ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ №8-П от 2001-05-24
ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОЛОЖЕНИЙ
ЧАСТИ ПЕРВОЙ СТАТЬИ 1 И СТАТЬИ 2 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
«О ЖИЛИЩНЫХ СУБСИДИЯХ ГРАЖДАНАМ, ВЫЕЗЖАЮЩИМ ИЗ РАЙОНОВ
КРАЙНЕГО СЕВЕРА И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ МЕСТНОСТЕЙ»
В СВЯЗИ С ЖАЛОБАМИ ГРАЖДАН А.С. СТАХ И Г.И. ХВАКОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 мая 2001 г. N 8-П
ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОЛОЖЕНИЙ
ЧАСТИ ПЕРВОЙ СТАТЬИ 1 И СТАТЬИ 2 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
«О ЖИЛИЩНЫХ СУБСИДИЯХ ГРАЖДАНАМ, ВЫЕЗЖАЮЩИМ ИЗ РАЙОНОВ
КРАЙНЕГО СЕВЕРА И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ МЕСТНОСТЕЙ»
В СВЯЗИ С ЖАЛОБАМИ ГРАЖДАН А.С. СТАХ И Г.И. ХВАЛОВОЙ
Именем Российской Федерации
Конституционный Суд Российской Федерации в составе председательствующего Ю.М.
Данилова, судей М.В. Баглая, Г.А. Жилина, В.Д. Зорькина, В.О. Лучина, Н.В.
Селезнева, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой,
с участием постоянного представителя Государственной Думы в Конституционном
Суде Российской Федерации В.В. Лазарева и представителя Совета Федерации А.В.
Попова,
руководствуясь статьями 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации,
пунктом 3 части первой, частями второй и третьей статьи 3, пунктом 3 части
второй статьи 22, статьями 36, 96, 97 и 99 Федерального конституционного
закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»,
рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности положений
части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях
гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним
местностей».
Поводом к рассмотрению дела явились жалобы граждан А.С. Стах и Г.И. Хваловой
на нарушение их конституционных прав частью первой статьи 1 и статьей 2
Федерального закона от 25 июля 1998 года «О жилищных субсидиях гражданам,
выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в
вопросе о том, соответствуют ли Конституции Российской Федерации содержащиеся
в них положения, примененные в делах заявителей.
Поскольку жалобы граждан А.С. Стах и Г.И. Хваловой касаются одного и того же
предмета, Конституционный Суд Российской Федерации, руководствуясь статьей 48
Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской
Федерации», соединил дела по этим жалобам в одном производстве.
Заслушав сообщение судьи — докладчика О.С. Хохряковой, объяснения
представителей стороны, принявшей оспариваемый акт, выступление приглашенного
в заседание полномочного представителя Правительства Российской Федерации в
Конституционном Суде Российской Федерации М.Ю. Барщевского, исследовав
имеющиеся документы и иные материалы, Конституционный Суд Российской
Федерации
установил:
1. Федеральный закон от 25 июля 1998 года «О жилищных субсидиях гражданам,
выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»
предусматривает, что правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых
за счет средств федерального бюджета, обладают граждане, имеющие стаж работы
или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не
менее 15 лет и не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации (часть
первая статьи 1); средства федерального бюджета, предусмотренные на
предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего
Севера и приравненных в ним местностей, в объеме до 5 процентов используются
на предоставление жилищных субсидий гражданам, выехавшим из указанных районов
и местностей не ранее 1 января 1992 года, нуждающимся в улучшении жилищных
условий по новому месту жительства и имеющим в соответствии с данным
Федеральным законом право на получение таких субсидий (статья 2).
Нормативные правовые акты, действовавшие до вступления в силу названного
Федерального закона, предоставляли право на получение за счет средств
федерального бюджета безвозмездных субсидий на строительство или приобретение
жилья лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и местностях,
приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 10 лет и состоящим на учете
по улучшению жилищных условий (абзац четвертый пункта 5 Положения о
предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении
жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение
жилья, утвержденного Постановлением Совета Министров — Правительства
Российской Федерации от 10 декабря 1993 года N 1278; абзац третий пункта 3
Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в
улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или
приобретение жилья, утвержденного Постановлением Правительства Российской
Федерации от 3 августа 1996 года N 937; часть 2 статьи 5 Федерального закона
от 17 августа 1996 года «О распределении жилищных субсидий между районами
Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году»).
На основании указанных положений гражданка Г.И. Хвалова, проработавшая в
районах Крайнего Севера 12 лет и 6 месяцев и выехавшая в 1996 году на
постоянное жительство в город Пермь, где была поставлена на учет как
нуждающаяся в улучшении жилищных условий, в сентябре того же года обратилась
с заявлением о выделении ей жилищной субсидии, предоставляемой за счет
средств федерального бюджета, поскольку имела необходимый стаж работы для ее
получения. Однако в связи с тем, что средства из федерального бюджета в 1996
— 1998 годах на эти цели в Пермскую область не поступали, субсидия Г.И.
Хваловой предоставлена не была, а в декабре 1998 года администрация
Дзержинского района города Перми сообщила ей о том, что в соответствии со
вступившим в силу Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам,
выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» права
на получение субсидии она не имеет, поскольку стаж ее работы в районах
Крайнего Севера составляет менее 15 лет. Государственный Комитет Российской
Федерации по делам Севера в своем ответе на обращение Г.И. Хваловой также
подтвердил, что право на государственную поддержку при строительстве или
приобретении жилья таких, как она, граждан, выехавших из районов Крайнего
Севера и приравненных к ним местностей, регламентируется названным
Федеральным законом, установившим, что для получения жилищной субсидии
необходимо иметь не менее 15 лет северного стажа и выехать в другие районы
страны не ранее 1 января 1992 года.
По той же причине в марте 1999 года Министерство региональной политики
Российской Федерации исключило из представленных Администрацией Волгоградской
области списков граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к
ним местностей на постоянное жительство в Волгоградскую область, нуждающихся в
улучшении жилищных условий и имеющих право на получение жилищных субсидий за
счет средств федерального бюджета, гражданку А.С. Стах (имеющую стаж работы в
районах Крайнего Севера более 13 лет), которая в апреле 1998 года
администрацией города Волгограда была поставлена на учет для получения такой
субсидии.
В своих жалобах в Конституционный Суд Российской Федерации граждане А.С. Стах
и Г.И. Хвалова утверждают, что положения части первой статьи 1 и статьи 2
Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов
Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», изменившие условия
предоставления жилищных субсидий гражданам, выехавшим из районов Крайнего
Севера и приравненных к ним местностей до вступления данного Федерального
закона в силу, в результате чего они лишились права на получение полагающейся
им жилищной субсидии, противоречат статьям 7 (часть 1), 19 (части 1 и 2), 40 и
55 (часть 2) Конституции Российской Федерации.
В соответствии со статьями 74, 96 и 97 Федерального конституционного закона
«О Конституционном Суде Российской Федерации» Конституционный Суд Российской
Федерации проверяет по жалобам граждан на нарушение конституционных прав и
свобод конституционность закона или отдельных его положений, являющихся
предметом обращения, лишь в той части, в какой они были применены в деле
заявителя и затрагивают его права и свободы. Следовательно, предметом
рассмотрения по настоящему делу являются положения части первой статьи 1 и
статьи 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из
районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в части,
регламентирующей требования к стажу работы (времени проживания) в районах
Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающему право на получение
жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета,
гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992
года и поставленным по новому месту жительства на учет как нуждающиеся в
улучшении жилищных условий.
2. Рассматриваемый Федеральный закон, как следует из его названия и
преамбулы, регулирует условия предоставления, порядок получения и размер
жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета
гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и
приравненных к ним местностей. Вместе с тем его статьей 2 установлено, что до
5 процентов предусмотренных на эти цели средств федерального бюджета
используется на предоставление жилищных субсидий гражданам, выехавшим из
указанных районов и местностей. Определяя объем средств, которые должны
расходоваться на жилищные субсидии гражданам названной категории, статья 2
закрепляет и ряд условий: субсидии предоставляются тем, кто выехал из районов
Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года,
нуждается в улучшении жилищных условий по новому месту жительства и имеет в
соответствии с данным Федеральным законом право на получение жилищных
субсидий.
Этим правом, согласно части первой статьи 1 Федерального закона «О жилищных
субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к
ним местностей», обладают граждане, стаж работы или время проживания которых
в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях составляет не менее
15 лет и которые не имеют жилья в других регионах Российской Федерации.
Следовательно, по смыслу статьи 2, установленная частью первой статьи 1
минимальная длительность стажа работы (времени проживания) как одно из
условий выделения жилищной субсидии относится ко всем гражданам, выехавшим из
районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992
года, в том числе к тем, кто на момент вступления в силу данного Федерального
закона уже состояли на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Об этом свидетельствуют и его статья 6, содержащая шкалу стажа работы
(времени проживания) в указанных районах и местностях, по которой
определяется размер предоставляемой гражданину жилищной субсидии, а также
подпункт «д» пункта 7 Положения о предоставлении гражданам Российской
Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии
на строительство или приобретение жилья, утвержденного Постановлением
Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 года N 937 (в редакции
Постановления Правительства Российской Федерации от 4 декабря 1998 года N
1431), предусматривающий, что для граждан, выезжающих или выехавших не ранее
1 января 1992 года из районов Крайнего Севера и приравненных к ним
местностей, размер предоставляемой субсидии определяется названным
Федеральным законом.
Исходя из такой сферы действия Федерального закона «О жилищных субсидиях
гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним
местностей» по кругу лиц, в нем был решен и вопрос о распределении по
субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета, предусмотренных
статьей 26 Федерального закона «О федеральном бюджете на 1998 год» на
жилищные субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и
приравненных к ним местностей (статьи 3 и 11). В последующие годы
распределение выделенных на эти цели средств федерального бюджета также
осуществлялось с учетом предписаний рассматриваемого Федерального закона,
устанавливающих условия и порядок получения жилищных субсидий (например,
статья 77 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2000 год» и статья 67
Федерального закона «О федеральном бюджете на 2001 год»).
Сложившаяся правоприменительная практика также свидетельствует о том, что
органы исполнительной власти, уполномоченные принимать решения о
предоставлении жилищных субсидий, исходят из обязательности минимального
15-летнего стажа работы (времени проживания) для всех претендующих на
получение жилищных субсидий граждан, включая тех, кто выехал из районов
Крайнего Севера и приравненных к ним местностей до вступления Федерального
закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера
и приравненных к ним местностей» в силу. Как следует из представленных
материалов, именно такое понимание оспариваемых положений органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых
проживают заявители, а также Министерством регионального развития Российской
Федерации, Государственным Комитетом Российской Федерации по делам Севера и
Министерством экономики Российской Федерации послужило основанием к отказу в
удовлетворении их требований.
Таким образом, граждане, стаж работы (время проживания) которых в районах
Крайнего Севера и приравненных к ним местностях составляет от 10 до 15 лет,
выехавшие из этих районов и местностей в другие регионы России не ранее 1
января 1992 года и поставленные по новому месту жительства на учет как
нуждающиеся в улучшении жилищных условий, в силу предписаний части первой
статьи 1 и статьи 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам,
выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»
утратили право на получение таких жилищных субсидий.
3. Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на
жилище (часть 1); органы государственной власти и местного самоуправления
поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на
жилище (часть 2); малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся
в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из
государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными
законом нормами (часть 3). Из этого вытекает обязанность государства
способствовать реализации гражданами права на жилище. Оказание государством
помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных
условий, посредством выделения им безвозмездных жилищных субсидий за счет
средств федерального бюджета отвечает провозглашенным статьей 7 (часть 1)
Конституции Российской Федерации целям Российской Федерации как социального
государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих
достойную жизнь и свободное развитие человека.
По смыслу названных положений Конституции Российской Федерации во взаимосвязи
с ее статьей 37 (части 1 и 3), которая, гарантируя свободу труда, право
свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род
деятельности и профессию, закрепляет право каждого на вознаграждение за труд
без какой бы то ни было дискриминации, законодатель, регулируя труд лиц,
работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним
местностях, вправе предусмотреть для них соответствующие государственные
гарантии и компенсации, в том числе гарантии предоставления жилья для тех
граждан, которые, проработав длительное время в указанных районах и
местностях, уезжают в другие регионы России, где они не имеют жилья или
нуждаются в улучшении жилищных условий.
Установление для граждан повышенных гарантий и компенсаций в связи с работой
и проживанием в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях — как
направленное на обеспечение справедливого вознаграждения за труд в
экстремальных природно — климатических условиях — не противоречит принципу
равенства, закрепленному статьей 19 Конституции Российской Федерации.
Предоставляя гражданам, имеющим длительный стаж работы в районах Крайнего
Севера и приравненных к ним местностях, право на получение безвозмездных
жилищных субсидий, государство тем самым способствует удовлетворению их
потребностей в жилье и обеспечивает возможность иметь жилье в собственности,
владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с
другими лицами, в том числе на основе свободы выбора места жительства.
Финансовая поддержка со стороны государства позволяет гражданам, работающим и
проживающим в этих районах и местностях, решать проблему приобретения жилья в
регионах с благоприятными для проживания и трудовой деятельности условиями.
Таким образом, право граждан на получение жилищных субсидий за счет средств
федерального бюджета при переселении из районов Крайнего Севера и
приравненных к ним местностей в другие регионы России установлено
законодателем в конституционно значимых целях, связано с реализацией права на
жилище, права на вознаграждение за труд, права свободно передвигаться,
выбирать место жительства, а также имущественных прав (статья 37, часть 3;
статья 40; статья 27, часть 1; статья 35, части 1 и 2, Конституции Российской
Федерации) и, следовательно, подлежит государственной, в том числе судебной,
защите.
4. Федеральный законодатель, закрепляя право граждан на получение выплат
такого характера, как жилищная субсидия, и определяя условия его
возникновения, вправе, как следует из статей 71 (пункты «в», «е» и «з»), 37
(часть 3), 40 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, исходя из
признаваемых и защищаемых Конституцией Российской Федерации целей и
ценностей, вносить изменения в ранее установленные правила предоставления
жилищных субсидий. В частности, в связи с недостаточностью бюджетных средств,
выделяемых на переселение граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к
ним местностей и организацию строительства для них жилья на территории
Российской Федерации в районах с благоприятными природными и социально —
экономическими условиями жизни, а также необходимостью первоочередного
решения вопросов социальной поддержки особо нуждающихся граждан,
проработавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях более
длительное время, он может увеличить минимальную продолжительность стажа
работы (времени проживания) в указанных районах и местностях, дающего право
на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального
бюджета.
Вместе с тем при внесении подобных изменений в условия предоставления
жилищных субсидий должно быть обеспечено соблюдение положений Конституции
Российской Федерации, закрепляющих, что Россия является демократическим
правовым государством (статья 1, часть 1), в котором человек, его права и
свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и
свобод человека и гражданина — обязанность государства (статья 2); каждый
гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и
свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской
Федерации (статья 6, часть 2); права и свободы человека и гражданина являются
непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение
законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного
самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18); в Российской
Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и
свободы человека и гражданина (статья 55, часть 2), а ограничение прав и
свобод человека и гражданина федеральным законом допускается лишь в той мере,
в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя,
нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения
обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3).
По смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее
установленных условий предоставления жилищных субсидий, оказывающее
неблагоприятное воздействие на правовое положение лиц, нуждающихся в этих
субсидиях и рассчитывающих на их получение, должно осуществляться таким
образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и
действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности
правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в
действующую систему норм, а также предоставление гражданам в случае
необходимости возможности, в частности посредством установления временного
регулирования, в течение некоего разумного переходного периода адаптироваться
к вносимым изменениям, в том числе при решении вопроса о выборе места
жительства и работы.
Лица, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей до
вступления в силу Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам,
выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»,
принимая решение о переселении в другие регионы России и планируя свое
будущее, исходили из закрепленных в действовавших в тот период нормативных
правовых актах Правительства Российской Федерации и Федеральном законе от 17
августа 1996 года «О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего
Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году» условий предоставления
жилищных субсидий, в частности требования о наличии стажа работы в этих
районах и местностях не менее 10 лет. Они рассчитывали на добросовестное
выполнение государством своих публично — правовых обязательств и полагали,
что смогут реализовать право на получение жилищной субсидии за счет средств
федерального бюджета.
Предоставив гражданам, проработавшим не менее 10 лет в районах Крайнего
Севера и приравненных к ним местностях и нуждающимся по новому месту
жительства в улучшении жилищных условий, право на получение безвозмездной
субсидии на строительство или приобретение жилья и тем самым взяв на себя
определенные обязательства по поддержке таких граждан при перемене ими места
жительства, государство обязано обеспечить им равные правовые условия
реализации этого права — с соблюдением принципа равенства, закрепленного
статьей 19 Конституции Российской Федерации, который распространяется не
только на непосредственно упомянутые в тексте Конституции Российской
Федерации права и свободы, но и на связанные с ними другие права,
приобретаемые в том числе на основании закона.
Предписаниями части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона «О
жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и
приравненных к ним местностей» внесено изменение в условия предоставления
жилищных субсидий, касающиеся граждан, уже выполнивших ранее установленные
требования и исходя из них совершивших юридически значимые действия. По
существу, такого рода изменение означает отказ государства от выполнения в
конкретных правоотношениях своих обязательств, возникших из ранее
действовавшего регулирования и правоприменительных актов, которыми решался
вопрос о постановке гражданина на учет как нуждающегося в улучшении жилищных
условий, что не только подрывает доверие к действиям государства, к закону,
но и приводит к нарушению конституционного принципа равенства: часть граждан,
выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей после 1
января 1992 года, имеющих стаж работы (времени проживания) в этих районах и
местностях от 10 до 15 лет и поставленных по новому месту жительства на учет
по улучшению жилищных условий, смогли воспользоваться своим правом на
жилищную субсидию и получили ее, в то время как другая часть таких граждан,
которым субсидия до вступления в силу рассматриваемого Федерального закона по
не зависящим от них причинам выделена не была, неосновательно и несправедливо
были лишены права на ее получение.
Увеличение для этих граждан минимально необходимого стажа работы (времени
проживания) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях,
дающего право на получение жилищных субсидий, не согласуется, кроме того, с
требованиями статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку
такое увеличение, даже если оно и обусловлено недостаточностью финансовых
ресурсов, выделяемых на решение проблем переселения граждан из указанных
районов и местностей, не может служить адекватным правовым средством
обеспечения баланса между правами этих граждан и правомерными интересами
общества и государства.
Распространение предписания о минимальном 15-летнем стаже работы (времени
проживания) как условии приобретения права на получение жилищных субсидий на
лиц, которым такое право уже было предоставлено при наличии стажа работы не
менее 10 лет, и тем самым придание обратной силы закону, ухудшающему
положение граждан, означающее, по существу, отмену для этих лиц права на
получение жилищной субсидии, приобретенного ими в соответствии с ранее
действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях,
несовместимо и с требованиями, вытекающими из статей 1 (часть 1), 2, 18, 54
(часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации.
Исходя из изложенного и руководствуясь частями первой и второй статьи 71,
статьями 72, 75 и 100 Федерального конституционного закона «О Конституционном
Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации
постановил:
1. Признать не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям
1 (часть 1), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3), положения части первой
статьи 1 и статьи 2 Федерального закона от 25 июля 1998 года «О жилищных
субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к
ним местностей» в той части, в какой предусмотренное ими требование о наличии
минимального 15-летнего стажа работы (времени проживания) в районах Крайнего
Севера и приравненных к ним местностях, дающего право на получение жилищных
субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета,
распространяется на граждан, которые в соответствии с ранее действовавшим
законодательством приобрели такое право при наличии стажа работы в указанных
районах и местностях не менее 10 лет.
2. Согласно частям первой и второй статьи 79 Федерального конституционного
закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» настоящее Постановление
окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после
провозглашения.
3. В соответствии с частью второй статьи 100 Федерального конституционного
закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» дела граждан А.С. Стах и
Г.И. Хваловой, разрешенные на основании признанных неконституционными
положений Федерального закона от 25 июля 1998 года «О жилищных субсидиях
гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним
местностей», подлежат пересмотру компетентными органами в установленном
порядке.
4. Согласно статье 78 Федерального конституционного закона «О Конституционном
Суде Российской Федерации» настоящее Постановление подлежит незамедлительному
опубликованию в «Собрании законодательства Российской Федерации» и
«Российской газете». Постановление должно быть опубликовано также в «Вестнике
Конституционного Суда Российской Федерации».
Конституционный Суд
Российской Федерации