С приветом от грабителей
Когда Виктор Степанович вышел на пенсию, жена начала поговаривать о том, чтобы уехать к дочери за границу. Дескать, здесь квартиру продадим, там купим и проведем остаток дней, как в хорошем санатории. Муж против «санатория» возражать не стал, только уточнил, что заниматься продажей квадратных метров будет сам, чтобы не переплачивать посредникам: «За бугром нам каждая копейка пригодится». На том и порешили.
Вдохновленный паутиной
Посидев несколько дней в Интернете, будущий «отъезжант» основательно подковался и даже возвысился до обобщения: «Продавать – не покупать, здесь историю квартиры изучать не нужно. Здесь главное сполна и в срок получить деньги». После чего принялся за составление текста рекламного объявления.
Когда рекламу опубликовали, Виктор Степанович превратился в затворника. Он почти не выходил из дому, боясь пропустить самый важный звонок. Но его все не было. Если кто-то и возникал в телефонной трубке, то лишь для того, чтобы после нескольких фраз сообщить продавцу, что он заломил слишком высокую цену. Мол, если уступит тысяч пятнадцать долларов, то покупатель будет. Это его обрабатывали посредники. Но даже риелторам компаний Виктор Степанович давал от ворот поворот, считая, что потратит на их услуги несколько тысяч долларов.
Время шло, а покупателя не было. Скрепя сердце, Виктор Степанович все же сбросил цену. И, видимо, даже перестарался. Во всяком случае, звонки посыпались как из рога изобилия. К вечеру он уже просто уставал отвечать. И вскоре решил, что слишком занизил стоимость квартиры и в следующем объявлении вновь поднял ее до той, которая была средней по району. Звонков стало меньше. А те, кто приходили смотреть, все сводили к торгу. И это раздражало. «Еще не видели квартиру, а уже с порога начинаете торговаться», – бурчал Виктор Степанович.
Родственные души
Два приятеля Дмитрий и Петр уже битый час сидели за газетами – обводили карандашом подходящие объявления, звонили, но пока впустую. Чаще трубку снимали агенты, а с ними они дел иметь не желали, поэтому заканчивали разговор под любым благовидным предлогом. Наконец попали в квартиру человека, который сходу огорошил их вопросом: «Вы агенты? Если да, то разговор окончен!»
Услышав такой ультиматум, Дмитрий быстро сориентировался.
«Простите, как вас зовут?»
«Виктор Степанович? Очень приятно… А меня Дмитрий, и я, представьте, тоже терпеть не могу посредников. А потому покупаю квартиру самостоятельно…»
Через несколько минут они договорились встретиться завтра.
Когда Дмитрий с Петром пришли к Виктору Степановичу, тот слегка нахмурился, увидев вместо одного покупателя двух.
«Да вы не беспокойтесь, это мой двоюродный братишка. Можно сказать, любимый родственник. Я же квартиру его семейству подбираю. Да вы взгляните на этого увальня, разве он сам способен решить такую проблему?! А если пойдет в агентство, его там как липку обдерут».
Петр изобразил на своей довольно кислой физиономии нечто вроде улыбки.
Водя покупателей по квартире, Виктор Степанович попутно успевал рассказывать о том, какие истории ему удалось вычитать в Интернете про «черных» маклеров и разного рода посредников. Жена притихла на кухне и в разговор не вмешивалась.
Квартира покупателям явно понравилась, и они завтра же обещали привести на смотрины жену Петра. Дескать, если Зина одобрит, тут же берем.
Когда на следующий день троица появилась на пороге квартиры, Виктор Степанович встретил гостей радушно. Устроил им настоящую экскурсию по своей сталинской «двушке», а потом предложил попить чайку и все спокойно обсудить.
Разговорились. И хозяин постепенно выложил все как на духу. И почему продает, и почему не хочет связываться с риелторами. Жена пыталась сдерживать красноречие мужа, но видя, что это бесполезно, махнула рукой. А когда ей позвонила соседка, и она отлучилась ненадолго, Петр по пути в туалет прихватил с тумбочки, что стояла в прихожей, связку ключей. После чего ловко и быстро сделал оттиски со всей связки.
Прощаясь с радушным хозяином, Дмитрий слегка его огорчил:
«Нам немного не хватает до всей суммы, но дня за три с помощью родни и приятелей, как говорится, недостачу восполним. Так что, Виктор Степанович, все будет в лучшем виде!»
Продавцы под колпаком
Через три дня он позвонил пенсионеру и огорчил его еще больше:
«Никак у нас не сходится – не можем набрать всю сумму. Вы бы, Виктор Степанович, уступили десять тысяч…»
«Так много не могу», – расстроился продавец.
«А жаль, – вздохнул Дмитрий. – Квартирка у вас уж больно уютная».
