Аренда уличного ритейла в Москве перейдёт на рубли
Коммерческая недвижимость Москвы продолжает свой плавный переход на фиксацию арендных цен в рублях. Почти весь стрит-ритейл столицы уже перешел на национальную валюту.
Аналитики столичного рынка недвижимости по итогам 2014 года отметили новую тенденцию. Дело в том, что значительная часть коммерческой недвижимости в столице перешла на фиксацию цен в рублях.
В целом на рынке установилась достаточно забавная ситуация – стоимость квадратных метров во многих столичных объектах все еще указывается в долларах США, однако при этом, указываются и рамки валютного коридора. Таким образом, фактически стоимость всех объектов уже фиксируется в рублях, пускай и не гласно.
По разным оценкам столичных аналитиков, на данный момент почти 90% всех объектов в сфере стрит-ритейла фиксирует цены в рублях (в том числе и описанным выше методом). Эксперты по коммерческой недвижимости убеждены в том, что данная тенденция сохранится и в 2015 году. Главным образом это связано с непростой экономической обстановкой в стране, в частности – с девальвацией национальной валюты, которая привела к снижению долларовых цен на рынке.
Во второй половине 2014 года в Москве началась корректировка бюджетов на аренду в сфере стрит-ритейла. На такие меры собственники и наниматели были вынуждены пойти опять-таки из-за девальвации, которая ударила не только по их кошелькам, но и по кошелькам простых потребителей, от покупательской способности которых напрямую зависит рентабельность «уличной» торговли.
Сильнее всего в стрит-ритейле сократили свои бюджеты банки – минус 40%, от показателей начала 2014 года. На втором месте «антирейтинга» оказались кафе и рестораны с минус 34%. Меньше всех свои бюджеты сократили продуктовые магазины – всего минус 10% по итогам 2014 года. В результате, впервые за долгое время Москва оказалась вне тройки городов-лидеров, по стоимости квадратного метра коммерческой недвижимости.
Корректировка бюджетов аренды в сегменте коммерческой недвижимости в свою очередь привела к началу процесса роста доли вакантных площадей. Только в стрит-ритейле доля пустующих площадей увеличилась на 9% за год. В рамках всего сегмента – это увеличение еще существенней. По счастью, московские риелторы не ожидают серьезных негативных изменений по этому направлению в 2015 году. Число пустых магазинов, складов и офисов продолжит расти, однако оно не будет столь серьезным, как в 2014 году.