные споры, и к 1912 году проектов было уже более десяти. Но к идее внеуличного транспорта вернулись только в 1924 году, уже в новой стране – советской.

В витрине музея можно увидеть знаменитый рисунок Кукрыниксов «Москва трамвайная». Столица уже тогда страдала от пробок, и центр представлял собой паутину трамвайных путей, в которой скапливались трамвайные поезда. Москва, как и остальные столицы мира, решила проблемы пробок путем создания внеуличного вида транспорта, а именно – метро.

Несколько желтых листочков под стеклом хранят транспортные схемы, предлагавшиеся для столицы. На одной из них конечные станции метро переходят в линии железной дороги. Идея соединить железные дороги в одну транспортную систему с подземкой не нашла поддержки у Думы. Об этом много спорили, а в результате появилась автономная система подземных магистралей. Она повторяла в общих очертаниях схему московских дорожных артерий: Садовое кольцо, основные шоссе, лучами уходящие из центра…

Плакаты времен первых пятилеток кричали: даешь метро! Шефом строительства подземки стал Лазарь Каганович. Молва утверждает, что благодаря его участию некоторые инженеры были «извлечены» из недр ГУЛАГа. Привлекли и сотрудников смежной отрасли – инженеров-железнодорожников, которые строили Транссиб, Турксиб. При строительстве первого в СССР метро учли опыт лучших метрополитенов мира. Сегодня же специалисты считают, что наше метро превосходит мировые аналоги. И не только интерьером, советские традиции и технологии, получившие дальнейшее развитие, позволяют метро работать с высокой степенью надежности и четкости. Интервал в 90 секунд между поездами в час пик вполне возможен, но он не предел. Уменьшить интервал мешаем мы, пассажиры: много времени тратим на посадку и высадку из вагонов.

За пятачок

Подхожу к старенькому турникету, на котором светится надпись: «Приготовьте 5-копеечную монету». Мешки с пятачками на много десятилетий стали непременным атрибутом подземки – дешево и сердито. Похоже, сокрушались об этом только извозчики, потерявшие работу: «Метро, сверкнув перилами дубовыми, сразу всех он седоков околдовал». Еще бы! На трамвае дорога из конца в конец столицы занимала более двух часов, а метро могло домчать пассажира по этому маршруту за 21 минуту 30 секунд. Недаром под землей водят иностранные экскурсии.

Сколько уже десятилетий экскурсии иностранцев водят по станциям метро – во какие дворцы для трудящихся построили! Те задирают головы, чтобы рассмотреть стальные параболы «Маяковской», мозаики и чеканку, росписи и скульптуру.

Кстати, стоимость этих красот составляла (и составляет) не более 5% от сметы строительства. Красота оказалась не только приятна для глаз, но и экономически выгодна: построенные из мрамора и гранита первые станции лишь недавно потребовали частичного ремонта. А те станции, на оформлении которых в 60-х решили сэкономить, давно «слопали» всю экономию за счет постоянных ремонтов.

Недавно при замене эскалатора на «Семеновской» рабочие нашли и передали в музей билетик 1944 года с надписью «Сталинская» (так раньше называлась нынешняя «Семеновская»). Билетик пролежал в глубине механизма более 60 лет, и теперь им дорожат, как драгоценной реликвией. Потому что никому не пришло в голову сохранить эти простенькие клочки бумаги для потомков.

Иногда экспонаты поступают в музей при списании старого оборудования, порой их приносят бывшие работники метро, а бывает, привозят из российской глубинки.

Есть в музее раритет – картина маслом. На ней художник изобразил бронепоезд «Московский метрополитен». На холсте – момент боя на Курской дуге. А построили его на деньги метрополитеновцев. Несколько лет назад экспедиция метрополитена побывала на местах боев, где в одном из сараев и была обнаружена эта картина.

– Роль бронепоездов в истории войны плохо изучена, и нам повезло с такой редкой находкой, – говорит директор музея Константин Черкасский.

Директор намерен и дальше работать над устранением белых пятен в истории метрополитена. И музейные сотрудники два раза в неделю добросовестно изучают различные архивы в поисках новых документов о московском метро.

В музее хранится книга отзывов со станции «Пушкинская», которая открылась в 1975 году. Москвичи посвятили ей много восторженных слов, даже стихи. Особенно горячо поддержали они возвращение эстетики в подземку столицы.

Но станции – это лишь видимая часть айсберга. А те части, которые пассажирам не видны, можно рассмотреть в музее. В одной из комнат (небольшие размеры не позволяют назвать помещение залом) вмурована кабина машиниста. В ней – все приборы, с помощью которых машинист управляет поездом. Автоматика не позволяет составам столкнуться, и даже если человек ошибется, система его поправит.

Пережившее СССР

На одной стене висит плакат: строительство линий метро в СССР до 2000 года. Лист ватмана пережил страну, которая одновременно вела прокладку метро в десятке других городов. Крах советской системы кое-где совсем остановил строительство или существенно замедлил его. В Риге, например, посчитали метро «имперской штучкой», навязанной извне, и строить подземку перестали. Не доехали голубые вагоны до Перми и Челябинска. Самый молодой метрополитен России сегодня в Казани, и специалисты отмечают не только его высокие технические показатели, но и прекрасный интерьер подземных залов.

В музее можно увидеть фотографии всех моделей вагонов метро. В одном из них, например, сиденья располагались перпендикулярно стенам. Это было неудобно пассажирам, и кожаные сиденья стали устанавливать на привычные нам места – вдоль окон.

Вообще, музей метрополитена, как и все такие учреждения, не просто открывает дверь в историю – он помогает понять и оценить день сегодняшний. Если захотите в этом убедиться – можно прийти в музей по рабочим дням. В выходные он не работает.

Сайт музея: www.museum.ru/M375.

Галина Красова

Другие статьи на тему: Путеводитель по Москве

  • Последний экипаж
    Наша Карета времени совершает последний круг почета. На протяжении 8 лет – с 2004 года – мы с вами беседовали под мирный скрип ее рессор, забирались во всякие дворы и закоулки, раскапывали разные истории, совершили более 160 прогулок по московским улицам, переулкам и площадям и даже успели заскочить в несколько других городов. Сегодня мы проедемся по старым местам, чтобы орлиным взором окинуть наше совместное прошлое и сложить из него небольшую мозаику.
  • Динамо: ведьмы, цыгане, футболисты, художники
    У каждого времени есть свои незыблемые приметы. Незыблемость эта время от времени дает трещину и рушится, оплакиваемая современниками. На ее месте возникает новое, воспринимаемое следующими поколениями как милая сердцу аксиома. Затем история повторяется – рушится, строится, становится чьим-то фетишем, оплакивается – такой круговорот незыблемостей в природе. Сегодня мы пройдемся по району, находящемуся в процессе таких очередных обновлений – неподалеку от метро «Динамо».
  • Ангелы в проектируемом проезде
    Улицы, носящие имена Окуджавы, Пастернака, Ахматовой, Маршака появятся в Новой Москве, обещает городская комиссия по наименованию территориальных единиц. Всего утверждены названия для 12 улиц на присоединенных территориях столицы и 12 проектируемых проездов.
  • Тверской бульвар: когда растает снег
    В листе ожидания декабря сплошные прощания: конец 2012 года, конец света, щедро обещанный и поэтапно расписанный нам тибетским монахом, окончание наших прогулок, в конце концов. Известно, что за старым должно следовать новое, а стало быть – следующий год, иной, возможно, более гармоничный и не такой взрывной в каждой точке «свет», совсем другие путешествия. Но, по новогодней традиции, прежде чем приветствовать наступление нового, нужно проводить старое. Где ж нам прощаться с ним, как не на Тверском бульваре?
  • Аэропорт на все времена
    «...Нельзя ли для прогулок поближе выбрать закоулок?», – бормочу, переиначивая классика и одновременно отворяя дверь подъезда в ветреный обесцвеченный ноябрем город. И действительно выбираю. Рассказ сегодня пойдет о тех местах и временах моего родного, ныне престижного района Аэропорт, в которых мы еще не бывали.