«В небеса шарахаем железобетон», что, оказывается, себе дороже
Сегодня мы заканчиваем публиковать размышления профессора Московского архитектурного института Вячеслава ГЛАЗЫЧЕВА о том, каким должно быть жилье для современного человека. Управдом по-американски
Чем больше дом, чем в нем больше квартир, тем по нарастающей увеличиваются проблемы, связанные не только с его технической эксплуатацией, но и с организацией жильцов, которым можно бы было поручить заботу о его сохранности, о комфортности, как в его стенах, так и на придомовой территории. Опыт показывает, что даже в домах, где за квартиру заплачены немалые деньги, не более трети жильцов осознают себя истинными хозяевами. Коллективизм, на котором нас всех воспитывали, здесь явно не срабатывает. И одним энтузиазмом с проблемами столь сложного организма, каким является многоквартирный дом, не справиться. Этим должны заниматься управляющие компании. Мы лишь теперь к этому подошли. У нас, конечно, есть факультеты, готовящие, говоря по-нынешнему, менеджеров городского и коммунального хозяйства. Но то, что там преподают, – это позавчерашний день или же сведения, почерпнутые из иностранной специальной литературы, которые плохо соотносятся с нашей действительностью. В системе управления жилищно-коммунальным хозяйством теперь происходит мучительный процесс адаптации к новым условиям. Участвующие в нем чиновники, за редким исключением, не обладают навыками работы с людьми, что в этом деле становится главным.
Сошлюсь на опыт одной из управляющих жилищных компаний в Вашингтоне, где мне довелось работать. В ней было занято всего десять человек, хотя обслуживала она примерно тысячу жителей. Обратите внимание на ее «штатное расписание»: руководитель (единственный), два сантехника, один электрик, три специалиста, занимающиеся изысканием средств – в благотворительных организациях или в городских и общественных фондах (не забудем, что в ведении компании находилось недорогое муниципальное жилье), и… пять (!) социальных работников. Представляю, если бы в ДЕЗе кто-либо поинтересовался, сколько в нем служащих такой квалификации, на вопрошающего посмотрели бы, как на невменяемого. А именно без их участия в короткий срок обучить жильцов обращению с собственностью, нежданно свалившейся на многих, невозможно. За отсутствием таких наставников и происходят, в частности, курьезы с новыми полотенцесушителями и батареями. Парадокс, но получается, что без специальных знаний, которые терпеливо «несут в массы» социальные работники, те, то есть массы, начинают разрушать собственное жилье. И ведь не заведешь в ДЕЗах отряды полиции, которые станут отслеживать все «контрабандные» нарушения в квартирах, что приводят к сбоям в работе обслуживающих систем, а то и нарушают прочность несущих конструкций здания. Однако вторгаться в чужой дом без прокурорского предписания закон не позволяет. Остается лишь рассчитывать на профилактику, которую там у них и проводят социальные работники, разбирающиеся не только в вопросах эксплуатации жилого здания, но и в психологии квартирных жильцов.
Недавняя уверенность в том, что наши люди могут самостоятельно одолеть всю эту сложную науку – управление совместной собственностью – обернулось иллюзией. Не будем открывать Америк!