23:30:44
11 апреля 2021 г.

…А Мариванна припомнит

Знает ли юный гражданин свои права? Готов ли их защищать? Представление об этом может дать проведенное по заказу Уполномоченного по правам ребенка в Москве и при поддержке ЮНИСЕФ исследование «Знание школьниками Москвы собственных прав и способов их защиты». Его итоги наводят на размышления. В том числе и о том, как помочь ребенку выжить в подчас агрессивной социальной среде, не дать развиться факторам, способствующим подростковому неблагополучию.

В ходе исследования, проходившего в течение 2009 года, были опрошены ребята в возрасте от 14 до 17 лет из всех округов столицы. 900 школьникам предложили заполнить анкеты, а с 50 провели подробные беседы. Опросили также учителей и родителей.

Результаты показали, что современные московские подростки больше теоретики, нежели практики. Более 80% опрошенных заявили, что, как и взрослые, обладают гражданскими правами (оказывается, им известна Конвенция о правах ребенка).
Но на вопрос, на что именно несовершеннолетний гражданин имеет право (на семью, гражданство, защиту от насилия и жестокого обращения, на собственное мнение и т. д.) сумели ответить не многие. Представление об этом имеют лишь 25–30% опрошенных.

Еще хуже обстоит дело с защитой прав. Примерно 10–15% знают, что нужно делать, если права нарушают, но только 5% готовы побороться за них. Но вот что тревожнее всего: 40% ребят признались, что будут терпеть насилие, в том числе и физическое, в семье, а 20 – смирятся с насилием в школе.

Как показали опросы, пассивность ребят чаще всего вызвана страхом и неверием в свои силы. «Как это я пойду против оскорбившего меня учителя или старшеклассника? Как смогу отстоять право бесплатно получать знания, если в школе насильно вводят факультативы и требуют за них платить?» Помочь мог бы школьный омбудсмен. Такая должность уже несколько лет как введена на юге столицы, и скоро школьные омбудсмены должны появиться в других округах. Но всякий ли школьник станет делиться наболевшим?

Вот мнение заместителя председателя Детского общественного совета Региональной детской общественной организации «Содружество» Варвары Поповой:

– Школьники как рассуждают? Обращусь к омбудсмену и пожалуюсь, что учительница назвала меня дураком. Он придет к ней и попросит так больше не делать. А она потом мне припомнит – это не вариант. И проблема остается: к кому обратиться, если права нарушены? Нужно, чтобы такая возможность была и вне школы. Сейчас собираемся сделать на сайте Детского движения Москвы блог, посвященный защите прав. Там каждый сможет задать вопрос и получить ответ. Думаю, это будет популярно среди ребят.

В ходе исследования школьникам не только задавали вопросы, но и рассказывали, как помочь себе или другу в трудной ситуации. Раздавали брошюры с выдержками из Конвенции о правах ребенка, с телефонами служб, в которые можно обратиться.

Сейчас, когда результаты опросов подведены, надо делать выводы. Прежде всего о том, как лучше доносить до школьников информацию о правах и их защите: выяснилось, что дети недовольны тем, как об этом рассказывают в школе. Главная претензия – скучно. А значит, необходимо менять систему подачи информации, использовать новые методики, игровые формы.

Вместе с тем дети признались, что основной источник информации – это все-таки школа, и еще немного – СМИ. А вот родители, если верить исследованию, свои чадам об их правах не рассказывают.

Уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович объясняет это так:

– Взрослые часто не воспринимают всерьез детские проблемы, считая их пустяковыми. Но ребенок – это уже человек с серьезными потребностями, с необходимостью социализации. Мы часто забываем, что обида на учителя, плохая оценка могут привести к трагическим последствиям. Важно не только донести до детей информацию, но и сделать это правильно. Например, завести специальный урок. Но если на одном уроке ребенку будут говорить о правах и свободах, а на другом унизят, к добру это не приведет. Весь учебный процесс должен быть пронизан уважением достоинства школьников.

Лидия Громека

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация