ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ №688 от 1995-08-08
О РАБОТЕ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ
МОСКВЫ ПО ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
8 августа 1995 г. N 688
О РАБОТЕ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ
МОСКВЫ ПО ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ
Правительство Москвы отмечает, что в соответствии с принятой программой
энергосбережения на 1993-1995 гг. научно — исследовательские, проектные,
энергоснабжающие, строительные, эксплуатационные организации города
наращивают работы по повышению эффективности использования топливно —
энергетических ресурсов.
При поддержке Департамента энергетики и энергосбережения, АО «Московский
комитет по науке и технологиям», департаментов строительства, инженерного
обеспечения и других организаций города созданы и внедряются ряд
энергоэффективных материалов, оборудования, приборов.
Начато освоение и серийное производство приборов контроля и учета тепловой,
электрической энергии, газа и воды на заводах «Молния», «Водоприбор»,
электроизмерительных приборов и др.
В целях усиления контроля за использованием ресурсов в течение 1994 г. было
установлено 760 теплосчетчиков, 440 двухтарифных бытовых электросчетчиков и
1008 счетчиков расхода воды. Заменено более 100 тыс. отслуживших свой срок
бытовых электросчетчиков.
На предприятиях Департамента энергетики и энергосбережения в результате
внедрения на РТС «Тушино-3» системы управления и регулирования работой
теплоэнергетического оборудования, включающей автоматизацию теплоснабжения,
оптимизацию сжигания газа на котлах, автоматический розжиг котлов, ежегодная
экономия составит до 3,7 млн. куб. м газа. Аналогичные работы проводятся на
тепловых станциях «Пенягино», «Нагатино», «Бабушкино», «Филевская пойма» и
др. Реконструкция, внедрение и автоматизация конденсаторных установок привели
к снижению потребления реактивной мощности и энергии (более 50 млн. кВтч в
год, сэкономлено 2,5 млрд. руб.), увеличена надежность, снижены
эксплуатационные расходы. Внедрение регулируемого электропривода позволит
сэкономить электроэнергию до 40%, а воду до 15%.
По предложению Департамента строительства Градостроительный совет утвердил
решение о 4-х видах новых конструкций теплошумозащитных окон и балконных
дверей.
Департаментом строительства и московским Агентством по энергосбережению
проведены испытания систем пофасадного и индивидуального автоматического
регулирования подачи тепла и автоматики на тепловом вводе на отопление
14-этажного жилого дома в Восточном Дегунино. Получена экономия тепла
соответственно 8 и 7%. На строящемся 25-этажном жилом доме на Каширском шоссе
предусмотрен индивидуальный тепловой пункт с использованием пластинчатых
теплообменников, отечественного микропроцессорного регулятора,
осуществляющего центральное авторегулирование отопления с обратной связью по
температуре внутреннего воздуха, что позволяет снизить расход тепла на
отопление дополнительно на 5-8%.
По программе, согласованной с АО «Мосхлеб», Агентством по энергосбережению в
1995 г. заканчивается разработка энергетических паспортов практически для
всех предприятий хлебопекарной промышленности.
Проверки использования энергоресурсов, выполненные Мосэнергонадзором,
показали, что, несмотря на сложную экономическую ситуацию в промышленности,
потребителями выполнены в 1994 г. мероприятия по энергосбережению,
позволившие снизить расход электроэнергии на 148 млн. кВтч, тепловой энергии
на 452 тыс. Гкал, топлива на 70 тыс. т у.т. За счет внедрения мероприятий,
разработанных Агентством по энергосбережению, реальная экономия составила:
электроэнергии — 19 млн. кВтч, тепловой энергии — 110 тыс. Гкал, топлива
более 38 тыс. т у.т.
В то же время в вопросах энергосбережения остается много нерешенных проблем.
Строительными и теплоснабжающими организациями в недостаточном объеме
внедряются трубы с пенополиуретановой теплоизоляцией, теплопотери которых на
20% ниже эксплуатируемых в настоящее время. При мощности 600 км/год на
трубозаготовительном комбинате АО «Мосфлоу — Лайн» в 1994 году изготовлено
всего около 42 км таких труб.
Несмотря на резкий рост стоимости энергоресурсов, спад производства, малые
сроки окупаемости энергосберегающих мероприятий, кардинальных мер по снижению
потребления топлива, тепловой и электрической энергии в производственной сфере
и жилищно — коммунальном хозяйстве не осуществлено. Не задействованы методы
экономического стимулирования рационального использования топливно —
энергетических ресурсов.
Слабо проводится работа по энергосбережению на средних и, в особенности, на
мелких предприятиях.
Не заключены договоры на проведение работ по внедрению преобразовательных
устройств с рекуперацией электроэнергии на метрополитене. С отставанием идет
реализация Программы внедрения в производство панельных жилых домов с
улучшенными теплофизическими характеристиками наружных ограждающих
конструкций, внедрение теплонасосных установок, работа по утеплению
существующих зданий, организация производства теплошумозащитных окон и дверей
и другие работы.
Низкими темпами осуществляется внедрение уже освоенных в производстве
приборов учета и контроля энергоресурсов на муниципальных объектах
образования, здравоохранения, культуры и спорта, несмотря на то, что
установка теплосчетчика на объекте позволит сэкономить не менее 15% бюджетных
средств.
Не нашло массового применения тепловизионное обследование существующих зданий
и сооружений на предмет соответствия нормативам теплозащиты, хотя методика
таких обследований разработана и утверждена и имеется необходимая
аппаратура.
Не решены вопросы тиражирования законченных разработок, которые позволили бы
получить значительный экономический эффект.
Из-за отсутствия бюджетного финансирования Агентства по энергосбережению и
ограниченности финансовых возможностей предприятий их обследование проводится
в недостаточных объемах. Агентством по энергосбережению не осуществляются
инспекторские функции.
В целях повышения эффективности использования топливно — энергетических
ресурсов правительство Москвы постановляет:
1.Департаментам энергетики и энергосбережения, строительства, инженерного
обеспечения, промышленности, транспорта и связи совместно с региональными
органами государственного надзора принять меры по ускорению внедрения
законченных разработок по энергосбережению, обратив особое внимание на
установку приборов учета тепла.
2. Департаменту энергетики и энергосбережения:
2.1. До 1 сентября 1995 года подготовить и разослать в организации города
перечень предприятий — поставщиков приборов учета и контроля расходования
энергоресурсов и воды и организаций, занимающихся их установкой.
2.2. Обеспечить проведение работ по комплексной автоматизации тепловых
станций и центральных тепловых пунктов (ЦТП), оснащению приборами учета
теплоэнергии ЦТП, а также проведение проверки технического состояния и
наладки ранее установленных на ЦТП средств измерения и контроля.
2.3. Обеспечить в течение 1995-1996 гг. внедрение установок компенсации
реактивной мощности электродвигателей на всех РТС.
2.4. В двухмесячный срок подготовить предложения по созданию в Москве
хозрасчетных технических центров по испытаниям, сертификации, поверке и
метрологическому обслуживанию средств измерения топливно — энергетических
ресурсов.
2.5. Систематически проводить рекламную кампанию с привлечением средств
массовой информации с целью доведения до населения экономических выгод от
применения новых бытовых энергосберегающих приборов и оборудования, а также
средств учета энергии.
2.6. В течение 1995 г. разработать Положение о порядке стимулирования
экономии топливно — энергетических ресурсов и воды в энергетических службах
городского хозяйства.
2.7. Совместно с АО «Мосэнерго» в месячный срок подготовить проект
распоряжения премьера правительства Москвы о прекращении применения санкций к
потребителям за недоиспользованную (по сравнению с договором) электроэнергию.
3. Одобрить разработанное Департаментом строительства Положение о порядке
стимулирования экономии теплоэнергетических и водных ресурсов в строительном
комплексе г. Москвы (приложение).
Департаменту строительства подготовить проект законодательного акта города
Москвы о налоговых льготах, предусмотренных Положением о порядке
стимулирования экономии теплоэнергетических и водных ресурсов в строительном
комплексе г. Москвы. Заместителю премьера правительства Москвы Петрову А.В.
обеспечить участие депутатов в разработке указанного проекта и внести проект
Закона на рассмотрение Московской городской Думы в установленном порядке.
4. Департаменту строительства:
4.1. Предусмотреть в плане экспериментального строительства на 1995 и
последующие годы создание энергоэффективных домов с применением
энергосберегающих мероприятий по каждому вновь проектируемому и строящемуся
экспериментальному объекту и с 1996 года совместно с Агентством по
энергосбережению проводить тепловые испытания этих объектов.
4.2. Совместно с АО «Москапстрой», Москомархитектурой, АО
«Моспромстройматериалы», домостроительными комбинатами и другими
строительными организациями обеспечить в 1995-1997 гг. реализацию программ
внедрения в производство ограждающих конструкций жилых домов с повышенными
теплотехническими характеристиками.
4.3. Завершить в 1995 году работы по созданию метода тепловизионного контроля
стеновых панелей непосредственно на предприятии — изготовителе для
последующего распространения.
4.4. Совместно с АО «Москапстрой», АО «Мосинжстрой», Москомархитектурой,
проектными институтами максимально предусматривать в проектах применение труб
с пенополиуретановой изоляцией.
4.5. До конца 1995 года подготовить предложения по введению в организациях и
на предприятиях строительного комплекса учета экономии теплоэнергетических и
водных ресурсов, учета связанной с этим прибыли и ее использования.
4.6. Разработать в течение 1995 года проект Положения о порядке формирования
и расходования Фонда поощрения энергосбережения организаций и предприятий
строительного комплекса и представить на утверждение правительству Москвы.
4.7. Силами МНИИТЭП по согласованию с Мосгосэкспертизой в течение 1995-1996
гг. завершить работу по созданию эталона энергетического паспорта, а также
разработать методические указания по проектированию новых типов ограждающих
конструкций с высокими теплозащитными показателями, нормативы и методики по
светотехнике и источникам света для автоматизированного проектирования.
5. Московскому Агентству по энергосбережению:
5.1. По техническому заданию объединений Департамента строительства
(согласованному с Агентством) в течение 1995- 1996 гг. разработать систему
нормативов потребления энергоресурсов для промышленных предприятий и
строительно — монтажных организаций строительного комплекса, на процессы и
оборудование которых имеются стандарты.
