…А Мариванна припомнит
Знает ли юный гражданин свои права? Готов ли их защищать? Представление об этом может дать проведенное по заказу Уполномоченного по правам ребенка в Москве и при поддержке ЮНИСЕФ исследование «Знание школьниками Москвы собственных прав и способов их защиты». Его итоги наводят на размышления. В том числе и о том, как помочь ребенку выжить в подчас агрессивной социальной среде, не дать развиться факторам, способствующим подростковому неблагополучию.
В ходе исследования, проходившего в течение 2009 года, были опрошены ребята в возрасте от 14 до 17 лет из всех округов столицы. 900 школьникам предложили заполнить анкеты, а с 50 провели подробные беседы. Опросили также учителей и родителей.
Результаты показали, что современные московские подростки больше теоретики, нежели практики. Более 80% опрошенных заявили, что, как и взрослые, обладают гражданскими правами (оказывается, им известна Конвенция о правах ребенка).
Но на вопрос, на что именно несовершеннолетний гражданин имеет право (на семью, гражданство, защиту от насилия и жестокого обращения, на собственное мнение и т. д.) сумели ответить не многие. Представление об этом имеют лишь 25–30% опрошенных.
Еще хуже обстоит дело с защитой прав. Примерно 10–15% знают, что нужно делать, если права нарушают, но только 5% готовы побороться за них. Но вот что тревожнее всего: 40% ребят признались, что будут терпеть насилие, в том числе и физическое, в семье, а 20 – смирятся с насилием в школе.
Как показали опросы, пассивность ребят чаще всего вызвана страхом и неверием в свои силы. «Как это я пойду против оскорбившего меня учителя или старшеклассника? Как смогу отстоять право бесплатно получать знания, если в школе насильно вводят факультативы и требуют за них платить?» Помочь мог бы школьный омбудсмен. Такая должность уже несколько лет как введена на юге столицы, и скоро школьные омбудсмены должны появиться в других округах. Но всякий ли школьник станет делиться наболевшим?
Вот мнение заместителя председателя Детского общественного совета Региональной детской общественной организации «Содружество» Варвары Поповой:
– Школьники как рассуждают? Обращусь к омбудсмену и пожалуюсь, что учительница назвала меня дураком. Он придет к ней и попросит так больше не делать. А она потом мне припомнит – это не вариант. И проблема остается: к кому обратиться, если права нарушены? Нужно, чтобы такая возможность была и вне школы. Сейчас собираемся сделать на сайте Детского движения Москвы блог, посвященный защите прав. Там каждый сможет задать вопрос и получить ответ. Думаю, это будет популярно среди ребят.
В ходе исследования школьникам не только задавали вопросы, но и рассказывали, как помочь себе или другу в трудной ситуации. Раздавали брошюры с выдержками из Конвенции о правах ребенка, с телефонами служб, в которые можно обратиться.
Сейчас, когда результаты опросов подведены, надо делать выводы. Прежде всего о том, как лучше доносить до школьников информацию о правах и их защите: выяснилось, что дети недовольны тем, как об этом рассказывают в школе. Главная претензия – скучно. А значит, необходимо менять систему подачи информации, использовать новые методики, игровые формы.
Вместе с тем дети признались, что основной источник информации – это все-таки школа, и еще немного – СМИ. А вот родители, если верить исследованию, свои чадам об их правах не рассказывают.
Уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович объясняет это так:
– Взрослые часто не воспринимают всерьез детские проблемы, считая их пустяковыми. Но ребенок – это уже человек с серьезными потребностями, с необходимостью социализации. Мы часто забываем, что обида на учителя, плохая оценка могут привести к трагическим последствиям. Важно не только донести до детей информацию, но и сделать это правильно. Например, завести специальный урок. Но если на одном уроке ребенку будут говорить о правах и свободах, а на другом унизят, к добру это не приведет. Весь учебный процесс должен быть пронизан уважением достоинства школьников.