23:30:44
11 апреля 2021 г.

Позволь себе немного Сочи

Олимпиада и Сочи теперь близнецы-братья. Об этом напоминает и новый международный аэропорт в Адлере, и вереницы грузовиков, везущих на стройки бетон, и даже факт, который лежал буквально под ногами: мне встретился участок пешеходной дорожки, сделанный из плитки с символикой московской Олимпиады-80. Знакомый контур столичных высоток и пять колец… В сочинских газетах коллеги-журналисты скромно называют теперь свой город: «Летняя столица России».

Ущелье для легкого метро

«Наш самолет совершил посадку в аэропорту Адлер города Сочи», – сказала стюардесса, и мы спустились с неба на землю. После столичной гари нынешнего лета воздух показался райским. «Давай сюда прилетать каждый год!» – предложила дочь.

А 15 лет назад в Сочи не вызывало сожаления разве что само море – на суше была разруха: здания санаториев, домов отдыха и гостиниц стояли с разбитыми окнами, заколоченными фанерой. Госсобственность долго и мучительно становилась частной, и эта запоздавшая приватизация, как казалось тогда, загубит курорт навсегда.

Сегодняшний Сочи гораздо больше соответствует статусу единственного всероссийского города-курорта, и стремится стать еще лучше к 2014 году. Санатории и гостиницы восстановлены, сверкают витрины магазинов, появилась масса новых зданий. Всюду видны строительные краны, идут работы и по перестройке дорожной сети. Город ждет олимпиаду и хлопочет. Жители ворчат, застревая в дорожных пробках, но не могут не замечать приятных перемен. Итак, уже постороены:
– международный аэропорт (стройка длилась с 1989-го);
– объездная дублирующая дорога из Адлера – через горы.

Строятся и перестраиваются дороги и дорожные развязки, жилые дома и гостиницы.

Большой Сочи протянулся на 145 км вдоль берега моря, длина полосы пляжей – 118 км. Население города – почти полмиллиона человек.

Сочи располагается в зоне влажных субтропиков, примерно на географической широте Ниццы. Число пасмурных дней – 66. Городской транспорт представлен в основном маршрутными такси, такси и небольшим числом автобусов.

Хотя в Сочи и не бывает зимы в столичном понимании, теперь город-курорт будет принимать туристов круглый год. Сезонность сгладят развитием зимнего горнолыжного курорта Красная Поляна. Уже построен тоннель в горах, ведется строительство легкого метро в Ахтырском ущелье. Газпром возводит большой пятизвездочный отель, строятся новые очереди канатной дороги, что делает доступными горнолыжные спуски и трассы.

Закончен отрезок обходной дороги, позволяющий доехать из Адлера (где и находятся воздушные ворота курорта) до горных районов Сочи, минуя его центр. Новый аэровокзальный комплекс получил статус воздушных ворот Юга России и стал первым сданным в эксплуатацию олимпийским объектом, написали с гордостью краевые СМИ (Сочи входит в состав Краснодарского края).

От аэропорта уже тянут линию железной дороги к Адлеру, и вскоре все пассажиры, сойдя с самолета, смогут пересесть на аэроэкспресс до Сочи (этот удобный способ доехать до аэропорта обкатали в Москве, а теперь он реализуется и в Сочи) Новый аэропорт – не только пример удачного хай-тек в архитектуре, но и третий по всем параметрам в России аэропорт, после Москвы и Санкт-Петербурга.

Отберут или не отберут?

Такую проблему обсуждают юристы на страницах сочинского справочника недвижимости «По берегу Черного моря». Спортивные стройки прошли не только по пути миграции зверюшек, но и по жилому сектору. Специалисты деловито информируют собственников, что такое эти самые «государственные нужды», и на каком основании могут изъять землю под эти самые нужды. И поясняют, что недовольный решением гражданин имеет право оспорить как само решение об изъятии его участка, так выкупную цену и другие условия. Чтобы внести ясность в этот болезненный процесс, специальными «олимпийскими» поправками в Земельный кодекс РФ были внесены изменения по изъятию земель под объекты строительства грядущих Олимпийских игр.

Юристы советуют горожанам в спорных случаях обращаться в суд и оспаривать решения властей. Речь не идет о том, что ваш дом в результате не попадет под снос, а трасса слалома свернет с намеченного ей пути. Но цену вопроса оспорить можно. Есть немало прецедентов, когда собственники выигрывали дело и добивались увеличения выкупной цены. Так что пенсионер, десятки лет растивший виноградную лозу на своем участке, вправе рассчитывать, что его землю оценят дороже, чем просто кусок каменистой кручи.

Дом окнами на горизонт

Цены на жилье поползли вверх, и, надо сказать, городу есть что выложить на прилавок российского рынка недвижимости: здания строят по индивидуальным проектам, и над Сочи уже парят такие красавцы, как огромный жилой дом по имени «Александрийский Маяк». Окна апартаментов выходят прямиком на море, и владелец может в любое время любоваться грандиозной панорамой Черного моря, следить за полетом чаек и самолетов, дельтапланов и вертолетов, за медленным движением судов. Риелторы не скрывают, что хотят увидеть в числе покупателей и московских гостей. Они могут приезжать на курорт хоть каждый выходной, благо чартерных и иных рейсов до Сочи теперь немало.

Цены на недвижимость по московским меркам смешные. Если в столице на начало октября средняя цена кв. метра была 171 676 рублей (данные сайта realty.dmir.ru), то в Сочи – 72 312 (данные rosrealt.ru). «Квадрат» курортной недвижимости обходится от 33 до 160 тысяч рублей за кв. метр. Новостройки в Центральном районе, конечно, стоят очень дорого. А дома чуть подальше от моря и не в таком престижном районе вполне по карману многим.

Цены на «однушки» начинаются с 1 млн рублей, апартаменты в клубном доме стоят до 14 млн.

На рынке ипотеки отмечается экспансия московских банков. Причем не столько для сочинцев, сколько для клиентов из других регионов, где эти банки имеют отлаженную сеть филиалов, а население более платежеспособно. Кредит выдается в Сочи, по местонахождению недвижимости, но справку о доходах можно предъявить по месту жительства. В городе-курорте уже работают ипотечные программы Банка Москвы, Сбербанка, Внешторгбанка, банка «Московский капитал», Москомприватбанка, Юниаструм банка, Конверс-банка, Импексбанка.

Да и сами строительные организации – частью московские. Так что уровень новой застройки далек от провинциального по оригинальным проектам, и город становится все более нарядным и современным.

Оживился сектор недорогого съемного жилья: появилось множество маленьких гостиниц, число звезд в которых – минимальное, зато построены они чуть ли не на линии прибоя.

Жить святым духом, спать в палатке теперь не модно, и большинство гостей предпочитают условия, более привычные изнеженному горожанину.

Принуждение к ремонту

В городе множество частных домов, хозяева которых десятилетиями сдавали их бледнолицым приезжим, которые были готовы жить хоть в курятнике, лишь бы рядом с морем. Некоторые домовладельцы перестроили свои дома, а кое-кто так и не удосужился этого сделать. И неказистые лачуги особенно контрастно смотрятся на фоне модернового аэропорта в Адлере или умопомрачительного комплекса «Актер Гэлекси».

Чтобы город не был уж очень похожим на винегрет, городские власти предложили собственникам частных домов участвовать в партнерской программе обновления их жилья. Условия помощи в ремонте и приведения в божеский вид домиков, попадающих в поле зрения туристов, выгодные. Деньги для этого выделены, и предполагается, что программой воспользуются более 11 тысяч собственников домов.

На улицах города каждый может себя почувствовать если и не в сказке, то уж точно – в песне. Пройтись по Абрикосовой, свернуть на Виноградную, и на Тенистой улице постоять в тени… Малоэтажная застройка остается, никуда не деваются домики, увитые плющом и виноградом, утопающие в цветах круглый год.

Ноль отходов

Так называется программа, которая должна кардинально решить проблему мусора.

Через год начнется строительство сложного технического объекта, на территории которого предусмотрено не только захоронение, но также сортировка и компостирование отходов.

Сочи станет первым городом-курортом Черноморского побережья, где применят современные технологии с производством биогаза и очисткой фильтрата свалочных масс.

Разработаны даже специальные «зеленые» стандарты на основе законов РФ и на международных экологических нормативов. Вместо старых очистных сооружений построят новые, внедрят систему глубоководных выпусков, что защитит экологию города-курорта. Власти понимают: полностью исключить воздействие на природу невозможно, и стараются компенсировать потери. К примеру, вырубку леса – посадкой новых лесов. Учитывается даже, что при строительстве олимпийских объектов будут пресечены пути миграции животных. Живность переселят с мест застройки, и такая работа уже началась.

По морям, по волнам

Метро и трамвай – это не для Сочи, здесь транспорту тесно и круто, а потому акцент сделан на автобусы, на продление железнодорожной ветки от аэропорта в город, а также на самую удобную и романтическую дорогу – море.

Планируется возродить морские пассажирские перевозки: уже закуплены катера, которые должны стать «морскими такси». Городские власти уведомили частных перевозчиков, что в центре Сочи будут запрещены перевозки маленькими маршрутками, таким путем решено уменьшить скопление автомобилей в городской черте.

…Мы с дочкой пробыли в Сочи всего неделю. И опять – аэропорт Адлера, который красивее и удобнее любого московского, потому что новый, потому что стоит на берегу самого синего в мире – Черного моря.

Мы улетаем, но обещаем вернуться!

Галина Красова

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация