02:29:36
22 сентября 2024 г.

Экспонаты на собственном ходу

Интеграция, как выяснилось, никуда с кончиной СССР и соцлагеря не делась. Москва по-прежнему закупает для своего общественного транспорта электрооборудование в Венгрии, трамваи – в Чехии, моторы и сочленения для автобусов – в Германии. Зачем изобретать велосипед, когда на нем нужно ездить здесь и сейчас?! Недавняя выставка «ЭкспоСитиТранс-2010» показала, что по этому поводу и спорить нечего.

Верным путем

В МВЦ «Крокус Экспо» были показаны новинки автопрома, хотя в залах на сей раз блистательно отсутствовали длинноногие девы около флагманских моделей. Специалисты уверенно ориентировались на названия известных фирм: МАЗ, ЛиАЗ, Метровагонмаш, СВАРЗ, Шкода, Ютонг, Хюбнер… Давно и прочно связанные между собой перевозчики, производители и разработчики встретились и обсудили, по какому пути будет двигаться транспорт. Хотя в главном этот путь понятен, и представители всех фирм в один голос называли заветное слово: экологичность.

Москва похвастала вагонами метро «Русич», новым трамваем, новым троллейбусом на основе… автобуса и еще многим другим.

Были тут и совсем скромные механизмы, которых мы, пассажиры, обычно не видим: вентиляторы для шахт метро, оборудование для тяговых подстанций, электродвигатели, системы смазки. Ну а вентиляторы стали хитом минувшего жаркого лета, поэтому неудивительно, что интерес к ним был особый.

Многие экспонаты удалось почерпнуть, так сказать, из жизни – попросту снять с маршрутов. Туда же они и отправились после выставки, сверкая лакированными боками. К слову, по этим бокам можно было заметить, что палитра цветов расширилась – по улицам Москвы нынче бегают красные трамваи и малиновые автобусы, что приятно оживляет городской пейзаж, особенно в межсезонье, когда основной цвет мегаполиса серый.

Первым экспонатом, который встречал гостей выставки, был трамвай: тут вам и экология, и комфорт, и новый дизайн салона. И пусть эти машины вытеснены из центра города, они прекрасно связывают те его части, куда не успевает метро. Остался трамвай и на Бульварном кольце – остался как московская история, своеобразная пошехонская старина, и как необходимость, – в центре города экологически безупречный трамвай желаннее самого современного автобуса.

Как рассказали представители ТРЗ (Трамвайно-ремонтного завода Мосгортранса), выставочный образец завод изготовил совместно с чешской компанией «Татра ТЗ». Последняя предоставила кузов и электрооборудование, а ТРЗ, где производится сборка вагона, обеспечил салонную часть. Это наш московский продукт. И столица делает этот продукт низкопольным, чтобы инвалид или мама с коляской могли спокойно войти в заднюю часть салона. Такой трамвай уже бегает по маршруту № 17 – от Останкино до Медведкова, отходил 20 тысяч км с начала года, а после выставки вернется на линию. В Генплане развития города до 2025 года новые трамвайные маршруты не забыты, вопрос упирается в финансирование проектов прокладки трасс до Гольянова, Бирюлева и поселка Северный.

Основное же направление работы ТРЗ – капремонт вагонов. На них ставят современное электрооборудование, после чего они могут трудиться еще 10–15 лет. Такие ремонты ТРЗ делает для Нижнего Новгорода, Краснодара, недавно выполнил заказ для Ярославля.

…С виду – автобус как автобус. Но представитель фирмы обратил мое внимание на «рога» – они были прижаты к крыше, потому и незаметны. Такие машины делает компания «Русские автобусы – Группа ГАЗ». Это еще одна новинка из разряда гибридов – автобуса с троллейбусом, автобуса на рельсах.

Экология Москвы заботит отцов города все больше, вот три таких гибрида с прошлого года и работают в 8-м троллейбусном парке. Еще шесть ожидают своего часа. Машины изготовлены Сокольническим вагоноремонтно-строительным заводом (СВАРЗ) совместно с Минским автозаводом. Новинка вмещает 100 пассажиров, низкий пол не только позволяет въехать внутрь инвалиду-колясочнику, но и ускоряет посадку пассажиров.

Машина, которую назвали СВАРЗ-6235, свою двойственную натуру использует на все сто: благодаря обойме аккумуляторов может двигаться без доступа к контактной сети. Это позволяет объезжать припаркованные на пути автомобили. Салон гибрида комфортабельный и хорошо отапливается (мощность его обогревателей выше, чем у других троллейбусов).

Короли городских дорог

Автобус был ярко-малиновым, а кроме того, невероятно длинным. Так называемый сочлененный автобус теперь достигает длины 18 метров! Вместимость, понятно, увеличилась, но вот маневренность пострадала: как такому гиганту развернуться, особенно в час пик?

– Это городской автобус, сделанный в Вологде. Москва таких не покупает, ей нужны полностью низкопольные модели, а этот только наполовину с низким полом, – сообщил начальник производства Вологодского машзавода Олег Свердлов. – Мы работаем также над проектом экологически безопасного электробуса. Конкуренция большая: кто быстрее применит новые материалы, новые комплектации, тот и выйдет победителем. Пассажирам, конечно, важно ехать в красивом автобусе, но не менее важны экологичность и надежность машины. А кроме того, нужно, чтобы и водитель чувствовал себя в кабине как дома.

Журналисты трогали велюровую обшивку сидений в салоне и любовались зеркалами заднего вида, а специалисты обращали внимание и на другие вещи – открыли заднюю крышку моторного отсека и углубились в изучение того, удобно ли чинить такую машину, и что будет, если ее толкнет сзади другое авто?

Как рассказал сотрудник ЛиАЗа Андрей Фролов, недавно он побывал в Челябинске на «разборе полетов» после ДТП с подобным автобусом. Там «Жигули» ударили автобус сзади и пострадал блок фар и шкив, возникла угроза коленвалу.

– Любая машина для перевозок людей должна проектироваться так, чтобы она получилась безопасной, надежной и удобной в эксплуатации, – резюмировал специалист.

После 18-метрового МАЗа желтый автобус фирмы «Ютонг» кажется компактным и уютным. Он вмещает 50–60 человек (в зависимости от модели), и такие машинки – нечто среднее между огромными МАЗами и маршрутками. По словам Михаила Майорова, представляющего фирму-посредника в России, 200 таких машин купил в Санкт-Петербурге один частный перевозчик. Они успешно вписались в коммерческие маршруты Северной столицы.

Подземная революция

Вагон метро «Русич» стоял на выставке, как памятник. Точно такие вагоны привозят пассажиров в КрокусЭкспо, они есть и на Кольцевой линии. Поскольку доля метро в общественных перевозках составляет в Москве более 56%, роль подземки трудно переоценить. Выход линий за территорию столицы своего рода революция, которую с нетерпением ждали жители московского района Митино и подмосковного Красногорска.

И еще одна революция: новые вагоны метро первоначально спроектированы как автоматические. В конце этого года на участке Строгино-Митино начнутся работы по отработке автоматической системы управления метро. Это – одна из самых надежных и продуманных систем в мире, когда вагоны управляются без машиниста из единого диспетчерского центра. Для многих пассажиров вагон «Русич» уже стал привычным, а скоро он заменит все старые вагоны.

Рельбус – на новые рельсы

– Рельбус – это автобус на рельсах, – объяснил Александр Тотиев, главный конструктор проекта. – Такие машины в столице не ходят, их предприятие «Метровагонмаш» (г. Мытищи) поставляет на те участки железных дорог страны, которые не электрифицированы. Рельбус состоит из трех вагонов и оснащен дизелем, а остальные опции у него даже лучше, чем у электрички: есть биотуалет, салон не хуже, чем в самолете. Их покупают Венгрия и Чехия, страны СНГ. А на этой выставке он вызвал интерес иранских дорожников. Колея 152 см – стандартная для многих стран, так что спрос на него может быть широким.

Как в знаменитой симфонии Гайдна, где со сцены один за другим исчезают музыканты, экспонаты выставки покидали свои места. Вот тронулся в путь на маршрут огромный малиновый МАЗ, вот гуськом потянулись друг за другом бело-зеленые московские маршрутки, тихо двинулся в путь троллейбус с душой автобуса… Они вписывались в московские дороги – и покатились по ним, не привлекая внимания, потому что уже стали частью городского пейзажа: москвичи привыкли к новинкам, около которых только что теснились профессионалы автопрома и журналисты.

Галина Красова

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация