Квартир больше, цены ниже: как изменился арендный рынок в Москве
Негативные тенденции на рынке столичной жилищной аренды в 2015 году привели к тому, что ушедший год прошел под знаменем нанимателя объекта. По словам арендодателей, данная особенность сохранится и в 2016 году.
Прошедший 2015 год запомнился собственникам арендного жилья сразу несколькими негативными тенденциями. Учитывая положение дел в экономике страны, не никаких оснований полагать, что в 2016 году, ситуация хоть как-то изменится. Радикальных изменений сложившихся тенденций участники рынка сегодня не ждут определенно точно. Широкий выбор предложения, снижение цен, общая турбулентность экономики сделали 2015 год – годом квартиросъёмщика, дав ему завидное пространство при заключении договора для того, чтобы требовать еще больших дисконтов и повышения качества предлагаемых условий. Между тем участники рынка назвали основные особенности 2015 и как следствие 2016 года.
Первое и, пожалуй, самое болезненное – это снижение стоимости объектов. Удешевление арендного жилья происходит во всех сегментах с весьма редкими исключениями. Двигателем сокращения цен является уже упомянутый, очередной финансовый кризис. В разных класса он дает о себе знать по-разному, однако в целом все сводится к сокращению покупательской способности клиентов и как следствие – повышенной осторожности и требовательности с их стороны.
Если говорить о жилье экономичного класса, то однокомнатные квартиры за год здесь подешевели на 14.5% по Москве. Двухкомнатные и трехкомнатные объекты подешевели в столице на 23% и 22% соответственно. В элитном сегменте аренда местами и вовсе сбросила по 50% своей стоимости.
Второй негативной тенденцией для рынка является сокращение предложение. Впрочем, именно сокращение на фоне падающих цен – вполне закономерно. Уходят с рынка игроки по самым разным причинам. Одни вынуждены и вовсе свернуть бизнес, другие, коих большинство, предпочитают заморозить свои арендные объекты до лучших времен.
Вдобавок ко всему этому, нынешний кризис отмечается просто невероятной лояльностью со стороны арендодателей. В условиях необходимости ожесточенной борьбы за клиента, они идут на все большие уступки. Выражается это в самых разных направлениях. Чаще всего все сводится к дисконтам или помесячной выплате залога. Также арендодатели все чаще берут клиентов с домашними животными и детьми, упрощают процедуры выплаты, докупают мебель и бытовую технику и даже (в отдельных случаях) делают ремонт.