23:30:44
11 апреля 2021 г.

Михаил Москвин-Тарханов: Быть готовыми к сюрпризам природы

РазноеНаконец-то закончилось это страшное знойное лето. Пора делать выводы. Как защититься от подобных сюрпризов природы? Что следует предпринять? Высказать свое мнение мы попросили биолога, депутата, председателя комиссии по перспективному развитию и градостроительству Мосгордумы Михаила Москвина-Тарханова.

История повторяется?

– Михаил Иванович, ваша первая профессия – биолог?

– Да, после окончания Московского университета работал в Институте молекулярной биологии. 15 лет провел за микроскопом в лаборатории электронной микроскопии. Тогда наши ученые занимались расшифровкой генома человека…

– На ваш взгляд, чем вызвана такая небывалая жара?

– Некоторые ученые связывают это с глобальным потеплением. В истории земли уже были масшабные климатические колебания. Когда-то в Антарктиде жили ящеры, а потом вместе со многими другими живыми существами они вымерли. На самом деле размахи колебаний климата очень велики, и человек много о себе мнит, предполагая, что может своей деятельностью внести что-то существенное в изменение климата. Одно извержение большого вулкана или падение на землю какого-нибудь метеорита могут значительнее поменять климат, чем вся деятельность человека. Другое дело, что мы действительно загрязняем атмосферу, но это уже иной аспект.

Участились явления, называемые Эль-Ниньо – это аномальное потепление (на 6–10 градусов) поверхности вод Тихого океана, случающееся раз в несколько лет и имеющее заметное влияние на климат. Этот феномен существует не менее 10 тысяч лет. Противоположное явление Ла-Нинья проявляется как понижение поверхностной температуры вод ниже климатического уровня. Они несут ураганы, пожары, наводнения. И хотя главные события происходят в тропический зоне, Эль-Ниньо и Ла-Нинья оказывают влияние на процессы, происходящие в других районах земного шара. Обратите внимание, что в Чили и Аргентине выпал снег, необычно холодная зима. Туда переместились холодные воды океана. А теплые повернули в Северное полушарие. Они и вызвали перегрев. Такое объяснение дают американские ученые. Есть и много других предположений, связанных с высотными воздушными потоками, с солнечной активностью и прочими вещами. К сожалению, как выясняется, климатология еще не вышла из пеленок, несмотря на спутники и компьютеры. Мы многое не знаем и не понимаем.

– Будет ли меняться климат?

– Вопрос, который волнует всех. Если это не единичная аномалия, а система повторяющихся явлений, то вполне возможно, что климат изменится. Мерзлота начнет отступать, потеплеет. В нашей полосе будут теплые зимы и жаркое лето. На подмосковных грядках начнут выращивать арбузы и виноград. А наши любимые березки станут замещаться кленами. Смешанный лес начнет отступать, давая дорогу лиственному и даже широколиственному южному лесу. Мы перейдем в зону Одессы, Киева, Севастополя… Думаете, фантастика? Нет. Ведь всего десять тысяч лет назад пустыня Сахара была африканской саванной, населенной миллионами живых существ.

Но возможен и другой вариант развития событий. Климат станет резко континентальным, как в Монголии. Летняя температура будет подниматься до плюс 40, а зимой опускаться до минус 50. Это очень тяжелый, суровый, жесткий климат. Мощные антициклоны будут препятствовать нарастанию и продвижению атлантических масс. Засухи, ветры, ураганы… Естественная гибель лесов. К этому надо серьезно готовиться.

– Насколько пострадала этим летом флора и фауна?

– Боюсь, что некоторые виды птиц, которые у нас в городе сохранялись, могут исчезнуть или серьезно сократиться в численности. Есть сведения, что смог оказал губительное воздействие и на ежей. Известно, что в Клинском районе в поисках прохлады гадюки стали заползать в дома. Замечена и беспричинная агрессия со стороны собак… Перегрелись не только люди, но и животные.

Москва задыхалась от смога

– Несколько лет назад Москва уже задыхалась от дыма горящих в области торфяников. Горожан тогда заверили, что больше такое не повторится. И вот…

– Действительно, в 2002 году губернатор Московской области Борис Громов клятвенно обещал, что будут закуплены пожарные машины и вся необходимая техника. Несколько лет смога не было. И я всегда ставил ему это в заслугу: губернатор контролирует ситуацию. И вдруг выяснилось, что это просто природное совпадение, а на самом деле – многое так и не было сделано. Губернатор мог бы держать под контролем процесс осушения болот, наладить отношения с руководством лесного хозяйства. Но нет. Вместо этого леса под Москвой вырубаются. Под коттеджное строительство отводятся лесные массивы.

Поэтому хочется задать губернатору два вопроса. Почему с 2002 года ситуация только ухудшилась? Почему губернатор сразу же не обратился к Москве за помощью? Когда ситуация стала угрожающей и было объявлено чрезвычайное положение, столица направила и машины, и вертолеты, и людей на тушение пожаров. Но зачем было доводить ситуацию до критической точки? Я, честно говоря, удивлен поведением губернатора Громова.

Мы во всей красе увидели то безобразие, которое может происходить при разделении единой агломерации на область и город. Все, что мы постоянно говорили о разделении области и города в отношении дорог, энергетики, также относится и к пожарной охране, к безопасности жителей. Считаю, что задача правительства РФ в ближайшее время – либо объединить субъекты, либо найти другую форму интегрирования. Возможно, создать высший совет, куда входили бы все заинтересованные стороны – представители правительства РФ, администрации Москвы и области, чтобы было единое управление, обеспечивающее безопасность столичного региона.

– От дыма горящих торфяников в городе нельзя было скрыться. В ближайшие месяцы врачи ждут увеличения числа заболевших…

– Да, надышались продуктами горения. Хорошо, что там было не очень много оксида серы, но много угарного газа, который образует прочную связь с гемоглобином крови, подавляя и ослабляя клеточное дыхание. То есть уменьшается снабжение клетки кислородом. К счастью, угарный газ действует недолго, только пока вы им дышите, организм довольно быстро очищается. Опасны озон и свободные радикалы, повреждающие мембраны альвеол легких, что может привести к воспалительным процессам. Серьезную опасность представляют и микрочастицы сажи.

Но надо сказать, что есть регионы – Норильск, Дзержинск, Челябинск, где люди постоянно живут в атмосфере смога, только источник его – промышленные предприятия.

Человек вообще хорошо адаптируется к окружающей среде. Отбор шел на протяжении миллиона лет. Не надо думать, что человек так уж боится дыма – он обитал в пещере, согревался у костра. На Руси жили в курных избах, мылись в черных банях.

Тем не менее частицы дыма, копоти оседают в легких. И естественно, могут вызвать обострение прежних болезней.

Вносить изменения

– К чему надо готовиться горожанам?

– Такая жара заставила пересмотреть некоторые приоритеты. Я активно выступал за то, чтобы фасады домов, которые портят архитектурный облик города, привести в порядок. Снять с них всевозможные вывески, антенны, кондиционеры. Когда температура летом умеренная, не достигает 30 градусов, можно обойтись вентилятором. Лишний раз включать кондиционеры не очень полезно. Но когда температура достигает 40 градусов и возможны тепловые удары, смертность среди пожилых и больных людей увеличивается вдвое, кондиционер становится вещью необходимой.

– Так в законодательные акты будут внесены изменения? И кондиционеры не станут убирать с фасадов?

– Жизнь людей нам дороже всего. Только в том случае, если будет техническая возможность при проведении капитального ремонта, станем их осторожно переставлять. Лучше всего сделать в домах общее кондиционирование. Такое положение можно ввести в качестве норматива в нормы строительства. Стали же строители сдавать дома с остекленными балконами. Будем, как на юге, строить жилые здания с кондиционированием. Но сейчас их снимать, чтобы потом уморить людей в смоге и жаре, недопустимо. Наоборот, надо предельно упростить их установку.

Думаю, на летний период необходимо предусмотреть в городе пункты раздачи холодной питьевой воды. При комплексном благоустройстве устанавливать во дворах, в садиках фонтанчики, которые распыляли бы воду и освежали воздух, разнообразные укрытия от солнца – тенты, навесы. Такое положение необходимо записать в Градостроительном кодексе. А руководителей обязать в общественных помещениях вешать большие стационарные вентиляторы. Договариваться с владельцами кафе, чтобы они бесплатно или за совсем скромную плату подавали стакан воды и разрешали просто сидеть под тентами.

Прошедшее лето заставило о многом задуматься.

О нашем собеседнике

Михаил Иванович Москвин-Тарханов родился в семье актеров МХАТа. После окончания Московского государственного университета им. Ломоносова работал в Институте молекулярной биологии АН СССР и в Институте развития Москвы.

В 1990 году москвичи выбрали его депутатом Фрунзенского райсовета столицы. С 1993?года?– депутат Мосгордумы. Получил второе высшее образование юриста. Кандидат юридических наук.

Женат, имеет троих детей.

Светлана Амелехина

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация