16:23:10
23 ноября 2024 г.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ №8-П от 2001-05-24

ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОЛОЖЕНИЙ
ЧАСТИ ПЕРВОЙ СТАТЬИ 1 И СТАТЬИ 2 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
«О ЖИЛИЩНЫХ СУБСИДИЯХ ГРАЖДАНАМ, ВЫЕЗЖАЮЩИМ ИЗ РАЙОНОВ
КРАЙНЕГО СЕВЕРА И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ МЕСТНОСТЕЙ»
В СВЯЗИ С ЖАЛОБАМИ ГРАЖДАН А.С. СТАХ И Г.И. ХВАКОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 мая 2001 г. N 8-П
ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОЛОЖЕНИЙ
ЧАСТИ ПЕРВОЙ СТАТЬИ 1 И СТАТЬИ 2 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
«О ЖИЛИЩНЫХ СУБСИДИЯХ ГРАЖДАНАМ, ВЫЕЗЖАЮЩИМ ИЗ РАЙОНОВ
КРАЙНЕГО СЕВЕРА И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ МЕСТНОСТЕЙ»
В СВЯЗИ С ЖАЛОБАМИ ГРАЖДАН А.С. СТАХ И Г.И. ХВАЛОВОЙ
Именем Российской Федерации
Конституционный Суд Российской Федерации в составе председательствующего Ю.М.
Данилова, судей М.В. Баглая, Г.А. Жилина, В.Д. Зорькина, В.О. Лучина, Н.В.
Селезнева, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой,
с участием постоянного представителя Государственной Думы в Конституционном
Суде Российской Федерации В.В. Лазарева и представителя Совета Федерации А.В.
Попова,
руководствуясь статьями 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации,
пунктом 3 части первой, частями второй и третьей статьи 3, пунктом 3 части
второй статьи 22, статьями 36, 96, 97 и 99 Федерального конституционного
закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»,
рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности положений
части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях
гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним
местностей».
Поводом к рассмотрению дела явились жалобы граждан А.С. Стах и Г.И. Хваловой
на нарушение их конституционных прав частью первой статьи 1 и статьей 2
Федерального закона от 25 июля 1998 года «О жилищных субсидиях гражданам,
выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в
вопросе о том, соответствуют ли Конституции Российской Федерации содержащиеся
в них положения, примененные в делах заявителей.
Поскольку жалобы граждан А.С. Стах и Г.И. Хваловой касаются одного и того же
предмета, Конституционный Суд Российской Федерации, руководствуясь статьей 48
Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской
Федерации», соединил дела по этим жалобам в одном производстве.
Заслушав сообщение судьи — докладчика О.С. Хохряковой, объяснения
представителей стороны, принявшей оспариваемый акт, выступление приглашенного
в заседание полномочного представителя Правительства Российской Федерации в
Конституционном Суде Российской Федерации М.Ю. Барщевского, исследовав
имеющиеся документы и иные материалы, Конституционный Суд Российской
Федерации
установил:
1. Федеральный закон от 25 июля 1998 года «О жилищных субсидиях гражданам,
выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»
предусматривает, что правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых
за счет средств федерального бюджета, обладают граждане, имеющие стаж работы
или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не
менее 15 лет и не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации (часть
первая статьи 1); средства федерального бюджета, предусмотренные на
предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего
Севера и приравненных в ним местностей, в объеме до 5 процентов используются
на предоставление жилищных субсидий гражданам, выехавшим из указанных районов
и местностей не ранее 1 января 1992 года, нуждающимся в улучшении жилищных
условий по новому месту жительства и имеющим в соответствии с данным
Федеральным законом право на получение таких субсидий (статья 2).
Нормативные правовые акты, действовавшие до вступления в силу названного
Федерального закона, предоставляли право на получение за счет средств
федерального бюджета безвозмездных субсидий на строительство или приобретение
жилья лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и местностях,
приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 10 лет и состоящим на учете
по улучшению жилищных условий (абзац четвертый пункта 5 Положения о
предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении
жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение
жилья, утвержденного Постановлением Совета Министров — Правительства
Российской Федерации от 10 декабря 1993 года N 1278; абзац третий пункта 3
Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в
улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или
приобретение жилья, утвержденного Постановлением Правительства Российской
Федерации от 3 августа 1996 года N 937; часть 2 статьи 5 Федерального закона
от 17 августа 1996 года «О распределении жилищных субсидий между районами
Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году»).
