Испытания для торговых центров: какие ретейлеры смогу выжить в кризис
Столичные эксперты дали оценку рынку коммерческой торговой недвижимости. По словам аналитиков пока кризис вытесняет с рынок одних игроков в этой области, он также открывает новые возможности для других.
Экономические проблемы, что возникли в России в последний год, в первую очередь ударили по кошелькам простых граждан и как следствие по их покупательской способности. А это в свою очередь прямо пропорционально отразилось на доходах ритейлеров. Не сложно догадаться, что в условиях падения прибыли, ритейлеры начинают сталкиваться с проблемами оплаты аренды торговых площадей, ну а это в свою очередь бьет по рынку коммерческой недвижимости.
То, что россияне начали экономить на многих товарах и услугах сегодня очевидно даже без всевозможных исследований. По этой причине многие арендаторы коммерческих площадей, торгующие не жизненно важными товарами и предоставляющие такие же услуги столкнуться с еще большим спадом прибыли из-за экономии граждан. Единственные ритейлеры которым не следует опасаться кризиса – это те, что торгуют продуктами питания.
Исходя из всего этого, собственникам торговых центров приходиться пересматривать свою бизнес-стратегию. Изменять концепцию развития вынуждены и девелоперы, которые только проектируют новые проекты или думают, как изменить уже имеющиеся. По словам специалистов, лучше всего в нынешней ситуации продвигать на рынок коммерческой недвижимости небольшие торговые центры, расположенные в густых жилых массивах.
Осложняется ситуация с торговой недвижимостью еще и ростом доли вакантных площадей. На данный момент она уже обновила антирекорд 2008 года и составляет около 9%. До конца года, по мнению специалистов международных консалтинговых компаний, этот показатель может возрасти до 11-12%. Обусловлен такой рост вакантности главным образом за счет ввода в эксплуатацию новых торговых центров, в которых на момент открытия занято только 25-30% от всех имеющихся площадей.
Ситуация с арендой коммерческих торговых площадей на столько сложная, что в регионах некоторые девелоперы уже готовы сдать в аренду свои помещения на год бесплатно. Причиной тому желание занять помещения любой ценой и создать в них трафик.