5.2. Подготовить на основе предварительных обследований в течение 1995-1996
гг. программу учета и контроля тепловой энергии и водных ресурсов в
организациях и на предприятиях строительного комплекса.
Объединениям Департамента строительства и предприятиям строительного
комплекса обеспечить финансирование указанных работ.
6. Департаменту инженерного обеспечения:
6.1. Совместно с префектурами административных округов в течение 1995 года
обеспечить установку водосберегающей арматуры в 25 тыс. квартир при текущем,
капитальном ремонтах жилых домов и реконструкции за счет средств капитального
жилищного фонда, выделяемых префектурам административных округов и городским
предприятиям в зависимости от балансовой принадлежности жилых домов.
До 1 сентября 1995 года определить жилые дома, предназначенные к проведению
капитального ремонта, для выполнения утепления ограждающих конструкций
различными методами, оснащения тепловых пунктов приборами авторегулирования
отопления и учета тепла и оборудования квартир счетчиками холодной и горячей
воды.
6.2. При проектировании комплексного капитального ремонта силами института
«Мосжилниипроект» и др. институтов предусматривать мероприятия по повышению
термического сопротивления наружных стен, крыш, оконных заполнений до уровня
строительных норм, утвержденных правительством Москвы, а также внедрению
энерго- и водосберегающего оборудования, приборов учета и регулирования
расхода энергоресурсов и воды.
Установить, что объекты комплексного капитального ремонта, где не выполняются
работы по энергосбережению, предусмотренные проектом, не подлежат приемке в
эксплуатацию.
6.3. Предусмотреть в течение 1995 года перевод водоснабжения предприятий на
техническую воду.
6.4. Довести строительство станций катодной защиты до 100 шт. в год,
выполнить в течение 1995 г. санацию до 30 км, замену 50 км ветхих
водопроводов.
7. Департаменту транспорта и связи:
7.1. В течение 1995 года внедрить 95 троллейбусов и 3 трамвайных вагона Т-3 с
тиристорной системой управления.
7.2. Обеспечить в течение 1995 года внедрение 832-х комплектов бесконтактных
систем зажигания на подвижном составе городского пассажирского транспорта.
8. Префектурам административных округов совместно с Агентством по
энергосбережению проводить обследования теплопотерь жилых зданий (в т.ч. с
применением тепловизоров) и последующие мероприятия по их утеплению.
9. Одобрить работы, проводимые АО «Мосэнерго» и АО МЗЭП, по замене
устаревшего парка электросчетчиков и предложить им довести в 1996 году
мощности по производству и замене электросчетчиков до 300 тыс. штук в год.
Предложить АО «Мосэнерго»:
— внедрить в течение 1995 года на предприятиях и в жилых домах города не
менее 10 тыс. шт. двухтарифных электросчетчиков;
— с привлечением Внешнеэкономической ассоциации по сотрудничеству в области
энергетики (АО АСЭН) разработать систему автоматического управления и
контроля потребления энергии в городском хозяйстве с использованием
оборудования Мытищинского электротехнического завода (МЭТЗ).
10. В целях экономии бюджетных ассигнований на содержание муниципальных
объектов образования, здравоохранения, культуры и спорта департаментам
образования, здравоохранения, комитетам по культуре, по физической культуре и
спорту, социальной защиты населения совместно с префектурами административных
округов предусмотреть обязательную установку приборов авторегулирования,
учета и контроля расходования энергоресурсов и воды.
Департаменту образования и Департаменту здравоохранения установить в 1995 г.
соответственно 100 и 30 теплосчетчиков и 200 и 40 водосчетчиков.
11. Мосгосэкспертизе:
11.1. С привлечением специалистов Агентства по энергосбережению осуществлять
экспертизу проектно — сметной документации на внедрение прогрессивных
решений, направленных на энергосбережение.
11.2. В течение шести месяцев разработать руководство по составлению раздела
«Энергоэффективность» проектируемого объекта гражданского и промышленного
назначения. Разрешить профинансировать эту работу за счет внебюджетных
средств, поступающих за экспертизу проектов.
11.3. Совместно с Департаментом инженерного обеспечения подготовить
предложения о возложении на Мосгосэкспертизу обязанностей обеспечения
контроля за применением энергоэффективного оборудования, материалов и
конструкций в зданиях, подлежащих капитальному ремонту.
12. Комиссии по реализации программы энергосбережения (Никольский Б.В.)
совместно с Департаментом экономической политики и развития г. Москвы (Росляк
Ю.В.), департаментами энергетики и энергосбережения, инженерного обеспечения,
строительства, промышленности, транспорта и связи в двухмесячный срок
подготовить перечень необходимых нормативных документов по созданию условий
для экономного расходования топливно — энергетических ресурсов и воды
потребителями, включая население.
13. Департаменту экономической политики и развития г. Москвы, АО «Московский
комитет по науке и технологиям» совместно с Департаментом энергетики и
энергосбережения в 1995 г. рассмотреть возможность финансирования работ по
подготовке к изданию учебного пособия по энергосбережению для 3-5-х классов.
14. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить по
направлениям на первого заместителя премьера правительства Москвы Ресина
В.И., министра правительства Москвы, руководителя Департамента инженерного
обеспечения Матросова А.С., руководителя Департамента энергетики и
энергосбережения Лапира М.А., в целом — на первого заместителя премьера
правительства Москвы Никольского Б.В.
Премьер правительства Москвы
Ю.М. Лужков
Приложение
к постановлению правительства
Москвы
от 8 августа 1995 г. N 688
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ СТИМУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИИ
ТЕПЛОЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ И ВОДНЫХ РЕСУРСОВ
В СТРОИТЕЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ Г. МОСКВЫ
1. ВВЕДЕНИЕ
1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок стимулирования деятельности
предприятий и организаций строительного комплекса, направленной на экономию
теплоэнергетических* и водных ресурсов. Положение разработано в соответствии
с распоряжением премьера правительства Москвы N 1562-РП от 20.08.93 «О ходе
работы по энергосбережению в строительном комплексе г. Москвы».
Положение вводится в действие решением правительства Москвы и является
обязательным для применения в строительном комплексе города.
1.2. Разработка настоящего Положения осуществлена с учетом действующих
законодательных и нормативных актов Российской Федерации, правительства
Москвы и Департамента строительства, в их числе:
— Закон РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» от 27 декабря 1991
г. N 2116-1;
— Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской
Федерации о налогах» от 22 декабря 1992 г. N 4178-1;
— Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2270 «О некоторых изменениях в
налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней» (с учетом
изменений и дополнений, внесенных Указом от 24 декабря 1993 г. N 2292) в
части ставок и льгот по налогу на прибыль;
— Закон г. Москвы «О ставках и льготах по налогу на прибыль» от 2 марта 1994
г. N 3-18;
— распоряжение премьера правительства Москвы от 1 октября 1992 г. N 2373-РП
«О мерах по регулированию цен на строительные материалы, изделия и
конструкции и определению стоимости строительства»;
— совместное постановление правительства Москвы и коллегии Департамента
строительства от 27 января 1994 г. N 78-1 «Об итогах работы строительного
комплекса в 1993 году и задачах на I квартал и в целом 1994 год» в части
регулирования цен на строительную продукцию и нормирования уровня
рентабельности промышленных, автотранспортных предприятий и предприятий
нерудной промышленности;
— «Московские городские строительные нормы. Энергосбережение в зданиях.
Нормативы по теплозащите и тепло-, водо-, электроснабжению», утвержденные
постановлением правительства Москвы от 22 марта 1994 года N 217 для
применения при классификации показателей эффективности деятельности
подразделений строительного комплекса по энергосбережению».
1.3. Стимулирование экономии теплоэнергетических и водных ресурсов по
настоящему Положению распространяется на следующие субъекты строительного
комплекса г. Москвы любых организационно — правовых форм и форм
собственности:
— проектные, научно — исследовательские и опытно — конструкторские
организации;
— предприятия стройиндустрии и промышленности строительных материалов,
транспорта и снабжения;
— общестроительные и специализированные строительные, монтажные,
пусконаладочные и другие подрядные организации (далее — строительно —
монтажные организации);
— организации социальной инфраструктуры строительного комплекса.
1.4. Положение не распространяется на предприятия и организации других
отраслей городского хозяйства Москвы (промышленность, транспорт, торговля,
жилищно — коммунальное хозяйство, социальная сфера и др.), для которых
необходимо создание аналогичного экономического механизма стимулирования
экономии энергоресурсов, при разработке которого может быть учтено настоящее
Положение.
1.5. Экономическое стимулирование экономии энергоресурсов согласно настоящему
Положению может внедряться в практику деятельности предприятий и организаций
строительного комплекса поэтапно по мере выхода необходимых для его
реализации соответствующих законодательных и нормативных актов городской
Думы, правительства Москвы и Департамента строительства.
——————
* Теплоэнергетические ресурсы включают далее по тексту как тепловую и
электрическую энергию, так и различные виды топливных ресурсов.
2. ПОКАЗАТЕЛИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ
Проектные, научно — исследовательские
и опытно — конструкторские организации
2.1. Эффективность деятельности проектных, научно — исследовательских и
опытно — конструкторских организаций строительного комплекса по
энергосбережению оценивается по соответствующим показателям созданных и
внедренных (внедряемых) в практику строительства проектных, научных и
конструкторских разработок, предусматривающих снижение и рациональное
использование теплоэнергетических и водных ресурсов при сооружении и
эксплуатации объектов строительства.
2.2. Оценка энергетической эффективности строительной продукции на стадии
проектирования и НИОКР может осуществляться как по зданию (объекту) в целом
(или по его отдельным замкнутым объемам), так и по отдельным элементам
строительных изделий, конструкций, материалов и оборудования, применяемых в
строительстве.
2.3. Энергетическая эффективность проекта на строительство здания в целом
подтверждается энергетическим паспортом, являющимся документом, содержащим
геометрические, энергетические и теплотехнические характеристики
разработанного проекта.
2.4. В общую часть проектной документации на строительство вводится раздел
«Энергосбережение», включающий в общем виде описание технических решений, за
счет которых достигнуты характеристики, отраженные в энергетическом паспорте
разработанного проекта.
2.5. Энергетические качества ограждающих конструкций зданий, систем и
отдельных элементов инженерного оборудования внутренних и наружных сетей,
строительных, теплоизоляционных материалов и т.д. подтверждаются
соответствующими проектными паспортами (сертификатами) на эту продукцию,
разработанную и рекомендуемую к производству и применению в строительстве.
2.6. Экспертиза по оценке энергетической эффективности строительной продукции
на стадии проектирования осуществляется московским Агентством по
энергосбережению в соответствии с постановлением правительства Москвы от 27
марта 1994 г. N 217.
2.7. Энергетическая эффективность проекта на строительство здания в целом
определяется путем сравнения с существующими аналогами проектных показателей,
характеризующих:
— величину расчетного удельного расхода тепловой энергии на отопление в год,
необходимой для поддержания в здании нормируемых санитарных параметров и
определяемой в соответствии с требованиями московских городских норм
строительного проектирования;
— величину расчетного удельного потребления электроэнергии и газа;
— величину расчетного удельного расхода воды в системах холодного и горячего
водоснабжения.
2.8. Энергетическая эффективность применяемых в строительстве ограждающих
конструкций на стадии проектирования и НИОКР определяется сравнением с
существующими аналогами проектных теплотехнических показателей, перечень
которых устанавливается в соответствии с требованиями, изложенными в
московских городских нормах строительного проектирования.
2.9. Энергетическая эффективность строительных теплоизоляционных материалов
на стадии НИОКР определяется сопоставлением их проектных теплофизических
показателей с характеристиками аналогов, освоенных и выпускаемых
отечественной промышленностью.
2.10. Энергетическая эффективность систем и элементов инженерного
оборудования, внутренних и наружных сетей на стадии проектирования и НИОКР
определяется сравнением с имеющимися аналогами проектных расчетных
теплоэнергетических и комфортных характеристик (при обеспечении требуемых
нормативных показателей).
Предприятия стройиндустрии и промышленности
строительных материалов, транспорта и снабжения
2.11. Эффективность деятельности предприятий стройиндустрии и промышленности
строительных материалов, транспорта и снабжения по энергосбережению
характеризуется сокращением потребления теплоэнергетических и водных ресурсов
при производстве продукции (работ, услуг), а также производством новых
материалов, изделий и конструкций, позволяющих снизить потребление этих
ресурсов в процессе эксплуатации объектов, построенных с применением этой
продукции.
2.12. При производстве продукции основным показателем энергетической
эффективности деятельности предприятий стройиндустрии и промышленности
строительных материалов является фактически достигнутая за отчетный период
(квартал) в сравнении с лимитом (нормативом) либо с соответствующим
предыдущим периодом экономия теплоэнергетических и водных ресурсов.
2.13. При превышении (снижении) объема выпущенной продукции (работ, услуг) по
сравнению с соответствующим предыдущим периодом или с базовым показателем,
принятым для определения лимита (норматива) потребления теплоэнергетических и
водных ресурсов, указанный лимит (норматив) или показатели фактического их
потребления в предыдущем периоде при определении достигнутой экономии
ресурсов увеличиваются (уменьшаются) пропорционально росту (снижению) объема
продукции (работ, услуг).
2.14. При снижении (повышении) фактической температуры наружного воздуха в
рассматриваемый период против среднестатистической температуры количество
сэкономленной теплоэнергии увеличивается или уменьшается на величину ее
расхода, соответствующего изменению температуры и рассчитанного по методике
разработки и анализа топливно — энергетического баланса предприятия.
2.15. При организации производства и выпуска качественно новой продукции,
обладающей улучшенными по сравнению с существующими аналогами
теплотехническими и энергетическими характеристиками согласно паспортам
(сертификатам) на эту продукцию, показателем энергетической эффективности
является проектная (расчетная) удельная величина снижения потребления
теплоэнергетических и водных ресурсов при эксплуатации объектов, построенных
с применением указанной продукции.
Строительно — монтажные организации
2.16. Энергетическая эффективность деятельности строительно — монтажных
организаций характеризуется:
— сокращением потребления топливно — энергетических и водных ресурсов,
расходуемых ими при сооружении объектов;
— качеством выполненных работ, влияющих на энергосбережение в процессе
эксплуатации построенных объектов;
— осуществлением строительства качественно новых объектов, обеспечивающих
снижение потребления теплоэнергетических и водных ресурсов в процессе их
эксплуатации.
2.17. При производстве строительно — монтажных и специальных видов работ
показателями энергетической эффективности деятельности строительно —
монтажной организации являются:
2.17.1. Фактически достигнутая за отчетный период (квартал) в сравнении с
лимитом (нормативом) либо с соответствующим предыдущим периодом экономия
теплоэнергетических и водных ресурсов.
2.17.2. Сравнение качества строительных работ, монтажа наружных ограждающих
конструкций, систем инженерного оборудования (включая наружные коммуникации),
отделки, покрытий и теплоизоляции, элементов регулирования и учета потребления
теплоэнергетических и водных ресурсов требованиям СНиП, технологических
регламентов, технических условий и иных нормативных документов.
2.17.3. Рост удельного веса в объеме осуществляемого строительства
качественно новых типов объектов с улучшенными по сравнению с существующими
аналогами проектными теплотехническими и энергетическими показателями,
характеризующими снижение потребления при эксплуатации этих объектов
теплоэнергетических и водных ресурсов в городском хозяйстве Москвы при
условии соблюдения всех требований по качеству строительства, обеспечивающих
достижение указанных проектных показателей.
3. ФОРМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ
ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
3.1. Экономическому стимулированию в соответствии с настоящим Положением
подлежит:
— экономия предприятиями (организациями) теплоэнергетических и водных
ресурсов в процессе основной деятельности;
— производство и выпуск продукции (работ, услуг), обладающей улучшенными
теплотехническими и энергетическими характеристиками.
3.2. Основным экономическим стимулом энергосбережения для каждого предприятия
(организации) является дополнительная прибыль, образующаяся и остающаяся в его
распоряжении и используемая в соответствии с настоящим Положением за счет
введения в действие системы финансовых поощрений.
3.3. Системой финансовых поощрений стимулируется энергетическая эффективность
деятельности предприятий (организаций), определяемая:
а) для проектных, научно — исследовательских
и опытно — конструкторских организаций:
3.3.1. Созданием проектов зданий и сооружений для климатических условий
Москвы, обеспечивающих более экономное по сравнению с существующими аналогами
потребление теплоэнергетических и водных ресурсов при соблюдении надлежащих
комфортных условий пребывания в них и при реализации (постановке на
производство) разработанных проектных решений в строительстве г. Москвы.
3.3.2. Разработкой, созданием и внедрением в московское строительство
строительных конструкций, систем жизнеобеспечения, элементов инженерного и
иного оборудования, обладающих улучшенными по сравнению с существующими
аналогами показателями расходования (потребления) теплоэнергетических и
водных ресурсов в процессе эксплуатации объектов, построенных с
использованием указанных разработок;
б) для предприятий стройиндустрии и промышленности
строительных материалов, транспорта и снабжения:
3.3.3. Фактически достигнутой предприятиями в сравнении с установленным
лимитом (нормативом) либо с соответствующим предыдущим периодом экономией
теплоэнергетических и водных ресурсов при производстве продукции,
эксплуатации транспорта и оказании услуг.
3.3.4. Освоением производства и выпуском предприятиями стройиндустрии и
промышленности стройматериалов новых материалов, оборудования, изделий и
конструкций, обладающих улучшенными по сравнению с существующими аналогами
теплотехническими и энергетическими показателями, характеризующими снижение
потребления теплоэнергетических и водных ресурсов в городском хозяйстве
Москвы при эксплуатации объектов, построенных с применением этой продукции;
в) для строительно — монтажных организаций:
3.3.5. Фактически достигнутой этими организациями в сравнении с лимитом
(нормативом) либо с соответствующим предыдущим периодом экономией
теплоэнергетических и водных ресурсов при производстве подрядных строительно
— монтажных и специальных работ.
3.3.6. Организацией и осуществлением строительства качественно новых типов
объектов, в проектах которых предусмотрены улучшенные по сравнению с
существующими аналогами теплотехнические и энергетические показатели,
характеризующие снижение потребления при эксплуатации этих объектов
теплоэнергетических и водных ресурсов в городском хозяйстве Москвы при
условии соблюдения всех требований по качеству строительства, обеспечивающих
достижение указанных проектных показателей.
3.3.7. Для организаций, эксплуатирующих объекты социальной инфраструктуры
строительного комплекса, — фактически достигнутой экономией
теплоэнергетических и водных ресурсов при эксплуатации этих объектов.
4. ФИНАНСОВЫЕ ПООЩРЕНИЯ, СТИМУЛИРУЮЩИЕ
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ
4.1. Стимулирование предприятий (организаций), выполняющих мероприятия по
энергосбережению, осуществляется путем введения следующих финансовых
поощрений:
в области ценообразования
4.1.1. Установление надбавок к отпускным (договорным) ценам на реализуемую
продукцию с улучшенными теплотехническими и энергетическими характеристиками,
подтвержденными соответствующими паспортами (сертификатами).
налоговые льготы
4.1.2. Снижение на 50% ставки налога на прибыль в бюджет г. Москвы с суммы
дополнительной прибыли, полученной в результате экономии теплоэнергетических
и водных ресурсов в процессе основной деятельности предприятий
(организаций).
4.1.3. Снижение на 50% ставки налога на прибыль в бюджет г. Москвы по
прибыли, полученной от реализации продукции (работ, услуг), сертифицированной
как энергетически эффективная.
создание «Фонда поощрения энергосбережения»
4.1.4. Налоговые льготы, предусмотренные в пп. 4.1.2 и 4.1.3, предоставляются
при условии направления указанной в этих пунктах прибыли за вычетом налогов в
специальный «Фонд поощрения энергосбережения» предприятия (организации).
Средства указанного фонда используются предприятием (организацией) на
проведение мероприятий по энергосбережению и материальное поощрение
работников, участвующих в этих мероприятиях.
Предприятие (организация) обязано вести отдельный учет движения средств этого
фонда и обеспечить строго целевое их использование.
Положение о порядке формирования и расходования «Фонда поощрения
энергосбережения» предприятия (организации) утверждается правительством
Москвы.
4.2. На сумму чистой прибыли, направленной в соответствии с п. 4.1.4 в «Фонд
поощрения энергосбережения», увеличивается установленный для предприятия
(организации) предельный уровень рентабельности.
4.3. Организации и предприятия, выпускающие энергосберегающую продукцию или
осуществляющие другие мероприятия по энергосбережению, пользуются указанными
в п. 4.1 льготами и финансовыми поощрениями при обязательном условии ведения
надлежащего учета количества сэкономленных теплоэнергетических и водных
ресурсов, указанной в п. 4.1 прибыли и ее использования.
4.4. Прибыль, полученная предприятием (организацией) за счет экономии
теплоэнергетических и водных ресурсов в процессе его основной деятельности,
определяется умножением количества сэкономленных ресурсов на их стоимость по
ценам поставщиков с учетом транспортных и заготовительно — складских расходов
предприятия (организации).
Количество сэкономленных ресурсов определяется в порядке, изложенном выше в
разделе 2.
4.5. Надбавки к отпускным (договорным) ценам устанавливаются на продукцию,
которая обладает проектной энергетической эффективностью, подтвержденной
паспортами (сертификатами), и реализуется изготовителями этой продукции:
проектными, научно — исследовательскими, опытно — конструкторскими и
строительно — монтажными организациями, предприятиями стройиндустрии и
промышленности стройматериалов строительного комплекса Москвы.
Надбавки устанавливаются Департаментом строительства дифференцированно в
размере до 30% отпускной (договорной) цены в зависимости от уровня проектной
энергетической эффективности продукции.
Рекомендуемые конкретные размеры надбавок к отпускным (договорным) ценам на
отдельные виды энергосберегающей продукции в зависимости от ее проектной
энергетической эффективности приводятся в приложении 1.
4.6. Надбавки к отпускным ценам включаются в договорные цены отдельной
строкой, оплачиваются заказчиками и потребителями продукции.
Если при заключении договоров на проектные, научно — исследовательские и
опытно — конструкторские работы, а также на изготовление опытных образцов
промышленной продукции и экспериментальное строительство в договорных ценах
надбавки не предусмотрены в связи с невозможностью на этом этапе определить
проектные показатели энергетической эффективности разработок (продукции) либо
по другим причинам, то надбавки в установленных размерах выплачиваются
заказчиками (потребителями) сверх договорных цен при окончательных расчетах
за указанные работы и продукцию в зависимости от проектных показателей
эффективности, зафиксированных в технической документации (паспорте,
сертификате) по законченным разработкам (готовой продукции).
4.7. Надбавки к ценам на проектно — сметную документацию и на строительство
объекта оплачиваются заказчиком (инвестором) за счет ассигнований на
строительство и относятся на инвентарную стоимость объекта.
В аналогичном порядке оплачиваются поставщикам надбавки к ценам на
оборудование и материалы поставки заказчика.
4.8. Заказчики (инвесторы) оплачивают надбавки генеральным проектировщикам и
генеральным подрядчикам, а также организациям, выполняющим для них работы по
прямым договорам.
Генеральные проектировщики и генеральные подрядчики за счет сумм надбавок,
полученных от заказчиков (инвесторов), оплачивают причитающиеся надбавки
соответствующим субподрядным организациям и поставщикам материально —
технических ресурсов, чья продукция обладает энергетической эффективностью
или способствовала созданию такой эффективности построенных объектов.
Распределение сумм надбавок, полученных от заказчиков (инвесторов), между
участниками строительного процесса осуществляется генеральными
проектировщиками и генеральными подрядчиками исходя из установленных размеров
надбавок и эффективности продукции с учетом вклада каждого участника в
достижение проектных показателей энергетической эффективности объекта. Суммы
надбавок для участников определяются при заключении договоров либо по
соглашению сторон после выплаты надбавок заказчиками (инвесторами).
В аналогичном порядке суммы надбавок, полученные от генеральных
проектировщиков и генеральных подрядчиков, распределяются субподрядными
организациями между соответствующими привлеченными организациями и
поставщиками.
4.9. Надбавки к ценам на промышленную продукцию, обладающую энергетической
эффективностью, оплачиваются потребителями этой продукции.
В случае реализации изготовителями этой продукции через снабженческо —
сбытовые и комплектующие организации и другие посреднические структуры эти
организации и структуры оплачивают изготовителям надбавки в установленных
размерах за счет потребителей этой продукции.
4.10. Надбавки к отпускным (договорным) ценам на научно — исследовательские и
опытно — конструкторские разработки, финансируемые централизованно,
оплачиваются заказчиками этих разработок за счет средств, ассигнуемых на их
финансирование.
Проектные и подрядные организации и промышленные предприятия указанные
надбавки к ценам на разработки, выполненные по их заказам для использования в
проектах, строительстве и производстве продукции, оплачивают за счет сумм
надбавок, полученных от заказчиков (инвесторов) и потребителей, либо из
«Фонда поощрения энергосбережения», образуемого в соответствии с настоящим
Положением.
4.11. Надбавки к ценам на продукцию, обладающую энергетической эффективностью
и используемую для обеспечения экономии теплоэнергетических и водных ресурсов
в процессе основной деятельности, оплачиваются предприятием (организацией) —
поставщиком этих ресурсов за счет эксплуатационных расходов или «Фонда
поощрения энергосбережения», образуемого в соответствии с настоящим
Положением.
4.12. При освоении предприятиями (организациями) производства и выпуска
энергосберегающей продукции, обладающей улучшенными теплотехническими и
энергетическими характеристиками, они вправе вводить режим ускоренной
амортизации и обновления участвующего в производстве этой продукции
технологического оборудования.
4.13. В целях защиты экономических интересов поставщиков энергоресурсов
предприятия и организации, получившие дополнительную прибыль за счет
достигнутой экономии указанных ресурсов в процессе основной деятельности,
передают в распоряжение этих поставщиков до 15% фактически полученной
дополнительной прибыли для поощрения их работников.
Приложение N 1
к Положению
Размеры надбавок
к отпускным ценам на энергосберегающую
продукцию в зависимости от ее проектной
энергетической эффективности
(в %% к отпускным ценам)
——————————T————————————¬
¦ ¦Проектные показатели экономии теп- ¦
¦ ¦лоэнергетических и водных ресурсов ¦
¦ Виды продукции ¦ по сравнению с аналогами ¦
¦ +———-T———-T————-+
¦ ¦ до 15% ¦ до 20% ¦ свыше 20 % ¦
+——————————+———-+———-+————-+
¦ ¦
¦Проектно — сметная документация 8 15 25 ¦
¦ ¦
¦НИОКР 10 20 30 ¦
¦ ¦
¦Промышленная продукция 4 8 15 ¦
¦ ¦
¦Строительная продукция 5 10 15 ¦
L——————————————————————
Приложение N 2
к Положению
РАСЧЕТ
ожидаемых в 1995 г. дополнительных затрат
инвесторов и доходов городского бюджета
в связи с включением в договорные цены
на энергосберегающую продукцию надбавок
к отпускным ценам (в ценах 1994 г.)
1. Ожидаемый объем строительства жилья в 1995 г. — 6000 млрд. руб.
2. Доля городского бюджета в источниках финансирования — 5,2%.
3. Ожидаемый средний размер экономии энергоресурсов, обеспечиваемый по
объектам с улучшенными теплотехническими и энергетическими характеристиками,
— до 15%.
4. Из строки 1 доля объектов с улучшенными теплотехническими и
энергетическими характеристиками, обеспечивающими экономию энергоресурсов, —
в среднем до 15%-10%.
5. Дополнительные затраты инвесторов в связи с включением надбавок в
договорные цены на объекты, указанные по строке 4 (при надбавке в размере
5%):
6000 х 0,10 х 0,05 = 30,0 млрд. руб.,
в т.ч. за счет городского бюджета —
30,0 х 0,052 = 1,56 млрд. руб.
6. Дополнительные взносы в бюджет налога на прибыль предприятий и
организаций, полученную по объектам, указанным по строке 4 (с учетом
налоговых льгот):
в городской — 30,0 х 0,25 х 0,5 = 3,75 млрд. руб.;
в федеральный — 30,0 х 0,13 = 3,9 млрд. руб.
7. Ожидаемое годовое потребление тепловой энергии в жилищном хозяйстве г.
Москвы — 60 млн. Гкал.
8. Ожидаемая экономия в жилищном хозяйстве и городском бюджете за счет
сбережения только тепловой энергии на 15% на объектах, указанных по строке 4,
при средней стоимости 1 Гкал, равной 49 тыс. руб., составит:
60 х 0,10 х 0,15 х 49 = 44,1 млрд. руб.
9. Таким образом, вызванные включением надбавок в договорные цены на жилые
дома с улучшенными теплотехническими и энергетическими характеристиками
дополнительные бюджетные расходы на их строительство в сумме 1,56 млрд. руб.
позволят достичь только за счет сбережения тепловой энергии в жилищном
хозяйстве и дополнительных налогов экономии городского бюджета в общей
сумме:
44,1 + 3,75 = 47,85 млрд. руб.
Приложение N 3
к Положению
РАСЧЕТ
ожидаемого в 1995 г. размера дополнительной
прибыли в организациях и предприятиях
строительного комплекса Москвы, обеспечивающих
экономию теплоэнергетических и водных ресурсов
(в расчете на год)
1. Удельный вес затрат на теплоэнергетические и водные ресурсы в
себестоимости продукции — в среднем 20%.
2. Ожидаемая экономия энергоресурсов за счет специальных мероприятий по
энергосбережению — до 15%.
3. То же, в % к себестоимости продукции:
20 х 0,15 = 3%.
4. Размер ожидаемой дополнительной прибыли организаций и предприятий при
средней рентабельности 25%:
3 : 25 х 100 = 12% к первоначальной сумме прибыли.
5. Из общего размера увеличения прибыли на 12%:
— дополнительно вносится в городской бюджет:
12 х 0,25 х 0,5 = 1,5%;
— то же, в федеральный бюджет:
12 х 0,13 = 1,56%;
— зачисляется в «Фонд поощрения энергосбережения» организаций
и предприятий:
12 — 1,5 — 1,56 = 8,94%.