За ЖКХ — глаз да глаз!
В Москве 32 тысячи домов, почти все оснащены общедомовыми приборами учета. В прошлом году москвичи обзавелись 25 тысячами индивидуальных счетчиков, в нынешнем – установят еще 190 тысяч. В скором будущем их станет несколько миллионов.О том, как будет обслуживаться такая огромная инфраструктура, как будет собираться информация о ее работе, рассказал на пресс-конференции начальник управления информатизации города Москвы Алексей Михайлов.
Чаще всего людям приходится самим снимать показания с приборов учета, звонить в ЕИРЦ и сообщать данные. Но ведь при этом можно и слукавить. Только часть показаний попадает в ЕИРЦ с датчиков, автоматическим путем. Квартирный прибор учета должен быть таким, чтобы при установке не требовать никаких работ в квартире. Другими словами, это будут радиоприборы, работающие на аккумуляторах от 5 до 7 лет.
Задача города – внедрять их повсеместно.
В прошлом году в городе начали внедрять Единую информационную систему обеспечения города и ЖКХ.
Структура проекта трехуровневая. Нижний уровень закончат создавать в первом квартале следующего года. В доме стоят разные приборы, с которых надо собирать данные. Разработали домовой концентратор, который позволяет подключать к себе видеокамеры, датчики и лифтов, и приборов учета, и пожарной сигнализации. Для передачи данных задумали сделать трехуровневую сеть, которая называется городской транспортной сетью. Она охватит ГУ ИС, ОДС, помещения ДЕЗов, соединит с ними дома.
Второй уровень… В каждом районе созданы инженерно-технические центры. В них стоит оборудование, которое принимает данные со всех домовых приборов, с видеокамер, с датчиков пожарной сигнализации. Информация обрабатывается, хранится. Если какие–то параметры в инженерной системе здания нарушаются или не выполняются, то к оператору поступает акустическая сигнализация, он звонит в службу реагирования.
Такая система опробирована в районе Басманный (ЦАО). Предстоит тиражировать ее на весь город. Третий уровень может быть любым, к примеру, некий ситуационный центр ГУВД, куда собирается информация от камер.
Создание инфраструктуры сбора информации решат в ближайшие два-три года. Стоимость ее 6 млрд. рублей.
Создается в городе распределенная справочно-информационная служба ЖКХ для мониторинга ситуации и обслуживания обращений жителей. До сих пор ДЕЗы принимали заявку на обслуживание, посылали работника, который должен был выполнить работу, и потом сами контролировали его работу и отчитывались. Такая система вызывала много нареканий. Да и люди плохо информированы о том, что им обязаны сделать, в какие сроки, сколько это стоит. Поэтому было принято решение сделать некую диспетчерскую ЖКХ, в которой можно было бы узнать, сколько стоит та или иная услуга. Более того, планируется расширить функции этой службы, в нее можно будет звонить с жалобами, как в «02».
Распределенной ее назвали по числу районов обслуживания – 23. Неразумно по поводу ремонта крана со всего города звонить в одно место. С точки зрения сбора и делегирования информации она будет централизованная — общая сеть, которая будет собирать информацию о том, как работают управляющие компании, статистику обращений, определять «больные» места. И, наконец, она будет информировать людей, сколько стоит услуга.
Работа службы будет организована так, что у человека не только примут заявку, но и сообщат: кто придет, когда, сколько будет стоить услуга, и работник явится с распечатанной квитанцией. Как в службе «02». Оператор заводит карточку, отправляет ее в районный отдел милиции по месту реагирования, пока те не отреагируют, карточка будет «висеть» на контроле. Возможно, это сыграло роль в том, что милиция стала более ответственной и подконтрольной. Не помешает такая же метода и в ЖКХ…
Лилия Позднякова