Москва выполняет свои обязательства
На заседании столичного правительства обсуждался ход выполнения постановления правительства Москвы от 26 августа 2008 г. № 774-ПП «Об итогах выполнения городских жилищных программ в 2007 году и о городских жилищных программах на 2008–2010 годы».
Докладчиком выступил руководитель Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы Петр Сапрыкин. Он рассказал, что в 2008-м и в первом полугодии 2009 года по программам обеспечения очередников и переселения граждан улучшили жилищные условия более 55 тыс. московских семей. Из пятиэтажного, ветхого или аварийного жилья в новые квартиры были переселены 27 тыс. семей. В рамках Года семьи предоставлено новое жилье 16 тыс. семей с детьми. 179 многодетных семей очередников с пятью и более детьми получили квартиры в малоэтажном жилищном фонде. Кроме того, отдельные квартиры получили еще 1000 многодетных семей с 3 и 4 детьми, улучшили свои жилищные условия 700 семей с детьми-инвалидами. С 820 выпускниками детских домов, сиротских учреждений заключены договоры безвозмездного пользования жилыми помещениями. Кстати, квартиры детям-сиротам передаются полностью готовыми для заселения.
Более 3,5 тыс. молодых семей решили свою жилищную проблему в рамках Московской программы «Молодой семье – доступное жилье».
Однако, как признал руководитель департамента, остро стоит вопрос готовности жилья к заселению. Особенно это касается корпусов, приобретенных городом в Химках и Люберцах у компании «ПИК». При этом департамент делает все, чтобы все обязательства города перед очередниками были выполнены.
Говоря о возмездных программах, П. Сапрыкин сообщил, что средства бюджета Москвы в виде субсидий позволили 4,5 тыс. семей очередников приобрести квартиры на рыночных условиях. Получили новые квартиры 5,5 тыс. семей очередников по программе «Социальная ипотека».
Еще одна особая проблема, которая решается городскими властями, – обеспечение жильем граждан, пострадавших от недобросовестных инвесторов. На эти цели городом за полтора года было направлено 87 тыс. кв. метров, а на сегодня – уже 108 тыс. метров жилой площади.
Другая важнейшая задача, которая стояла перед департаментом – обеспечить неукоснительное выполнение Указа Президента России «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны…». Согласно Указу, до 1 мая 2010 г. жильем должны быть обеспечены участники и инвалиды Великой Отечественной войны, семьи погибших (умерших) инвалидов и участников войны, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г. Для Москвы это 576 семей. В столице этот Указ уже фактически исполнен. Город изыскал ресурсы для сокращения сроков выполнения поставленной Президентом задачи. В качестве окончательной даты решения этого вопроса было принято 1 сентября этого года. При этом в городскую программу обеспечения были дополнительно включены ветераны, вставшие на учет уже после 1 марта 2005 года. Таким образом, город взял на себя обязательства предоставить жилье 945 семьям участников и инвалидов войны. На сегодня из этого числа остались не обеспечены 18 семей ветеранов. Всем им были неоднократно, не менее пяти, а где-то и 10 раз, предложены варианты квартир. Причины отказов разные, большей частью – к сожалению, завышенные, не укладывающиеся в положения закона ожидания их детей и внуков. По каждой такой семье сотрудники департамента продолжают искать варианты решения вопроса.
Еще одна особенность прошедших 18 месяцев – начало создания в Москве принципиально нового сегмента жилищного фонда – сети бездотационных домов.
Согласно Концепции формирования сети бездотационных домов, квартиры в них должны предоставляться тем очередникам, кто не в состоянии приобретать жилье в собственность, однако и не хочет ждать бесплатного получения квартиры в порядке очереди. На сегодня сеть состоит уже из шести домов – это более полутора тысяч квартир.
Новым направлением жилищной политики города стал особый, городской подход к обеспечению жильем отдельных социально незащищенных категорий очередников. Имеется в виду программа предоставления специально оборудованных квартир инвалидам-колясочникам, обеспечение жильем семей с детьми-инвалидами, программа обеспечения многодетных семей с пятью и более детьми, которым предоставляются двух-трехэтажные коттеджи. Уже можно подвести первые итоги выполнения этой новаторской для мегаполисов России программы. Все 179 коттеджей, построенных на этом этапе, нашли своих многодетных хозяев – очередников города. Вместе с тем неготовность социальной инфраструктуры в районах размещения коттеджей потребовала временного резервирования еще 16 таких домов под нежилые цели. Эти коттеджи будут использованы для размещения в них детских мини-садов, медпунктов или иных социальных учреждений.
Как признал П. Сапрыкин, построенные коттеджи лишь на 70% решили задачу обеспечения жильем даже семей с пятью детьми, и призвал к дальнейшему развитию коттеджного строительства в Москве, что позволит не только полностью обеспечить жильем большие многодетные семьи очередников, но и семьи с четырьмя детьми, проживающие в коммунальных квартирах или общежитиях.
Как подчеркнул П. Сапрыкин, социальные обязательства в жилищной сфере должны и могут быть сохранены даже в условиях кризиса. Сегодня городские жилищные программы сформировали сбалансированный комплекс мер поддержки нуждающихся в жилье граждан. Это и:
– система списания части задолженности за приобретаемое у города жилье при рождении в семье детей;
– списание части стоимости квартиры при заключении договора купли-продажи с многодетной семьей;
– списание остатка задолженности за квартиру при рождении в семье двойни, тройни или ребенка-инвалида;
– предоставление очередникам компенсации из бюджета города затрат на наем жилья на рынке до подхода очереди.
Нужно упомянуть и о продаже жилья очередникам по льготной стоимости, в разы меньше цены такой квартиры на рынке недвижимости. Или о возможности получения отсрочки по платежам в рамках социального ипотечного кредита.
Все эти и другие меры, разработанные и внедренные в практику задолго до кризиса, сегодня как нельзя более актуальны и соответствуют ожиданиям граждан в нынешней непростой экономической ситуации, подчеркнул П. Сапрыкин.
По завершении доклада первый заместитель мэра в правительстве Москвы Владимир Ресин, который вел заседание, положительно оценив проведенную департаментом работу, отметил, что кризис кризисом, но отрадно, что город все-таки находит пути решения жилищных проблем москвичей. В. Ресин заявил о необходимости «подтянуть строителей», у которых город покупает квартиры для очередников. «Если они будут затягивать со сроками сдачи объектов, у таких продавцов мы просто не будем покупать», – сказал он.