Торговая недвижимость Москвы в 2013 году поставила новый антирекорд
В 2013 году в Москве ввод новых торговых площадей продемонстрировал рекордно низкие показатели. Но аналитики уверены – ситуация закономерная и объясняется цикличностью рынка.
По статистике, в 2013 году на рынке ритейла Москвы эксперты ожидали рекордных показателей, но ввод новых торговых площадей оказался рекордно низким. В частности, рост совокупного качественного предложения в минувшем году составил всего 3%. Это стало новым антирекордом с 2009 года – временем, которое считается периодом рекордно низких показателей вывода на рынок торговых площадей.
На этом фоне в 2014 году запланированы рекордно высокие объёмы. Если даже допустить, что введено будет только 50% запланированных площадей, то этот показатель будет выше уровня 2009 года, ставшего рекордным.
Эксперты заявляют о том, что активность девелоперов на рынке московского ритейла циклична. Как правило, длительность циклов спада составляет порядка 4 лет и сменяется 2 годами активного ввода торговых объектов. В каждом из циклов амплитуда колебаний несколько шире. Так, через 4 года затишья и антирекордов, которые продемонстрировал рынок в период с 2005 по 2008 годы, был зафиксирован всплеск активности и рекорды ввода площадей. На 2011-2013 годы пришлось время спада, который оказался более существенным, чем предыдущий. В это время на рынке был установлен новый «минусовой» рекорд. Но эксперты считают, что грядущая волна будет значительно активнее, чем предыдущая, а на цены будут существенно влиять не только расположение торговых объектов, но и отделка и ремонт торговых помещений.
В 2013 году в Москве было открыто 6 торговых центов общей площадью 125 тыс. кв.м. Всего на начало нынешнего года в столице предлагалось 4,1 млн. кв.м арендопригодных площадей. Показатель обеспеченности населения объектами ритейла в российской столице – 343 «квадратов» на 1 тыс. человек.
По распределению арендопригодных площадей, находящихся в торговых центрах элит-класса, ситуация выглядит следующим образом. Несомненным лидером остаётся Южный административный округ столицы – 16,7% от общего объёма предложения. На втором месте СВАО – 12,4% и САО – 12%. Минимальный объём предложения в ВАО (4%), а также в Новомосковском и Троицком округах (по 3,2%), а также в Зеленограде (0,3%).
В 2013 году на рынок ритейла Москвы вышло 26 новых иностранных брендов. И них 18 были открыты в составе торговых центов. В основной массе это бренды, занимающие средний ценовой сегмент.