18:07:03
23 ноября 2024 г.

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ №ГКПИ 2001-1395 от 2001-10-08

ОБ ОТКАЗЕ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЖАЛОБЫ О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННЫМИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ «ПРАВИЛ ПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМАМИ КОММУНАЛЬНОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ И КАНАЛИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», УТВЕРЖДЕННЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 12.02.1999 N 167ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 8 октября 2001 г. N ГКПИ 2001-1395
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего — судьи
Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
при секретаре Дончило В.В.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе закрытого
акционерного общества «Канский биохимический завод» о признании незаконными
пунктов 5, 11, 13, 57 — 59, 61, 70, 71, 77, 83 «Правил пользования системами
коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации»,
утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. N 167,
установил:
ЗАО «Канский биохимический завод» (сокращенное наименование ЗАО «КБЗ»)
обратилось в Верховный Суд РФ с жалобой о признании незаконными пунктов 5,
11, 13, 57 — 59, 61, 70, 71, 77, 83 «Правил пользования системами
коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации»,
утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. N 167,
ссылаясь на то, что они устанавливают ограничения для организаций и граждан в
сфере пользования системами водоснабжения и канализации населенных пунктов,
нарушают свободу договора, а также охраняемые Конституцией и законами
Российской Федерации права на свободное осуществление предпринимательской
деятельности, имущественные права хозяйствующих субъектов и их законные
интересы при осуществлении предпринимательской деятельности с использованием
систем канализации населенных пунктов.
В судебном заседании представитель ЗАО «КБЗ» Погоденков В.К. поддержал
заявленные требования и пояснил, что оспариваемые положения нормативного
правового акта ограничивают предпринимательскую деятельность, свободу
договора, порядок расчетов и Правительство РФ не вправе было в этой части
принимать Правила.
Представители заинтересованного лица Правительства РФ Овчаров П.И., Елисеев
В.Ю., Хрупов А.И. возражали против удовлетворения жалобы и пояснили в суде,
что оспариваемый нормативный акт издан в пределах компетенции Правительства
РФ, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных
интересов юридического лица.
Выслушав объяснения представителя ЗАО «Канский биохимический завод»
Погоденкова В.К., представителей заинтересованного лица Правительства РФ
Овчарова П.И., Елисеева В.Ю., Хрупова А.И., исследовав материалы дела и
заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф.,
полагавшей, что жалоба не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской
Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации
ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления,
а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не
соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права
и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть
признаны судом недействительными.
Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. N 167 утверждены
Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в
Российской Федерации. Настоящие Правила регулируют отношения между абонентами
(юридическими лицами, а также предпринимателями без образования юридического
лица) и организациями водопроводно — канализационного хозяйства (сокращенное
наименование ВКХ) в сфере пользования центральными системами водоснабжения и
(или) канализации населенных пунктов.
На отношения между организациями ВКХ и гражданами названные Правила не
распространяются, поэтому являются несостоятельными доводы представителя ЗАО
«КБХ» о нарушении оспариваемым актом прав граждан — акционеров ЗАО «Канский
биохимический завод».
Как пояснили в судебном заседании Верховного Суда РФ представитель ЗАО «КБХ»
Погоденков В.К. и представители Правительства РФ Овчаров П.И. и Елисеев В.Ю.,
отношения между абонентами и организациями ВКХ в сфере пользования
централизованными системами водоснабжения и канализации возникают из
публичного договора.
Гражданским кодексом РФ в статье 426 публичным договором признается договор,
заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по
продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая
организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении
каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом
общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное
обслуживание и т.п.).
Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед
другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев,
предусмотренных законом и иными правовыми актами.
Гражданское законодательство допускает издание Правительством РФ Правил,
обязательных для сторон при заключении и исполнении публичных договоров по
пользованию системами коммунального водоснабжения и канализации (п. 4 ст.
426, п. 2 ст. 548 ГК РФ).
В силу п. 4 ст. 3 ГК РФ Правительство РФ на основании и во исполнение
Гражданского кодекса РФ и иных законов, указов Президента РФ вправе принимать
постановления, содержащие нормы гражданского права.
При таких обстоятельствах суд считает, что положения п. 5 Правил о действии
их на всей территории Российской Федерации и обязательности для организаций
ВКХ, а также для всех абонентов независимо от ведомственной принадлежности и
организационно — правовой формы, соответствуют действующему
законодательству.
Пунктом 4 ст. 421 ГК РФ предусмотрено, что условия договора определяются по
усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия
предписано законом или иными правовыми актами.
Отношения между организациями ВКХ и юридическими лицами возникают на
основании публичного договора на отпуск (получение) воды и (или) прием
(сброс) сточных вод. Правила пользования системами коммунального
водоснабжения и канализации, утвержденные Правительством РФ, относятся к тем
случаям, когда содержание условий публичного договора определено
правительственным постановлением в пределах ст. 421 ГК РФ и доводы заявителя
о нарушении свободы договора являются несостоятельными.
Пунктом 11 Правил предусмотрено, что договорные отношения между организациями
ВКХ и абонентами регулируются по правилам о договоре энергоснабжения (статьи
539 — 548 ГК РФ).
Положения оспариваемого пункта Правил соответствуют ст. 548 ГК РФ о
применении правил об энергоснабжении к иным договорам.
Доводы жалобы о том, что отношения по водопользованию и водоотведению не
могут регулироваться правилами о договоре энергоснабжения, не основаны на
законе.
В пункте 13 Правил содержится требование об указании в договоре предмета
договора, которым является отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием
(сброс) сточных вод, а также ряд существенных условий, касающихся режима
отпуска (получения) питьевой воды, лимита водопотребления и водоотведения,
качестве питьевой воды и др.
Условия о режиме отпуска (получения) питьевой воды, о ее качестве,
осуществлении учета отпущенной (полученной) питьевой воды, порядка, сроков,
тарифов и условий оплаты, лимиты на отпуск (получение) питьевой воды и др.
предусмотрены статьями 539 — 547 ГК РФ, ст. 90 Водного кодекса РФ.
В пункте 57 Правил предусмотрено, что в случаях самовольного присоединения и
самовольного пользования системами водоснабжения и канализации количество
израсходованной питьевой воды исчисляется по пропускной способности устройств
и сооружений для присоединения к системам водоснабжения и канализации при их
круглосуточном действии полным сечением и скорости движения воды 1,2 метра в
секунду с момента обнаружения. Объем водоотведения при этом принимается
равным объему водопотребления.
Гражданское законодательство предусматривает ответственность как за нарушение
обязательств, вытекающих из договорных отношений, так и из внедоговорных
отношений.
Должник по закону обязан к возмещению убытков. Правила, устанавливая
существенные условия по данному виду публичного договора, также определяют
единый порядок подсчета количества израсходованной питьевой воды и количества
сточных вод в случаях самовольного присоединения и самовольного пользования
системами водоснабжения и канализации.
Пунктом 58 Правил предусмотрено, что лимиты водопотребления и водоотведения
абонентам устанавливаются органами местного самоуправления или уполномоченной
ими организацией водопроводно — канализационного хозяйства с учетом:
фактических мощностей систем водоснабжения и канализации;
необходимости первоочередного удовлетворения нужд населения в питьевой воде и
отведении бытовых сточных вод;
соблюдения лимитов забора питьевой воды и сброса сточных вод и загрязняющих
веществ в водные объекты, установленных организации водопроводно —
канализационного хозяйства водохозяйственными и природоохранными органами;
проведения абонентом мероприятий по рациональному использованию питьевой
воды, сокращению сброса сточных вод и загрязняющих веществ;
баланса водопотребления и водоотведения абонента.
Как пояснил в суде представитель Правительства РФ Хрупов А.И.,
централизованные системы коммунального водоснабжения являются важнейшими
системами жизнеобеспечения и предназначены в первую очередь для хозяйственно
— питьевого водоснабжения населения, производства пищевой продукции и
пожаротушения. Централизованные системы коммунальной канализации также
предназначены для приема от населения сточных вод и их очистки. Сброс
абонентами в систему коммунальной канализации производственных сточных вод
разрешается при наличии технической возможности этой системы и установлении
нормативов сброса сточных вод, т.к. организации ВКХ имеют определенную
пропускную способность устройств и сооружений водоснабжения и канализации.
Статьей 27 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» предусмотрено,
что нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ,
загрязняющих воды, устанавливаются с учетом производственных мощностей
объекта.
Водный кодекс РФ в статье 82 устанавливает нормирование в области
использования и охраны водных объектов, которое заключается: в установлении
лимитов водопользования, а также в разработке и принятии стандартов,
нормативов и правил в области использования и охраны водных объектов.
Соблюдение данных требований закона обязательно как для организаций ВКХ, так
и для абонентов.
В случае, если объемы фактически отпускаемой питьевой воды или принимаемых
сточных вод превышают указанные абонентом расчетные объемы полученной
питьевой воды и (или) сброшенных сточных вод, абонент представляет баланс по
существующему положению, а также план мероприятий по рациональному
использованию питьевой воды и сокращению сброса сточных вод и загрязняющих
веществ (пункт 59 Правил).
Статьей 90 Водного кодекса РФ определено, что лимиты водопользования
представляют собой предельно допустимые объемы изъятия водных ресурсов и
сброса сточных вод нормативного качества, которые устанавливаются
водопользователю на определенный срок.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации» к ведению местного самоуправления относит регулирование
использования водных объектов местного значения (статья 6 настоящего
Федерального закона).
Органы местного самоуправления устанавливают лимиты водопользования и
водоотведения для организаций ВКХ, следовательно, последние вправе требовать,
чтобы абоненты также соблюдали нормативы водоотведения (сброса) по составу
сточных вод, что предусмотрено п. 61 Правил.
В соответствии с п. 70 Правил расчеты абонентов с организацией водопроводно —
канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс)
сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов
водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ
производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Доводы представителя ЗАО «КБХ» о том, что на практике исчисленная
организациями ВКХ плата за отпущенную питьевую воду и принятые к очистке
стоки взыскивается с абонентов в безакцептном порядке, не могут служить
основанием для признания недействительным п. 70 Правил, т.к. данная норма не
содержит указания о списании денежных средств со счета клиента без его
распоряжения и отсылает к порядку, установленному Правительством РФ.
В пункте 71 Правил установлен порядок расчетов и корректировки размеров платы
за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ, что
Правительство РФ вправе было определить в соответствии с п. 2 ст. 544 ГК РФ.
В пунктах 77 и 78 Правил установлен порядок определения количества отпущенной
воды и принятых сточных вод для расчетов абонентов с организациями ВКХ в
случаях потребления воды без средств измерения, с неисправными приборами или
при самовольном возведении устройств и сооружений для присоединения к
системам водоснабжения и канализации.
Нанесенный организации ВКХ ущерб подлежит возмещению согласно ст. 15 ГК РФ, и
доводы представителя ЗАО «КБХ» о незаконности положений пунктов 77, 78 Правил
несостоятельны.
В пункте 83 Правил предусмотрено, что может явиться основанием для
прекращения или ограничения организацией ВКХ отпуска питьевой воды и (или)
приема сточных вод. Таким основанием является неоплата абонентом полученной
питьевой воды и (или) сброшенных сточных вод.
Исходя из компетенции Правительства РФ издавать Правила, обязательные для
сторон при исполнении публичных договоров, учитывая специфику публичного
договора на отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных
вод, Правительство РФ в п. 83 Правил определило правила поведения организаций
ВКХ при неоплате абонентом поданной ему питьевой воды и (или) принятых сточных
вод.
Учитывая, что положения оспариваемого нормативного акта соответствуют
действующему законодательству, приняты Правительством РФ в пределах его
компетенции и не нарушают прав и законных интересов заявителя, жалоба ЗАО
«Канский биохимический завод» не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191, 192, 197 и 239.7 ГПК
РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
жалобу закрытого акционерного общества «Канский биохимический завод» о
признании незаконными пунктов 5, 11, 13, 57 — 59, 61, 70, 71, 77, 83 «Правил
пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской
Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999
г. N 167, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную коллегию
Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом
решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация