Центр особого внимания
Каким будет центр столицы после переселения за МКАД правительственных учреждений?
Директор Института геоэкологии РАН, академик Российской академии наук Виктор Осипов считает, что из «административно-гостевого» центр Москвы нужно сделать исключительно культурно-историческим и предлагает убрать из центральной части города не только правительственные учреждения, но также все девять вокзалов, а их здания превратить в культурные площадки – театры, музеи, выставочные залы. Кроме того, по его мнению, нужно увеличить количество станций метрополитена в центре Москвы, чтобы станции метро оказались в шаговой доступности. По его мнению, это позволит разгрузить центр от наземного транспорта, в том числе и от общественного, сделать центр полностью пешеходной зоной.
Генеральный директор Института экономики города Александр Пузанов предупреждает о возможных негативных последствиях, если из центра столицы вслед за правительственными учреждениями уйдет и бизнес. «У нас на виду есть несколько примеров европейских столиц, где при аналогичных процессах центр превращался в зону неблагополучия, и потом это все мучительно преодолевалось».
Заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам экономической политики Андрей Шаронов считает, что расширение территории открывает огромные возможности по перемещению инвестиционной активности за МКАД, раз туда перебазируются административный центр и часть мощностей международного финансового центра. По его мнению, переедут люди, имеющие высокие стандарты жизни и предъявляющие высокий спрос на жилье и инфраструктуру, а это главный интерес для бизнеса. При этом создание инфраструктуры, прокладку дорог, электричества, связи, тепла, водоснабжения возьмет на себя государство. А значит то, что раньше в столице зачастую ложилось на плечи инвесторов в порядке обременения, в данном случае они получат в готовом виде.
Он не разделяет опасений, что жизнь в центре может «зачахнуть», когда наиболее платежеспособная часть населения выедет на периферию, и приводит в пример Алма-Ату. «Разве после того как чиновники выехали из нее в Астану, она потеряла популярность или стала хуже развиваться? Нет. Живет и процветает. А уж у Москвы-то и вовсе нет никаких оснований для тревоги. Она остается столицей, политическим, экономическим и культурным центром с 15 миллионами человек дневного населения и 2500 квадратных километров площади».
Занявшись освоением новых земель, городские власти вовсе не намерены бросать начатые программы по развитию транспорта, благоустройству и так далее в исторической части города. Зато, получив после расширения другой город, с другими приоритетами, снизится острота той же транспортной ситуации в столице. «Ведь можно строить новые дороги и расширять старые, а можно перенаправить транспортные потоки и получить в итоге нужный результат без дополнительных котлованов», сказал заместитель мэра.