Что такое заборные войны
Старую шутку о том, что ничто так не объединяет соседей, как высокий забор, теперь частенько дополняют: «…на бетонном фундаменте». А смысл сказанного начинаешь понимать лишь тогда, когда однажды, приехав на дачу, обнаруживаешь: забора, поставленного пятнадцать лет назад, и след простыл.
Сценарии конфликта
Далее события, как правило, развиваются по двум сценариям.
В первом случае изумленный хозяин пытается найти соседа и с глазу на глаз выяснить причину столь дерзкого поведения. Рассчитывать на честный ответ крайне наивно. Обычно звучит такое: «Да не видел я никакого забора!», «А докажи, что это сделал я» или же «Прости, не предупредил, на днях поставлю еще лучше!». Последний ответ людей сдержанных и не жаждущих «крови» обычно успокаивает. И напрасно. Как показывает жизнь, он ничуть не лучше первых двух: за ним частенько скрывается желание передела границ.
Никто не имеет права сносить ваш забор без постановления суда. А если это случилось, нужно обязательно подать заявление в правление садового товарищества и милицию. Участковый может попросить упомянуть в заявлении величину нанесенного ущерба. И если даже столбы, рабица или штакетник валяются неподалеку от места преступления, можно вспомнить о том, во сколько обошлась работа по их установке.
Документы – ответ из милиции (которая, если не усмотрит в действиях соседа уголовщины, предложит обратиться в суд) и акт о невыполнении определения правления садоводческого товарищества по восстановлению забора – станут основой для обращения в суд.
Из сантиметров в метр перетекая…
Не нужно удивляться, если сосед после очередного напоминания, что хорошо бы забор восстановить, подойдет с рулеткой и, как бы между делом, сообщит, что ваш участок оказался шире, а значит, забор был поставлен неправильно. Часто речь идет о десяти-пятидесяти пограничных сантиметрах. Кто-то подумает: «Чего мелочиться? Нервы дороже!». Но, пересчитав квадратные метры, убеждается: а отнять-то хотят не так уж и мало!
Тому, у кого на руках в момент предъявления территориальных претензий не окажется межевого плана, не позавидуешь. Доказывать, что ограда стояла именно на том месте, где находилась все эти пятнадцать лет, будет крайне сложно. В свидетели придется брать соседей, срочно разыскивать фотографии, по которым судить об истинном местоположении границы, или же добывать распечатку спутниковой съемки с сайтов поисковых систем. Ведь, скорее всего, сосед не подпишет акт согласования, если вы решите как можно быстрее пригласить геодезистов и поставить участок на кадастровый учет.
Многие полагают, что за ориентир геодезисты могут принять конечные точки перпендикулярных сторон забора. Но для специалистов это не догма. Если ограждение отсутствует, то геодезисты обязательно должны инициировать собрание соседей, чтобы выяснить, где проходит межа. При этом поворотные точки должны закрепляться межевыми знаками.
Еще один способ доказать, что граница проходила именно по старому месту, а не там, где ее хочет видеть сосед-агрессор, – это изучение проводившихся ранее геодезических съемок. Например, при составлении генплана садового товарищества для проведения коммуникаций и разбивке участков.