На основании указанных положений гражданка Г.И. Хвалова, проработавшая в
районах Крайнего Севера 12 лет и 6 месяцев и выехавшая в 1996 году на
постоянное жительство в город Пермь, где была поставлена на учет как
нуждающаяся в улучшении жилищных условий, в сентябре того же года обратилась
с заявлением о выделении ей жилищной субсидии, предоставляемой за счет
средств федерального бюджета, поскольку имела необходимый стаж работы для ее
получения. Однако в связи с тем, что средства из федерального бюджета в 1996
— 1998 годах на эти цели в Пермскую область не поступали, субсидия Г.И.
Хваловой предоставлена не была, а в декабре 1998 года администрация
Дзержинского района города Перми сообщила ей о том, что в соответствии со
вступившим в силу Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам,
выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» права
на получение субсидии она не имеет, поскольку стаж ее работы в районах
Крайнего Севера составляет менее 15 лет. Государственный Комитет Российской
Федерации по делам Севера в своем ответе на обращение Г.И. Хваловой также
подтвердил, что право на государственную поддержку при строительстве или
приобретении жилья таких, как она, граждан, выехавших из районов Крайнего
Севера и приравненных к ним местностей, регламентируется названным
Федеральным законом, установившим, что для получения жилищной субсидии
необходимо иметь не менее 15 лет северного стажа и выехать в другие районы
страны не ранее 1 января 1992 года.
По той же причине в марте 1999 года Министерство региональной политики
Российской Федерации исключило из представленных Администрацией Волгоградской
области списков граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к
ним местностей на постоянное жительство в Волгоградскую область, нуждающихся в
улучшении жилищных условий и имеющих право на получение жилищных субсидий за
счет средств федерального бюджета, гражданку А.С. Стах (имеющую стаж работы в
районах Крайнего Севера более 13 лет), которая в апреле 1998 года
администрацией города Волгограда была поставлена на учет для получения такой
субсидии.
В своих жалобах в Конституционный Суд Российской Федерации граждане А.С. Стах
и Г.И. Хвалова утверждают, что положения части первой статьи 1 и статьи 2
Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов
Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», изменившие условия
предоставления жилищных субсидий гражданам, выехавшим из районов Крайнего
Севера и приравненных к ним местностей до вступления данного Федерального
закона в силу, в результате чего они лишились права на получение полагающейся
им жилищной субсидии, противоречат статьям 7 (часть 1), 19 (части 1 и 2), 40 и
55 (часть 2) Конституции Российской Федерации.
В соответствии со статьями 74, 96 и 97 Федерального конституционного закона
«О Конституционном Суде Российской Федерации» Конституционный Суд Российской
Федерации проверяет по жалобам граждан на нарушение конституционных прав и
свобод конституционность закона или отдельных его положений, являющихся
предметом обращения, лишь в той части, в какой они были применены в деле
заявителя и затрагивают его права и свободы. Следовательно, предметом
рассмотрения по настоящему делу являются положения части первой статьи 1 и
статьи 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из
районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в части,
регламентирующей требования к стажу работы (времени проживания) в районах
Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающему право на получение
жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета,
гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992
года и поставленным по новому месту жительства на учет как нуждающиеся в
улучшении жилищных условий.
2. Рассматриваемый Федеральный закон, как следует из его названия и
преамбулы, регулирует условия предоставления, порядок получения и размер
жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета
гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и
приравненных к ним местностей. Вместе с тем его статьей 2 установлено, что до
5 процентов предусмотренных на эти цели средств федерального бюджета
используется на предоставление жилищных субсидий гражданам, выехавшим из
указанных районов и местностей. Определяя объем средств, которые должны
расходоваться на жилищные субсидии гражданам названной категории, статья 2
закрепляет и ряд условий: субсидии предоставляются тем, кто выехал из районов
Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года,
нуждается в улучшении жилищных условий по новому месту жительства и имеет в
соответствии с данным Федеральным законом право на получение жилищных
субсидий.
Этим правом, согласно части первой статьи 1 Федерального закона «О жилищных
субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к
ним местностей», обладают граждане, стаж работы или время проживания которых
в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях составляет не менее
15 лет и которые не имеют жилья в других регионах Российской Федерации.
Следовательно, по смыслу статьи 2, установленная частью первой статьи 1
минимальная длительность стажа работы (времени проживания) как одно из
условий выделения жилищной субсидии относится ко всем гражданам, выехавшим из
районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992
года, в том числе к тем, кто на момент вступления в силу данного Федерального
закона уже состояли на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Об этом свидетельствуют и его статья 6, содержащая шкалу стажа работы
(времени проживания) в указанных районах и местностях, по которой
определяется размер предоставляемой гражданину жилищной субсидии, а также
подпункт «д» пункта 7 Положения о предоставлении гражданам Российской
Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии
на строительство или приобретение жилья, утвержденного Постановлением
Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 года N 937 (в редакции
Постановления Правительства Российской Федерации от 4 декабря 1998 года N
1431), предусматривающий, что для граждан, выезжающих или выехавших не ранее
1 января 1992 года из районов Крайнего Севера и приравненных к ним
местностей, размер предоставляемой субсидии определяется названным
Федеральным законом.
Исходя из такой сферы действия Федерального закона «О жилищных субсидиях
гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним
местностей» по кругу лиц, в нем был решен и вопрос о распределении по
субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета, предусмотренных
статьей 26 Федерального закона «О федеральном бюджете на 1998 год» на
жилищные субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и
приравненных к ним местностей (статьи 3 и 11). В последующие годы
распределение выделенных на эти цели средств федерального бюджета также
осуществлялось с учетом предписаний рассматриваемого Федерального закона,
устанавливающих условия и порядок получения жилищных субсидий (например,
статья 77 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2000 год» и статья 67
Федерального закона «О федеральном бюджете на 2001 год»).
Сложившаяся правоприменительная практика также свидетельствует о том, что
органы исполнительной власти, уполномоченные принимать решения о
предоставлении жилищных субсидий, исходят из обязательности минимального
15-летнего стажа работы (времени проживания) для всех претендующих на
получение жилищных субсидий граждан, включая тех, кто выехал из районов
Крайнего Севера и приравненных к ним местностей до вступления Федерального
закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера
и приравненных к ним местностей» в силу. Как следует из представленных
материалов, именно такое понимание оспариваемых положений органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых
проживают заявители, а также Министерством регионального развития Российской
Федерации, Государственным Комитетом Российской Федерации по делам Севера и
Министерством экономики Российской Федерации послужило основанием к отказу в
удовлетворении их требований.
Таким образом, граждане, стаж работы (время проживания) которых в районах
Крайнего Севера и приравненных к ним местностях составляет от 10 до 15 лет,
выехавшие из этих районов и местностей в другие регионы России не ранее 1
января 1992 года и поставленные по новому месту жительства на учет как
нуждающиеся в улучшении жилищных условий, в силу предписаний части первой
статьи 1 и статьи 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам,
выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»
утратили право на получение таких жилищных субсидий.
3. Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на
жилище (часть 1); органы государственной власти и местного самоуправления
поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на
жилище (часть 2); малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся
в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из
государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными
законом нормами (часть 3). Из этого вытекает обязанность государства
способствовать реализации гражданами права на жилище. Оказание государством
помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных
условий, посредством выделения им безвозмездных жилищных субсидий за счет
средств федерального бюджета отвечает провозглашенным статьей 7 (часть 1)
Конституции Российской Федерации целям Российской Федерации как социального
государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих
достойную жизнь и свободное развитие человека.
По смыслу названных положений Конституции Российской Федерации во взаимосвязи
с ее статьей 37 (части 1 и 3), которая, гарантируя свободу труда, право
свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род
деятельности и профессию, закрепляет право каждого на вознаграждение за труд
без какой бы то ни было дискриминации, законодатель, регулируя труд лиц,
работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним
местностях, вправе предусмотреть для них соответствующие государственные
гарантии и компенсации, в том числе гарантии предоставления жилья для тех
граждан, которые, проработав длительное время в указанных районах и
местностях, уезжают в другие регионы России, где они не имеют жилья или
нуждаются в улучшении жилищных условий.
Установление для граждан повышенных гарантий и компенсаций в связи с работой
и проживанием в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях — как
направленное на обеспечение справедливого вознаграждения за труд в
экстремальных природно — климатических условиях — не противоречит принципу
равенства, закрепленному статьей 19 Конституции Российской Федерации.
Предоставляя гражданам, имеющим длительный стаж работы в районах Крайнего
Севера и приравненных к ним местностях, право на получение безвозмездных
жилищных субсидий, государство тем самым способствует удовлетворению их
потребностей в жилье и обеспечивает возможность иметь жилье в собственности,
владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с
другими лицами, в том числе на основе свободы выбора места жительства.
Финансовая поддержка со стороны государства позволяет гражданам, работающим и
проживающим в этих районах и местностях, решать проблему приобретения жилья в
регионах с благоприятными для проживания и трудовой деятельности условиями.
Таким образом, право граждан на получение жилищных субсидий за счет средств
федерального бюджета при переселении из районов Крайнего Севера и
приравненных к ним местностей в другие регионы России установлено
законодателем в конституционно значимых целях, связано с реализацией права на
жилище, права на вознаграждение за труд, права свободно передвигаться,
выбирать место жительства, а также имущественных прав (статья 37, часть 3;
статья 40; статья 27, часть 1; статья 35, части 1 и 2, Конституции Российской
Федерации) и, следовательно, подлежит государственной, в том числе судебной,
защите.
4. Федеральный законодатель, закрепляя право граждан на получение выплат
такого характера, как жилищная субсидия, и определяя условия его
возникновения, вправе, как следует из статей 71 (пункты «в», «е» и «з»), 37
(часть 3), 40 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, исходя из
признаваемых и защищаемых Конституцией Российской Федерации целей и
ценностей, вносить изменения в ранее установленные правила предоставления
жилищных субсидий. В частности, в связи с недостаточностью бюджетных средств,
выделяемых на переселение граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к
ним местностей и организацию строительства для них жилья на территории
Российской Федерации в районах с благоприятными природными и социально —
экономическими условиями жизни, а также необходимостью первоочередного
решения вопросов социальной поддержки особо нуждающихся граждан,
проработавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях более
длительное время, он может увеличить минимальную продолжительность стажа
работы (времени проживания) в указанных районах и местностях, дающего право
на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального
бюджета.
Вместе с тем при внесении подобных изменений в условия предоставления
жилищных субсидий должно быть обеспечено соблюдение положений Конституции
Российской Федерации, закрепляющих, что Россия является демократическим
правовым государством (статья 1, часть 1), в котором человек, его права и
свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и
свобод человека и гражданина — обязанность государства (статья 2); каждый
гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и
свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской
Федерации (статья 6, часть 2); права и свободы человека и гражданина являются
непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение
законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного
самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18); в Российской
Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и
свободы человека и гражданина (статья 55, часть 2), а ограничение прав и
свобод человека и гражданина федеральным законом допускается лишь в той мере,
в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя,
нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения
обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3).
По смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее
установленных условий предоставления жилищных субсидий, оказывающее
неблагоприятное воздействие на правовое положение лиц, нуждающихся в этих
субсидиях и рассчитывающих на их получение, должно осуществляться таким
образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и
действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности
правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в
действующую систему норм, а также предоставление гражданам в случае
необходимости возможности, в частности посредством установления временного
регулирования, в течение некоего разумного переходного периода адаптироваться
к вносимым изменениям, в том числе при решении вопроса о выборе места
жительства и работы.
Лица, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей до
вступления в силу Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам,
выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»,
принимая решение о переселении в другие регионы России и планируя свое
будущее, исходили из закрепленных в действовавших в тот период нормативных
правовых актах Правительства Российской Федерации и Федеральном законе от 17
августа 1996 года «О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего
Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году» условий предоставления
жилищных субсидий, в частности требования о наличии стажа работы в этих
районах и местностях не менее 10 лет. Они рассчитывали на добросовестное
выполнение государством своих публично — правовых обязательств и полагали,
что смогут реализовать право на получение жилищной субсидии за счет средств
федерального бюджета.
Предоставив гражданам, проработавшим не менее 10 лет в районах Крайнего
Севера и приравненных к ним местностях и нуждающимся по новому месту
жительства в улучшении жилищных условий, право на получение безвозмездной
субсидии на строительство или приобретение жилья и тем самым взяв на себя
определенные обязательства по поддержке таких граждан при перемене ими места
жительства, государство обязано обеспечить им равные правовые условия
реализации этого права — с соблюдением принципа равенства, закрепленного
статьей 19 Конституции Российской Федерации, который распространяется не
только на непосредственно упомянутые в тексте Конституции Российской
Федерации права и свободы, но и на связанные с ними другие права,
приобретаемые в том числе на основании закона.
Предписаниями части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона «О
жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и
приравненных к ним местностей» внесено изменение в условия предоставления
жилищных субсидий, касающиеся граждан, уже выполнивших ранее установленные
требования и исходя из них совершивших юридически значимые действия. По
существу, такого рода изменение означает отказ государства от выполнения в
конкретных правоотношениях своих обязательств, возникших из ранее
действовавшего регулирования и правоприменительных актов, которыми решался
вопрос о постановке гражданина на учет как нуждающегося в улучшении жилищных
условий, что не только подрывает доверие к действиям государства, к закону,
но и приводит к нарушению конституционного принципа равенства: часть граждан,
выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей после 1
января 1992 года, имеющих стаж работы (времени проживания) в этих районах и
местностях от 10 до 15 лет и поставленных по новому месту жительства на учет
по улучшению жилищных условий, смогли воспользоваться своим правом на
жилищную субсидию и получили ее, в то время как другая часть таких граждан,
которым субсидия до вступления в силу рассматриваемого Федерального закона по
не зависящим от них причинам выделена не была, неосновательно и несправедливо
были лишены права на ее получение.
Увеличение для этих граждан минимально необходимого стажа работы (времени
проживания) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях,
дающего право на получение жилищных субсидий, не согласуется, кроме того, с
требованиями статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку
такое увеличение, даже если оно и обусловлено недостаточностью финансовых
ресурсов, выделяемых на решение проблем переселения граждан из указанных
районов и местностей, не может служить адекватным правовым средством
обеспечения баланса между правами этих граждан и правомерными интересами
общества и государства.
Распространение предписания о минимальном 15-летнем стаже работы (времени
проживания) как условии приобретения права на получение жилищных субсидий на
лиц, которым такое право уже было предоставлено при наличии стажа работы не
менее 10 лет, и тем самым придание обратной силы закону, ухудшающему
положение граждан, означающее, по существу, отмену для этих лиц права на
получение жилищной субсидии, приобретенного ими в соответствии с ранее
действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях,
несовместимо и с требованиями, вытекающими из статей 1 (часть 1), 2, 18, 54
(часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации.
Исходя из изложенного и руководствуясь частями первой и второй статьи 71,
статьями 72, 75 и 100 Федерального конституционного закона «О Конституционном
Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации
постановил:
1. Признать не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям
1 (часть 1), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3), положения части первой
статьи 1 и статьи 2 Федерального закона от 25 июля 1998 года «О жилищных
субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к
ним местностей» в той части, в какой предусмотренное ими требование о наличии
минимального 15-летнего стажа работы (времени проживания) в районах Крайнего
Севера и приравненных к ним местностях, дающего право на получение жилищных
субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета,
распространяется на граждан, которые в соответствии с ранее действовавшим
законодательством приобрели такое право при наличии стажа работы в указанных
районах и местностях не менее 10 лет.
2. Согласно частям первой и второй статьи 79 Федерального конституционного
закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» настоящее Постановление
окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после
провозглашения.
3. В соответствии с частью второй статьи 100 Федерального конституционного
закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» дела граждан А.С. Стах и
Г.И. Хваловой, разрешенные на основании признанных неконституционными
положений Федерального закона от 25 июля 1998 года «О жилищных субсидиях
гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним
местностей», подлежат пересмотру компетентными органами в установленном
порядке.
4. Согласно статье 78 Федерального конституционного закона «О Конституционном
Суде Российской Федерации» настоящее Постановление подлежит незамедлительному
опубликованию в «Собрании законодательства Российской Федерации» и
«Российской газете». Постановление должно быть опубликовано также в «Вестнике
Конституционного Суда Российской Федерации».
Конституционный Суд
Российской Федерации

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация