ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ №497 от 1997-07-01
О МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 28.04.97 N 425 «О РЕФОРМЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 июля 1997 г. N 497
О МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 28.04.97 N 425 «О РЕФОРМЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(в ред. постановлений Правительства Москвы
от 20.11.2001 N 1046-ПП, от 24.02.2004 N 106-ПП)
В Москве с 1991 года последовательно проводится реформа жилищно-коммунального
хозяйства. В целях улучшения содержания жилищного фонда, повышения
ответственности за качество выполняемых работ принимаются меры по разделению
функций заказчика и подрядчика, созданию рынка жилищных услуг. Постепенно
увеличиваются платежи граждан за жилищно-коммунальные услуги,
малообеспеченным семьям предоставляются субсидии на их оплату. Внедряются
ресурсосберегающие технологии и приборы учета расхода воды и тепла.
Однако преобразования в жилищно-коммунальной сфере Москвы не отвечают
требованиям времени. Социально-экономическая ситуация в городском хозяйстве,
как и по стране в целом, оказывает негативное влияние на работу коммунальной
инфраструктуры.
В результате продолжает нарастать износ основных фондов в
жилищно-коммунальном хозяйстве, снижается надежность работы систем
жизнеобеспечения. Не создан действенный механизм стимулирования
ресурсосбережения. Не обеспечиваются минимальные стандарты качества
обслуживания.
Повышение ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения и
соответствующее им увеличение доли платежей населения в покрытии издержек по
содержанию и ремонту жилищного фонда, предоставлению коммунальных услуг
сдерживается крайне низкими темпами роста жизненного уровня значительной
части горожан. В настоящее время около 60 процентов москвичей не имеют
возможности приобрести среднее по комфортности жилье и около 20 процентов —
оплатить услуги по действующим ставкам и тарифам.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года N
425 «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации», в
целях создания экономической базы для повышения уровня эксплуатации и
сохранности жилищного фонда города, качества предоставляемых коммунальных
услуг и учитывая реальные финансовые возможности населения Правительство
Москвы постановляет:
1. Одобрить Программу дальнейшего развития реформы жилищно-коммунального
хозяйства в г. Москве на 1997-2006 гг. (приложение).
Внести указанную Программу в установленном порядке в Московскую городскую
Думу на утверждение.
2. Считать приоритетной задачей департаментов, комитетов, управлений
Правительства Москвы, предприятий и организаций городского хозяйства
дальнейшее развитие реформы жилищно-коммунального хозяйства на основе
проведения его демонополизации, создания конкурентной среды в сфере
строительства, управления и эксплуатации жилищного фонда, завершения перехода
на договорные отношения между субъектами собственности и хозяйствования, а
также совершенствования системы оплаты жилищных и коммунальных услуг с
обеспечением мер социальной защиты и усиления адресной поддержки
малообеспеченных семей и доступности приобретения жилья населением.
При проведении реформы исходить из того, что за жилье в пределах
установленных нормативов расходы граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг
в совокупном доходе семьи до 2000 года не должны превышать действующий уровень
— 12,5 процентов.
В этих целях:
— обеспечить снижение затрат на эксплуатацию и ремонт жилищного фонда, а
также на предоставление коммунальных услуг;
— производить привлечение подрядных и управляющих жилищным фондом организаций
на конкурсной основе;
— способствовать созданию товариществ собственников жилья, которые призваны
представлять интересы населения в отношениях с поставщиками услуг;
— повышать долю платежей населения в покрытии издержек по содержанию и
ремонту жилищного фонда, предоставлению коммунальных услуг пропорционально
росту доходов малообеспеченных слоев населения;
— постепенно сокращать дотации из бюджета на жилищно-коммунальные услуги для
лиц, занимающих жилую площадь, размеры которой превышают социальную норму;
— обеспечить переход от бюджетных дотаций эксплуатационных и коммунальных
служб к адресной финансовой поддержке малообеспеченных граждан.
3. Префектам административных округов, Управлению городского заказа,
Управлению жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, Комитету
муниципального жилья:
3.1. В 1997 году полностью завершить разделение функций заказчика и
подрядчика на работах по содержанию и ремонту жилищного фонда.
3.2. Обеспечить начиная со второго полугодия 1997 года повсеместное
заключение:
— с владельцами и собственниками помещений — соглашений о совместном владении
домом и долевом участии в расходах по его содержанию;
— с арендаторами жилых помещений — договоров аренды помещений;
— с нанимателями жилых помещений — договоров коммерческого или социального
найма;
— с арендаторами нежилых помещений — договоров на эксплуатационные и
коммунальные услуги.
3.3. Организовать постепенный переход к привлечению на конкурсной основе
частных компаний к управлению жилищным фондом. В 1998 году на этих условиях
должно работать по одной управляющей организации в каждом административном
округе.
3.4. Совместно с Департаментом имущества города Москвы в установленном
порядке предоставлять нежилые помещения негосударственным некоммерческим
организациям (товарищества собственников жилья и др.) и иным организациям
независимо от организационно-правовой формы и формы собственности (кроме
организаций, указанных в п. 1 настоящего постановления), занятым на работах в
жилищном фонде, в аренду, размер ставок которой определяется в соответствии с
правовыми актами Правительства Москвы.
(п. 3.4 в ред. постановления Правительства Москвы от 24.02.2004 N 106-ПП)
3.5. Создать условия для формирования и эффективного функционирования
товариществ собственников жилья, имея в виду содействие в их организации,
снижение размеров сборов за регистрацию, оформление земельно-имущественных
прав и других документов, первоочередную установку приборов учета расхода
воды и тепла на дом, оказание консультаций и методической помощи по вопросам,
связанным с управлением и эксплуатацией жилищного фонда.
3.6. Обеспечить дальнейшее развитие системы страхования жилищного фонда и
внутридомового инженерного оборудования с внесением необходимых изменений в
Положение о системе страхования в Москве жилых помещений.
4. Москомимуществу совместно с префектами административных округов и
Управлением городского заказа включать в заключаемый со службой заказчика
договор о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения отдельным
списком перечень нежилых помещений, предоставленных под служебные цели и не
подлежащих сдаче в аренду.
В трехмесячный срок обеспечить внесение вышеназванных положений в действующие
договоры.
5. Префектам административных округов разработать и утвердить программы
формирования товариществ собственников жилья на территории округа с учетом
положений пункта 3.5 настоящего постановления.
6. Предложить Территориальному управлению Москвы и Московской области
Государственного комитета по антимонопольной политике Российской Федерации
активизировать работу по пресечению злоупотреблений хозяйствующих структур,
занимающих доминирующее положение на соответствующих товарных рынках, по
разъяснению потребителям услуг политики Правительства Москвы в области
проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства, а также защите прав
потребителей услуг.
7. Управлению по вопросам государственной службы и кадров Мэрии совместно с
Комитетом труда и занятости и Комитетом муниципального жилья организовать
систему подготовки и переподготовки руководителей и специалистов
жилищно-коммунального хозяйства.
8. Управлению развития Генплана, Управлению координации строительства,
Управлению инвестиционной политики и финансирования из городских источников,
Москомархитектуре разработать в 1997 году целевую комплексную программу
улучшения проектных решений и повышения качества строительства,
предусматривающую обеспечение снижения эксплуатационных затрат в жилищном
хозяйстве и ресурсосбережение.
9. Управлению городского заказа, Управлению жилищно-коммунального хозяйства и
благоустройства, Управлению топливно-энергетического хозяйства:
9.1. В двухмесячный срок разработать механизм экономического стимулирования
поставщиков и потребителей услуг за рациональное использование воды и
тепловой энергии.
9.2. До 1 января 1998 г. пересмотреть действующие для населения нормативы
электро-, тепло-, газо- и водопотребления с целью стимулирования установки
приборов учета и сокращения расходов названных ресурсов.
10. Управлению жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства в
двухмесячный срок:
10.1. Разработать мероприятия по повышению сохранности подъездов жилых
домов.
10.2. Совместно с Управлением топливно-энергетического хозяйства подготовить
план поэтапного оснащения групп жилых зданий и отдельных строений приборами
учета расхода ресурсов.
11. Управлению городского заказа в III квартале т.г. оформить заказ
Мосгоркомстату на обследование 100-150 тыс. семей для определения их
среднедушевого и совокупного доходов, размеров занимаемой площади.
12. Департаменту экономической политики и развития г. Москвы, АО «Московский
комитет по науке и технологиям» предусмотреть в плане научно-технических
работ на 1998 год по заказу Управления городского заказа разработку на базе
Городского центра жилищных субсидий единой программы начисления платежей за
жилищно-коммунальные услуги и субсидий на их оплату.
13. Обеспечить разработку нормативной и методической базы, а именно:
13.1. Департаменту экономической политики и развития г. Москвы совместно с
Департаментом финансов, Управлением городского заказа, Управлением
топливно-энергетического хозяйства и АООТ «Мосэнерго» до 1 августа т.г. —
проекта нормативных документов о дифференцированных, исходя из норм
потребления электроэнергии, тарифах для населения.
13.2. Департаменту экономической политики и развития г. Москвы, Департаменту
финансов, Москомимуществу, Комитету муниципального жилья, Комитету
муниципальных займов и развития фондового рынка до 1 сентября т.г. — проектов
документов, регламентирующих субсидирование приобретения жилья москвичами со
средним достатком.
13.3. Управлению городского заказа, Управлению жилищно-коммунального
хозяйства и благоустройства, Управлению топливно-энергетического хозяйства,
Государственной жилищной инспекции до 1 сентября 1997 г.:
— уточнить действующие положения о конкурсном отборе подрядных организаций
для выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту жилищного фонда и
его инженерного оборудования, предусмотрев включение в конкурсные комиссии
представителей комитетов общественного самоуправления;
— подготовить проект формы договора с арендаторами нежилых помещений на
оказание эксплуатационных и коммунальных услуг.
13.4. Комитету муниципального жилья совместно с заинтересованными
организациями до 1 января 1998 года — привести в соответствие с действующим
законодательством нормативно-правовую базу для создания и эффективного
функционирования товариществ собственников жилья, в т.ч. в
домах-новостройках.
13.5. Москомимуществу, Московскому земельному комитету, Москомархитектуре,
Комитету муниципального жилья, Московской регистрационной палате до 1 октября
т.г. — пересмотреть в сторону снижения размеры сборов за оформление
документов, необходимых для регистрации товариществ собственников жилья и
кондоминиумов.
14. Утвердить перечень функций, выполняемых исключительно государственными
структурами и не подлежащих возложению на частные компании, выигравшие
конкурс по управлению жилищным фондом:
— проведение мероприятий по гражданской обороне и содержанию объектов
гражданской обороны;
— доставка повесток населению и составление разнообразных списков проживающих
по общегородским вопросам;
— регистрация граждан по месту жительства и месту пребывания (паспортный
учет, прописка и выписка).
15. Комплексу городского хозяйства совместно с Департаментом экономической
политики и развития Москвы в срок до 1 сентября 1997 г. подготовить
предложения Правительства Москвы в Правительство Российской Федерации о:
— соотнесении сроков и темпов проведения реформы жилищно-коммунального
хозяйства с достигнутыми результатами реализации Среднесрочной программы
структурной перестройки и экономического роста, а также Указа Президента
Российской Федерации по структурной реформе в сферах естественных монополий;
— законодательной и материальной поддержке создания системы долгосрочного
ипотечного кредитования приобретения жилья;
— установлении социально обоснованного минимального уровня заработной платы;
— пересмотре нормативов отчислений в федеральный и региональный бюджеты в
пользу регионов, обеспечивающих увеличение объемов самофинансирования в
жилищно-коммунальной сфере по мере выполнения ими программ
жилищно-коммунальной реформы;
— исключении практики обложения налогом на добавленную стоимость всех видов
жилищно-коммунальных платежей населения, а также работ и услуг, выполняемых
на жилищном фонде;
— обеспечении правовой основы воздействия на заемщиков, не выполняющих своих
обязательств, должников по жилищно-коммунальным платежам и внесении
соответствующих изменений в Гражданский и Административный кодексы Российской
Федерации и действующее законодательство;
— разработке закона Российской Федерации об обязательном страховании жилья.
16. Пресс-центру Мэрии и Правительства совместно с заинтересованными
организациями продолжить работу по разъяснению москвичам новых условий оплаты
жилья и коммунальных услуг и порядка предоставления малообеспеченным семьям
субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг, а также организовать систему
информирования населения о результатах принимаемых в столице мер по
реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства.
17. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого
заместителя Премьера Правительства Москвы Б.В. Никольского.
Премьер Правительства Москвы
Ю.М. Лужков
Приложение
к постановлению Правительства
Москвы
от 1 июля 1997 г. N 497
ПРОГРАММА
ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ РЕФОРМЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА Г. МОСКВЫ НА 1997-2006 ГОДЫ
Основные цели реформы
Программа реформы жилищно-коммунального хозяйства г. Москвы разработана в
соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года
N 425 «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации» с
учетом особенностей многомиллионного города, а также результатов проведенных
в 1991-1997 гг. преобразований.
Главным условием реформы является экономическая сбалансированность проводимых
мероприятий с реальными возможностями городского бюджета и доходами населения.
Жилищная реформа в г. Москве проводится с целью решения следующих задач:
1. Обеспечение доступности приобретения жилья москвичами, а также создание
условий проживания, отвечающих стандартам качества.
2. Снижение расходов на эксплуатацию и ремонт жилищного фонда.
3. Переход от бюджетного дотирования жилищно-коммунального хозяйства к оплате
в полном объеме эксплуатационно-ремонтных расходов и коммунальных услуг
населением — потребителем, при условии обеспечения социальной защиты
малообеспеченных семей, экономического стимулирования повышения качества
обслуживания и снижения издержек производства.
1. Обеспечение доступности приобретения жилья москвичами
1.1. Начиная с 1998 г. внедрить системное исчисление индекса доступности
жилья.
1.2. Продолжить в 1997 г. реализацию мероприятий по снижению стоимости
строительства жилья в целях доведения ее до размера, который реален к
возмещению гражданами за 15-20 лет, при условии расходования ими на эти цели
не более 30% семейного дохода.
1.3. Для расширения возможностей граждан в улучшении жилищных условий
продолжить размещение облигаций Московского государственного жилищного займа,
поддерживая объем его реализации по себестоимости строительства жилья на
уровне спроса населения в течение всего срока обращения облигаций (десять
лет).
1.4. В соответствии с действующим порядком предоставлять гражданам,
нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездные субсидии на
строительство или приобретение жилья за счет средств городского бюджета.
1.5. В целях доступности приобретения жилой площади в г. Москве гражданами со
средним уровнем доходов разработать и внедрить с 1998 года механизм целевых
накопительных вкладов и привлечения денежных средств коммерческих банков в
виде ипотечного кредитования населения под приемлемые проценты и на
длительный срок.
1.6. В целях перераспределения имеющегося жилищного фонда и получения
дополнительной площади на нужды города разработать порядок, стимулирующий
обмен квартир большей площади на меньшую с согласия граждан.
2. Определение стандарта (норматива) условий проживания
2.1. Установить для г. Москвы следующий стандарт жилья: дом (квартира) со
всеми видами удобств [электроснабжение, водопровод, канализация,
централизованное отопление, ванна (душ), газовая или электрическая плита,
горячее водоснабжение (централизованное) или газовая колонка], с лифтом и
мусоропроводом, независимо от материала стен, расположенный во II зоне
городских территорий.
Исходя из действующих на 01.05.97 ставок и тарифов размер платежей населения
за жилищно-коммунальные услуги за стандартное (нормативное) жилье
составляет:
1 чел. — 33 кв. м — 65 020 руб. в месяц
2 чел. — 42 кв. м — 104 480 руб. в месяц
3 чел. — 54 кв. м — 148 810 руб. в месяц.
Данный стандарт должен пересматриваться по мере развития жилищной реформы и
дифференциации ставок оплаты услуг.
2.2. С периодичностью в 5 лет совершенствовать утвержденные законом
Московской городской Думы действующие нормативы и стандарты по эксплуатации
жилищного фонда г. Москвы.
3. Демонополизация жилищно-коммунального хозяйства
3.1. Обеспечить начиная с 1997 г. формирование городского и муниципального
заказов на обслуживание, ремонт и развитие объектов жилищно-коммунального
назначения на конкурсной основе.
3.2. Проводить демонополизацию жилищно-коммунального хозяйства в соответствии
с постановлениями Московской городской Думы от 20.09.95 N 61 «Об утверждении и
введении в действие программы приватизации государственной и муниципальной
собственности в Москве» и от 19.03.97 N 20 «О перечне предприятий и
организаций федеральной и городской собственности, подлежащих приватизации в
1997 году» и постановлением Правительства Москвы от 17.01.95 N 34 «О мерах по
совершенствованию управления городским хозяйством в процессе приватизации».
3.3. Начиная с 1998 года приступить к поэтапной приватизации предприятий,
выполняющих работы по ремонту и эксплуатации жилищного фонда.
3.4. Расширить практику отбора подрядчиков для выполнения работ по содержанию
и ремонту жилищного фонда и его оборудования на конкурсной основе независимо
от хозяйственно-правового статуса подрядчика при наличии у него лицензии на
соответствующий вид работ. Довести долю жилищного фонда, обслуживаемого
предприятиями, отобранными на конкурсной основе, в 1998 году до 60%, в 1999
г. — до 100%.
3.5. Начиная с 1997 года обеспечить постепенный переход на конкурсный отбор
частных компаний для управления жилищным фондом, с тем чтобы в 1998 г. на
этих условиях работало не менее одной ДЕЗ в каждом административном округе.
Ввести лицензирование данного вида деятельности. Дальнейшее развитие этой
системы определить на основании проведенного эксперимента.
4. Развитие договорных отношений между субъектами
собственности и хозяйствования
4.1. Проводить организационные мероприятия, стимулирующие создание
товариществ собственников жилья посредством предоставления налоговых льгот,
организации обучения. Осуществлять финансирование работ по содержанию и
ремонту жилищного фонда товариществ собственников жилья на равных условиях с
жилищным фондом, находящимся в собственности города. В первоочередном порядке
устанавливать в домах товариществ собственников жилья приборы учета расхода
воды и тепла.
4.2. Завершить в 1997 году разделение функций заказчика и подрядчика на
работах по эксплуатации жилищного фонда, а именно: передать в ДЕЗ расчеты за
жилищные и коммунальные услуги с населением и расположенными в жилищном фонде
организациями.
4.3. В 1997 году заключить договоры на оказание жилищных (эксплуатационных) и
коммунальных услуг между собственниками, владельцами, арендаторами,
нанимателями жилых помещений и управляющими жилищным фондом организациями и в
дальнейшем проводить эту работу постоянно.
4.4. Обеспечить в 1997 году и последующие годы обязательное заключение
договоров между службами заказчика и эксплуатационными подрядными
организациями с указанием конкретного перечня и объемов подлежащих выполнению
работ, санкций за невыполнение или ненадлежащее их выполнение.
5. Снижение издержек по содержанию и ремонту
жилищного фонда и поставке коммунальных услуг
5.1. В 1997 году уточнить нормативы энерго-, водо- и газоснабжения для
населения на основе практически и экономически обоснованных объемов поставки
услуг.
5.2. Перейти на прямые расчеты за услуги теплоснабжения между
ресурсоснабжающими предприятиями и населением:
1997 год — территория, обслуживаемая одной ДЕЗ в каждом округе;
1998 год — 20% территории в каждом административном округе;
1999 год — 50% территории в каждом административном округе;
2000 год — 70% территории в каждом административном округе;
2001 год — 100% жилищного фонда, находящегося в собственности города или
являющегося частной собственностью.
5.2. Региональной энергетической комиссии и Межведомственной комиссии по
ценовой и тарифной политике:
— при установлении цен и тарифов на энергоресурсы и воду обеспечить
обоснованность производственных затрат организаций-поставщиков и
ежеквартально производить регулирование расходов исходя из фактических
затрат;
— с 1998 года установить две категории потребителей по уровню тарифов:
население, промышленность и приравненные к ней потребители с отменой льготных
цен и тарифов;
— не принимать решений о предоставлении отдельным категориям потребителей
льгот по оплате услуг тепло- и водоснабжения без указания источников их
финансирования.
5.3. Региональной энергетической комиссии:
— в 1997 году ввести дифференцированные тарифы на электроэнергию исходя из
нормы расхода энергии на одного человека или абонента;
— в 1997 году подготовить предложения по изменению структуры тарифов на
тепловую энергию, предусмотрев выделение из тарифа затрат по содержанию и
ремонту тепловых пунктов и внутриквартальных сетей.
5.4. Постоянно проводить работы по внедрению ресурсосберегающих технологий.
Разработать и утвердить программу установки в домах приборов учета расхода
воды и тепловой энергии.
Установка приборов учета на жилищном фонде и в тепловых пунктах финансируется
за счет средств владельца этих объектов.
5.5. Департаменту экономической политики и развития г. Москвы начиная с 1997
года организовать мониторинг ставок, расценок и тарифов в
жилищно-коммунальной сфере и энергетике, устанавливать предельные ставки,
расценки и тарифы для естественных монополий в жилищно-коммунальной сфере и
для организаций, выполняющих работы с использованием бюджетного
финансирования.
5.6. Возложить постоянный контроль за содержанием, ремонтом и сохранностью
жилищного фонда на городском уровне на Государственную жилищную инспекцию, на
ведомственном — на отделы в отраслевых департаментах, комитетах, управлениях,
на местном — на местные органы самоуправления.
6. Совершенствование расчетов
за жилищно-коммунальные услуги
6.1. Обеспечить самоокупаемость жилищного хозяйства посредством повышения
населению платежей за жилищно-коммунальные услуги.
Установить следующий уровень платежей населения в % к затратам на содержание
и ремонт жилищного фонда и поставку коммунальных услуг:
1997 год — 22% 2002 год — 59%
1998 год — 27% 2003 год — 72%
1999 год — 32% 2004 год — 83%
2000 год — 39% 2005 год — 95%
2001 год — 48% 2006 год — 100%.
Соотношения повышения платежей населению за жилищно-коммунальные услуги по их
видам приведены в таблице:
Доля платежей населения в расходах по поставке
жилищно-коммунальных услуг в % от стоимости
——T———T——T——-T——T——T——T———T——¬
¦Год ¦Оплата ¦в том ¦плата ¦газо-¦тепло-¦водо-¦электро- ¦вывоз ¦
¦ ¦жилья ¦числе ¦за наем¦снаб-¦снаб- ¦снаб-¦снаб- ¦мусора¦
¦ ¦(техни- ¦кап. ¦ ¦жение¦жение ¦жение¦жение ¦ ¦
¦ ¦ческого ¦ремонт¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обслужи-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вания) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+——+———+——+——-+——+——+——+———+——+
¦1997 ¦ 8 ¦ — ¦ 1 ¦ 43 ¦ 37 ¦ 49 ¦ 63 ¦ 19 ¦
¦1998 ¦ 8 ¦ — ¦ 1 ¦ 80 ¦ 40 ¦ 79 ¦ 80 ¦ 19 ¦
¦1999 ¦ 9 ¦ — ¦ 15 ¦ 100 ¦ 45 ¦ 96 ¦ 80 ¦ 25 ¦
¦2000 ¦ 10 ¦ — ¦ 30 ¦ 100 ¦ 58 ¦ 100 ¦ 100 ¦ 33 ¦
¦2001 ¦ 11 ¦ — ¦ 50 ¦ 100 ¦ 80 ¦ 100 ¦ 100 ¦ 42 ¦
¦2002 ¦ 14 ¦ — ¦ 86 ¦ 100 ¦ 100 ¦ 100 ¦ 100 ¦ 60 ¦
¦2003 ¦ 39 ¦ — ¦ 100 ¦ 100 ¦ 100 ¦ 100 ¦ 100 ¦ 100 ¦
¦2004 ¦ 62 ¦ 31 ¦ 100 ¦ 100 ¦ 100 ¦ 100 ¦ 100 ¦ 100 ¦
¦2005 ¦ 88 ¦ 78 ¦ 100 ¦ 100 ¦ 100 ¦ 100 ¦ 100 ¦ 100 ¦
¦2006 ¦ 100 ¦100 ¦ 100 ¦ 100 ¦ 100 ¦ 100 ¦ 100 ¦ 100 ¦
L——+———+——+——-+——+——+——+———+——-
6.2. Ввести в 1997 году взимание повышенной платы (до размеров,
обеспечивающих компенсацию затрат) за жилищные услуги и отопление с граждан,
имеющих площадь жилых помещений, превышающую социальные нормы, исходя из
размеров «излишков» в расчете на одного человека с учетом установленных
законодательными актами прав граждан на дополнительную площадь и защиты
интересов семей, состоящих из инвалидов и пенсионеров.
Схема повышения ставок
Утвержденные Правительством Москвы ставки платы за наем и оплаты жилья по
договору найма или услуг технического обслуживания при площади квартиры,
превышающей социальную норму на 7 и более квадратных метров в расчете на
одного человека, за излишнюю площадь увеличиваются в пятиэтажных домах и
домах до 5 этажей в 2 раза, а в домах 6 этажей и выше — в 3 раза.
Социальная норма площади жилья принимается по нормативам, утвержденным
постановлением Московской городской Думы от 16.03.94 N 22 «О постановлении
Правительства Москвы от 11 января 1994 года N 41 «О переходе на новую систему
оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам жилищных
субсидий» и приведенным в приложении 5 к постановлению Правительства Москвы
от 21 июня 1994 года N 500 «О внесении изменений в постановление
Правительства Москвы от 11.01.94 N 41 «О переходе на новую систему оплаты
жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам жилищных
субсидий».
Утвержденные Правительством Москвы ставки платы за отопление при площади
квартиры, на 7 квадратных метров и более превышающей социальную норму в
расчете на одного человека, за излишнюю площадь увеличиваются в два раза.
По мере приближения платежей за жилищно-коммунальные услуги к фактической
стоимости уровень повышения ставок за излишки площади корректируется в
сторону уменьшения в пределах фактической стоимости услуг.
6.3. Утвердить в 1997 году общие принципы расчетов с гражданами, являющимися
собственниками жилья и пользователями жилых помещений в общежитиях, четко
определив порядок финансирования расходов по содержанию и ремонту жилищного
фонда в зависимости от вида жилья.
6.4. Начиная с 1998 года производить дальнейшую дифференциацию ставок оплаты
жилищных и коммунальных услуг, предусмотрев целевую оплату расходов по
содержанию лифтов, электроплит, систем дымоудаления, с целью первоочередного
доведения платежей за данные услуги до их фактической стоимости.
6.5. Ввести в 1997 году страхование жилищного фонда, исходя из положений о
системе страхования в г. Москве жилых помещений.
6.6. Подготовить к 1 января 1998 года предложения об упорядочении системы
предоставления гражданам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг.
7. Организация социальной защиты населения
7.1. Изменить в 1998 году порядок предоставления гражданам (семьям) субсидий
на оплату жилищных и коммунальных услуг, установив, что семья (гражданин),
имеющая совокупный доход в расчете на каждого человека, не превышающий
установленный прожиточный минимум, не должна расходовать на оплату жилья и
коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов
потребления коммунальных услуг свыше 0,5 (половины) установленного
федеральным законом минимального размера оплаты труда в расчете на каждого
человека.
При этом величину субсидий определять по двум основаниям — от совокупного
дохода на одного человека, не превышающего прожиточный минимум, и как разницу
между принятыми на данный период размерами оплаты жилищно-коммунальных услуг
по социальной норме площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг
с учетом действующих льгот и предельно допустимыми собственными расходами
граждан на оплату жилищных и коммунальных услуг с учетом совокупного дохода
семьи, принимая максимальное значение субсидии.
7.2. Установить максимально допустимую долю собственных расходов семьи (в
процентах) на оплату жилищно-коммунальных услуг от совокупного семейного
дохода в следующих размерах:
1997 год — 12,5% 2002 год — 15%
1998 год — 12,5% 2003 год — 20%
1999 год — 12,5% 2004 год — 22%
2000 год — 12,5% 2005 год — 23%
2001 год — 15% 2006 год — 25%.
7.3. Департаменту экономической политики и развития г. Москвы начиная с 1997
года:
— проводить социальный мониторинг доходов и расходов населения города, оценку
платежеспособности граждан, предприятий и организаций;
— анализировать влияние тарифов на коммунальные услуги на финансовое
состояние предприятий города.
8. Совершенствование законодательно-нормативной базы
в жилищно-коммунальном хозяйстве
8.1. Департаментам, комитетам и управлениям Правительства Москвы в
установленном порядке:
— вносить предложения по совершенствованию законодательной базы Российской
Федерации, в том числе налогового законодательства, в жилищно-коммунальной
сфере;
— формировать московскую законодательно-нормативную базу, охватывающую все
области жилищно-коммунальной сферы.
8.2. Обеспечить постоянную разработку новых и совершенствование действующих
нормативных документов.