23:30:44
11 апреля 2021 г.

По номеру доверия

РазноеМода на телефоны доверия зашла нынче так далеко, что всякая мало-мальски уважающая себя служба не мыслит приличного имиджа без этого инструмента общения с народом. Но именно в тех сферах, где, казалось бы, такой инструмент действительно может быть полезен, его зачастую нет.

Похоже, на это обратили внимание и в Совете при президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике. Недавно Совет инициировал общенациональную информационную кампанию по противодействию жестокому обращению с детьми и введение единого номера детского телефона доверия.

Услышать ребенка

Труднообъяснимый пробел в профилактике детского и подросткового неблагополучия был еще раз высвечен отмечавшимся 17 мая Международным днем детского телефона доверия. В России он проходил во второй раз, нынешним его девизом было: «Информирование о телефоне доверия – шаг к безопасности ребенка».

Надо отметить, что еще год назад некоммерческий Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения начал реализацию проекта «Слышать ребенка». Проект прежде всего подразумевает информирование детей о возможности в любой момент получить экстренную психологическую помощь. И хотя подобная деятельность многочисленных социальных организаций и служб разрознена, не имеет единой концепции и координирующего центра, уже почти в половине регионов страны, в том числе в Москве, дети могут самостоятельно обратиться за помощью в трудной ситуации, набрав телефонный номер службы доверия. По таким номерам только в прошлом году обратились более 600 тысяч маленьких и взрослых россиян. Во многих случаях звонки прозвучали как сигнал SOS от несовершеннолетних, лишенных семьи.

Сейчас есть предпосылки к тому, чтобы уже в начале нынешней осени детский телефон доверия стал единым по всей стране, считают в Фонде защиты детей. Предполагается, что вначале его номер будет обычным, но вскоре станет коротким, из трех-четырех цифр. Позвонивший по единому номеру сможет поговорить с психологом, педагогом, юристом, врачом, представителем власти.

Президент фонда Марина Егорова рассказывает, что международные исследования, проведенные под эгидой ООН в 21 стране, включая Россию, показали: большинство актов насилия и жестокого обращения, жертвами которых становятся дети и подростки, совершаются людьми, которые являются частью их жизни. Это родители, родственики, учителя, одноклассники, работодатели, приятели. Вот статистика обращений на телефоны доверия в 2009 году: звонки по поводу насилия – 3,5%; по нарушениям прав ребенка – 3,3; по проблемам в семье и школе примерно поровну – 21,3 и 21%; по отношениям со сверстниками – 13,7; по состоянию здоровья и психическим расстройствам – 13,2%. В нынешнем году, по предварительным подсчетам, только доля по жестокому обращению и нарушению прав ребенка в совокупности может вырасти до 9%.

Основные обращения, по мнению специалистов фонда, вызваны тем, что родители не могут или не хотят в полной мере и регулярно удовлетворять потребности детей, решать их проблемы, вовремя дать совет, подсказку, рекомендацию. Такое отношение к собственному ребенку нередко ведет к краху семьи, выталкивает его на улицу. В то же время и сами родители звонят, когда не знают, какую линию поведения с ребенком выбрать, как наладить с ним отношения, вернуть утраченное доверие.

Для московских гаврошей

Российские операторы детских телефонов доверия сегодня объединены в ассоциацию, насчитывающую 280 служб, принимающих звонки от детей и молодежи. Один из таких операторов – московский телефон доверия «Гаврош». Он существует уже шесть лет – больше других. По данным руководителя службы Юлии Концовой, за это время на его номер поступило около 8 тысяч обращений. 92% позвонивших – дети.

Больше всего (это почти пятая часть звонков) детей волнуют отношения со сверстниками, чуть меньше – проблемы в семье, примерно столько же поступает обращений по учебе. На жестокое обращение в семье и вне ее пришлось 7% обращений.

Есть и чисто подростковые переживания. «К примеру, – рассказывает Юлия Концова, – позвонил на телефон «Гавроша» сильно расстроенный пятиклассник и сообщил, что влюблен в одноклассницу и не знает, как ей об этом сказать. Наши психологи отнеслись к звонку со всей серьезностью, постарались помочь ребенку с выбором модели поведения в такой «взрослой» ситуации. И попросили обязательно перезвонить…»

«Есть и такая проблема, – продолжает руководитель «Гавроша», – как чрезмерная загруженность школьников. Родители, чтобы отвлечь их от влияния улицы, загружают спортом, занятиями иностранными языками, музыкой и т. д. Часто это дает обратный эффект, нанося вред поведению и психике ребенка. Не удивительно, что многие не выдерживают, звонят и жалуются, что им трудно. В таких случаях решаем, как убедить родителей, что у ребенка должно быть время, которым он мог бы распоряжаться самостоятельно. А в общем просто стараемся перевести детский язык на взрослый. И наоборот – взрослый на детский. То есть повернуть родителей и детей лицом друг к другу».

Номер телефона доверия «Гаврош»: 8-499-134-81-81.

Олег Паденко

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация