19:45:18
9 ноября 2024 г.

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ №ВКПИ 03-100 от 2003-11-21

ОБ ОТКАЗЕ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ ЧАСТИЧНО НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ ПРАВИЛ, УТВЕРЖДЕННЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 06.09.1998 N 1054ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 21 ноября 2003 г. N ВКПИ 03-100
Именем Российской Федерации
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего — судьи
Верховного Суда Российской Федерации
генерал-майора юстиции Хомчика В.В.,
при секретаре —
старшем лейтенанте юстиции Ушаковой М.В.,
с участием старшего военного
прокурора отдела
Главной военной прокуратуры
полковника юстиции Грубого И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению
гражданина Бовды Станислава Николаевича о признании недействующими норм
«Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и
граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах
внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении
жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», утвержденных
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N
1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы,
и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в
органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении
жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» (в ред.
Постановления Правительства РФ от 08.08.2003 N 475),
установила:
Бовда С.Н. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в
котором оспаривает указанные выше Правила в части, касающейся предоставления
жилья гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, в порядке
общей очереди.
При этом заявитель указывает, что нормы обжалуемого нормативно-правового акта
противоречат п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»,
поскольку лишают граждан, уволенных со службы, права на обеспечение жилым
помещением в установленный Законом трехмесячный срок.
Кроме того, заявитель считает, что в указанной части Правила противоречат и
положениям Закона о запрещении увольнения со службы военнослужащих до
предоставления жилой площади.
Бовда указывает, что на основании оспариваемых им норм администрация г. Перми
отказала ему в предоставлении жилого помещения в установленный Законом срок, в
связи с чем после увольнения в 1999 году он вынужден проживать на служебной
жилой площади.
Заявитель просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель Правительства Российской Федерации Министерство труда и
социального развития Российской Федерации в отзыве на заявление Бовды С.Н.
возражало против удовлетворения заявления. В отзыве указывается, что
Постановление Правительства РФ N 1054 от 6 сентября 1998 года издано в
соответствии с требованиями ЖК РСФСР, Федеральным законом «Об основах
федеральной жилищной политики» и Федеральным законом «О статусе
военнослужащих». Поскольку указанное Постановление Правительства РФ
регулирует порядок постановки на учет военнослужащих, уволенных с военной
службы, и очередность предоставления жилья только данной конкретной категории
лиц, то оно не противоречат указанным Федеральным законам.
Исследовав материалы дела и заслушав заключение старшего военного прокурора
отдела Главной военной прокуратуры полковника юстиции Грубого И.А.,
полагавшего необходимым в удовлетворении заявления отказать, Военная коллегия
Верховного Суда РФ находит заявление Бовды С.Н. не подлежащим удовлетворению
по следующим основаниям.
В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»
военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и
более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста
пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с
организационно-штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места
жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное
место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми
помещениями по установленным нормам, в том числе за счет государственных
жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых
средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников
финансирования.
Статьей 13 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» от 24 декабря
1992 года N 4218-1 установлено, что порядок и условия предоставления жилого
помещения по договору найма гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных
условий, определяют органы государственной власти и управления Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации в соответствии с существующей
очередью на улучшение жилищных условий, а также с учетом льгот по
предоставлению жилых помещений, установленных органами государственной власти
и управления Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации
(в ред. Федерального закона от 21.04.1997 N 68-ФЗ).
Согласно ст. 33 ЖК РСФСР жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим
на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности,
исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых
помещений. Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное
предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки.
На основании указанных норм Закона Правительство Российской Федерации,
принимая соответствующее постановление, утвердило Правила учета
военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных
с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел,
нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в
избранном постоянном месте жительства.
Пунктом 24 Правил предусмотрено, что из поставленных на очередь
военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, органом местного
самоуправления составляется единый список очередников на получение
(приобретение) жилья.
Согласно пункту 28 Правил жилье предоставляется гражданам, уволенным с
военной службы, и членам их семей, состоящим на учете, в порядке общей
очереди.
29 пунктом Правил предусмотрено, что граждане, уволенные с военной службы,
вправе получить по желанию в порядке общей очереди государственные жилищные
сертификаты или безвозмездную финансовую помощь (субсидию) на строительство
или покупку жилья в размере и порядке, определенных законодательством
Российской Федерации.
Таким образом, заявитель не указал в заявлении конкретных норм оспариваемого
нормативно-правового акта, однако фактически оспаривает положения пунктов 24,
28 и 29 указанных Правил.
Вопреки утверждению заявителя, данные нормы не противоречат Федеральному
закону «О статусе военнослужащих» в части установления трехмесячного срока, в
течение которого данная категория граждан должна быть обеспечена жильем,
поскольку очередь формируется из граждан, обладающих равными правами
предоставления жилой площади на льготных основаниях.
В случае предоставления конкретному гражданину жилья без учета даты
постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий будет нарушен
общий принцип предоставления жилья в соответствии с существующей очередью на
улучшение жилищных условий, установленный Законом РФ «Об основах федеральной
жилищной политики» и ЖК РСФСР.
В силу статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих»
военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10
лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам,
установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы
по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе,
состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без
предоставления им жилых помещений.
Оспариваемые заявителем нормы не противоречат Закону и в указанной части,
поскольку регулируют вопросы обеспечения жильем данной категории граждан
органами местного самоуправления в избранном постоянном месте жительства, а
не по последнему месту военной службы за счет государственного или
муниципального жилищного фонда, закрепляемого за Министерством обороны
Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в
котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
Более того, в указанной статье Закона законодатель прямо предусмотрел, что
при желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту
увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по
избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктами
13 и 14 статьи 15 настоящего Федерального закона, то есть от органов местного
самоуправления.
На основании изложенного Военная коллегия приходит к выводу, что по указанным
в заявлении Бовды С.Н. основаниям оспариваемые им нормы Правил недействующими
признаны быть не могут.
Руководствуясь ст. ст. 194 — 199, 252 и 253 ГПК РФ, Военная коллегия
Верховного Суда РФ
решила:
Бовде Станиславу Николаевичу в признании недействующими «Правил учета
военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных
с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел,
нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в
избранном постоянном месте жительства», утвержденных Постановлением
Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054 «О порядке
учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан,
уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах
внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении
жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» (в ред.
Постановления Правительства РФ от 08.08.2003 N 475), в части, устанавливающей
очередность предоставления жилья, отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда
Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.ХОМЧИК

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация