РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ №ВКПИ 03-100 от 2003-11-21
ОБ ОТКАЗЕ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ ЧАСТИЧНО НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ ПРАВИЛ, УТВЕРЖДЕННЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 06.09.1998 N 1054ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 21 ноября 2003 г. N ВКПИ 03-100
Именем Российской Федерации
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего — судьи
Верховного Суда Российской Федерации
генерал-майора юстиции Хомчика В.В.,
при секретаре —
старшем лейтенанте юстиции Ушаковой М.В.,
с участием старшего военного
прокурора отдела
Главной военной прокуратуры
полковника юстиции Грубого И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению
гражданина Бовды Станислава Николаевича о признании недействующими норм
«Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и
граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах
внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении
жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», утвержденных
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N
1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы,
и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в
органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении
жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» (в ред.
Постановления Правительства РФ от 08.08.2003 N 475),
установила:
Бовда С.Н. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в
котором оспаривает указанные выше Правила в части, касающейся предоставления
жилья гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, в порядке
общей очереди.
При этом заявитель указывает, что нормы обжалуемого нормативно-правового акта
противоречат п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»,
поскольку лишают граждан, уволенных со службы, права на обеспечение жилым
помещением в установленный Законом трехмесячный срок.
Кроме того, заявитель считает, что в указанной части Правила противоречат и
положениям Закона о запрещении увольнения со службы военнослужащих до
предоставления жилой площади.
Бовда указывает, что на основании оспариваемых им норм администрация г. Перми
отказала ему в предоставлении жилого помещения в установленный Законом срок, в
связи с чем после увольнения в 1999 году он вынужден проживать на служебной
жилой площади.
Заявитель просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель Правительства Российской Федерации Министерство труда и
социального развития Российской Федерации в отзыве на заявление Бовды С.Н.
возражало против удовлетворения заявления. В отзыве указывается, что
Постановление Правительства РФ N 1054 от 6 сентября 1998 года издано в
соответствии с требованиями ЖК РСФСР, Федеральным законом «Об основах
федеральной жилищной политики» и Федеральным законом «О статусе
военнослужащих». Поскольку указанное Постановление Правительства РФ
регулирует порядок постановки на учет военнослужащих, уволенных с военной
службы, и очередность предоставления жилья только данной конкретной категории
лиц, то оно не противоречат указанным Федеральным законам.
Исследовав материалы дела и заслушав заключение старшего военного прокурора
отдела Главной военной прокуратуры полковника юстиции Грубого И.А.,
полагавшего необходимым в удовлетворении заявления отказать, Военная коллегия
Верховного Суда РФ находит заявление Бовды С.Н. не подлежащим удовлетворению
по следующим основаниям.
В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»
военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и
более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста
пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с
организационно-штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места
жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное
место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми
помещениями по установленным нормам, в том числе за счет государственных
жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых
средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников
финансирования.
Статьей 13 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» от 24 декабря
1992 года N 4218-1 установлено, что порядок и условия предоставления жилого
помещения по договору найма гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных
условий, определяют органы государственной власти и управления Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации в соответствии с существующей
очередью на улучшение жилищных условий, а также с учетом льгот по
предоставлению жилых помещений, установленных органами государственной власти
и управления Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации
(в ред. Федерального закона от 21.04.1997 N 68-ФЗ).
Согласно ст. 33 ЖК РСФСР жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим
на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности,
исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых
помещений. Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное
предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки.
На основании указанных норм Закона Правительство Российской Федерации,
принимая соответствующее постановление, утвердило Правила учета
военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных
с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел,
нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в
избранном постоянном месте жительства.
Пунктом 24 Правил предусмотрено, что из поставленных на очередь
военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, органом местного
самоуправления составляется единый список очередников на получение
(приобретение) жилья.
Согласно пункту 28 Правил жилье предоставляется гражданам, уволенным с
военной службы, и членам их семей, состоящим на учете, в порядке общей
очереди.
29 пунктом Правил предусмотрено, что граждане, уволенные с военной службы,
вправе получить по желанию в порядке общей очереди государственные жилищные
сертификаты или безвозмездную финансовую помощь (субсидию) на строительство
или покупку жилья в размере и порядке, определенных законодательством
Российской Федерации.
Таким образом, заявитель не указал в заявлении конкретных норм оспариваемого
нормативно-правового акта, однако фактически оспаривает положения пунктов 24,
28 и 29 указанных Правил.
Вопреки утверждению заявителя, данные нормы не противоречат Федеральному
закону «О статусе военнослужащих» в части установления трехмесячного срока, в
течение которого данная категория граждан должна быть обеспечена жильем,
поскольку очередь формируется из граждан, обладающих равными правами
предоставления жилой площади на льготных основаниях.
В случае предоставления конкретному гражданину жилья без учета даты
постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий будет нарушен
общий принцип предоставления жилья в соответствии с существующей очередью на
улучшение жилищных условий, установленный Законом РФ «Об основах федеральной
жилищной политики» и ЖК РСФСР.
В силу статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих»
военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10
лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам,
установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы
по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе,
состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без
предоставления им жилых помещений.
Оспариваемые заявителем нормы не противоречат Закону и в указанной части,
поскольку регулируют вопросы обеспечения жильем данной категории граждан
органами местного самоуправления в избранном постоянном месте жительства, а
не по последнему месту военной службы за счет государственного или
муниципального жилищного фонда, закрепляемого за Министерством обороны
Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в
котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
Более того, в указанной статье Закона законодатель прямо предусмотрел, что
при желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту
увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по
избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктами
13 и 14 статьи 15 настоящего Федерального закона, то есть от органов местного
самоуправления.
На основании изложенного Военная коллегия приходит к выводу, что по указанным
в заявлении Бовды С.Н. основаниям оспариваемые им нормы Правил недействующими
признаны быть не могут.
Руководствуясь ст. ст. 194 — 199, 252 и 253 ГПК РФ, Военная коллегия
Верховного Суда РФ
решила:
Бовде Станиславу Николаевичу в признании недействующими «Правил учета
военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных
с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел,
нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в
избранном постоянном месте жительства», утвержденных Постановлением
Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054 «О порядке
учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан,
уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах
внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении
жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» (в ред.
Постановления Правительства РФ от 08.08.2003 N 475), в части, устанавливающей
очередность предоставления жилья, отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда
Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.ХОМЧИК