Доля пустующих площадей в московских ТЦ в этом году может приблизиться к рекорду
В Москве продолжит расти показатель вакантности торговых площадей. Произойдет это в силу целого ряда факторов, однако главные из них остаются не именными с прошлого года. При худшем сценарии, рынок просядет до показателей кризисного 2011.
Аналитики консалтингового подразделения компании JLL представили прогноз на 2016 по торговой недвижимости. Специалисты указали на то, что в 2015 году доля вакантных площадей на рынке торговой недвижимости Москвы достигла показателя в 8.3%, увеличившись за год, таким образом, на 2.3% соответственно. Не меньшего роста вакантности площадей ждут и в нынешнем году.
По предварительным и самым оптимистичным оценкам, к концу 2016 года доля свободных площадей на столичным рынке торговой недвижимости составит показатель в 10% от имеющихся площадей. Не исключают специалисты и возможности приближения к показателю в 11%, который стал абсолютным антирекордом Москвы. Зафиксировано такое «проседание» рынка было во время кризиса 2011 года.
Вакантность площадей в столичных торговых центрах по большей части обеспечивается двумя основными негативными факторами. Первый – это общее снижение темпов развития рынка розничной торговли. Второй фактор носит негативный характер только в нынешних непростых условиях – это продолжающийся вывод на рынок все новых объектов.
Только сейчас в столице заявлено на вывод торговых центров суммарной площадью на 460 тысяч квадратных метров. Ожидается, что после выхода на рынок, доля заполняемости в них будет колебаться на уровне 50-60% в лучшем случае. При этом дальнейшее заполнение будет протекать достаточно медленно, сетуют участники рынка.
Нельзя не пояснить и ситуации с арендными ставками. По итогам 2015 года стоимость метра упала на 15% и составила порядок цифр в диапазоне от 300 до 1 200 долларов в год, в зависимости от конкретного объекта. Как таковое снижение произошло только в IV квартале минувшего года. До этого большинство собственников старалось удерживать цены. При этом на рынке постоянно говорили о многочисленных льготах и дисконтах, при заключении договоров. В целом 2015 год эксперты характеризуют, как «год клиента».
Суммарный объем ввода торговых площадей в России в 2016 году сократиться. На данный момент на рынке страны имеется 19.3 млн кв.м такой недвижимости. Минувший год принес рынку 1.68 млн кв.м, а 2016 год должен принести не более 1.4 млн кв.м. Около 33% всех вводимых объектов приходиться на столицу.