«Мне, поверьте, тоже очень жаль. Хотел продать вам, но раз не получается, буду использовать запасной вариант – отдам другим. Они обещали внести аванс в любой момент».
«Да-да, конечно. Абсолютно вас понимаю. Успехов вам на новом месте!»
«Петру и Зине привет передавайте. Пусть не огорчаются – у них еще все впереди…»
На том и распрощались. Однако с этого дня за хозяином квартиры стали неусыпно следить.
Проснувшись от шума…
Наконец, документы, необходимые для сделки, были собраны. Деньги проверены, пересчитаны и заложены в банковскую ячейку. Договор с покупателем подписан и сдан на регистрацию. Злоумышленникам оставалось лишь дождаться момента их выемки.
…Вынув деньги из ячейки и привезя их домой, Виктор Степанович позволил себе «расслабиться» – они с женой отметили удачную продажу хорошим ужином.
«И что меня пугали, – разглагольствовал во хмелю Виктор Степанович. – Вот они, денежки! Все тут!» – и он стал перекладывать из руки в руку пачки долларов. Натешившись игрой с деньгами, спрятал их в «надежное» место – в стиральную машину. А в третьем часу ночи в квартиру тихо проник Дмитрий с двумя подельниками.
Использовав дубликаты ключей, они вошли почти без звука, не нарушив сон супругов. Хотели забрать деньги и уйти так же тихо, но не получилось, – сразу найти доллары не удалось. Грабители начали нервничать. Неловкое движение одного из непрошеных гостей разбудило бывшего хозяина квартиры. Он, сонный, встал и пошел на шум. Но от сильного удара отлетел к стене, сполз на пол и едва собрался закричать, как на его горле сомкнулись сильные руки. Кто-то приказал молчать и быстро показать, где спрятаны деньги.
Пенсионер попытался изобразить непонимание. Тогда двое в масках связали его жену и дали пять минут на размышление. А пока перепуганные супруги обдумывали предложение грабителей, те пытались найти деньги самостоятельно. Не получалось.
Вдруг Виктор Степанович изловчился и ударил массивной вазой одного из преступников. Тот упал, а хозяин квартиры вскочил и бросился к входной двери. Он уже почти открыл замок, как получил чем-то тяжелым по голове. А когда очнулся, то увидал в свете ночника лежавшую посреди комнаты жену. Рот у нее был заклеен пластырем, руки и ноги связаны. И какой-то детина щекочет ножом подбородок женщины… И хотя Виктору Степановичу было жаль расставаться с деньгами, но, видимо, выхода не было. Ночь на дворе. Кричать и звать на помощь – себе дороже.
«Там они, в стиральной машине…» – выдавил он из себя.
Когда дверь за грабителями закрылась, пенсионер развязал рыдающую жену и помог ей дойти до кресла.
«Ну и кто мы теперь – бомжи?» – несколько раз повторил Виктор Степанович, пока дрожащими непослушными пальцами набирал короткий номер «02».
Комментарий
Леонид Муравин, заместитель генерального директора агентства недвижимости «ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА»:
– Желание продавца сэкономить понятно и объяснимо, однако при операциях с недвижимостью оно может выйти боком. Конечно, от визита незваных гостей не застрахован ни один продавец жилья – действуй он самостоятельно или при участии риелторов. И тем не менее в случае, когда продавец обращается в агентство, риск быть ограбленным существенно ниже: если преступник знает, что владелец квартиры действует рука об руку с агентом, он, скорее всего, будет искать другую жертву.
Сотрудники солидных компаний обычно советуют своим клиентам, которые хотят продать жилье, никогда не забирать деньги из банка в день получения зарегистрированных документов. Эту дату трудно скрыть от мошенников. А потому в депозитарии того же банка лучше заранее арендовать на какой-то срок еще одну, дополнительную ячейку и переложить деньги в нее. Дополнительные траты на это минимальны, зато удобство и безопасность максимальны: из новой ячейки свои кровные можно забрать в любой другой день. При необходимости можно даже заказать инкассаторскую поддержку для перевозки денежных средств из одного банка в другой.
Виктору Степановичу и его супруге средства, полученные от продажи недвижимости, были необходимы для решения их жилищного вопроса за границей. У риелторов надежных московских агентств имеется немалый опыт проведения сделок с самыми разными способами взаиморасчетов, и я уверен, что сотрудники таких агентств смогли бы подобрать героям этой истории оптимальный и безопасный вариант взаиморасчетов с использованием депозитарных и иных банковских технологий. Есть даже возможность организовать международные транзакции.
Так что все же лучше обращаться за помощью к профессионалам рынка недвижимости. Правда, риелторские компании при этом нужно выбирать надежные и солидные. У них, как правило, есть за рубежом партнеры, которые всегда готовы помочь россиянам, скажем так, устроиться на новом месте.