23:26:35
22 ноября 2024 г.

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ №ВКПИ 04-7 от 2004-02-13

ОБ ОТКАЗЕ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ ЧАСТИЧНО НЕЗАКОННЫМ ПУНКТА 40 ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УТВЕРЖДЕННОЙ ПРИКАЗОМ МИНИСТРА ОБОРОНЫ РФ ОТ 15.02.2000 N 80ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 13 февраля 2004 г. N ВКПИ 04-7
Именем Российской Федерации
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего — судьи
Верховного Суда
Российской Федерации Коронца А.Н.,
при секретаре Красовском А.А.,
с участием заявителя Денисовой Л.В.
и ее представителя Смирнова Н.В.,
помощника Главного военного прокурора
полковника юстиции Лисовицкого С.П.,
представителя Министра обороны
Российской Федерации
капитана юстиции Тупикина С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Денисовой
Ларисы Владимировны о признании незаконным п. 40 Инструкции о порядке
обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации,
утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации «О порядке
обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации» от
15 февраля 2000 года N 80, в части, устанавливающей, что ордер на заселение
жилого помещения КЭЧ района выдает непосредственно военнослужащему,
установила:
Денисова обратилась в Верховный Суд Российской Федерации, считая, что п. 40
Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах
Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской
Федерации «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах
Российской Федерации» от 15 февраля 2000 года N 80, в части ограничения права
членов семьи военнослужащего на получение ордера на жилое помещение
противоречит Жилищному кодексу РСФСР и Федеральному закону «О статусе
военнослужащих», а также нарушает ее жилищные права.
В судебном заседании заявитель Денисова Л.В. и ее представитель Смирнов Н.В.
требования заявителя поддержали и пояснили, что Приказ Министра обороны РФ от
15 февраля 2000 года N 80 в оспариваемой части противоречит требованиям ст. 47
ЖК РСФСР, ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», а также
лишает заявителя права на получение ордера на жилое помещение, выделенное
жилищной комиссией воинской части еще до расторжения ее брака с
военнослужащим.
Представитель Министра обороны Российской Федерации капитан юстиции Тупикин
С.В. требования заявителя не признал и просил отказать в его удовлетворении,
пояснив при этом, что Приказ Министра обороны Российской Федерации «О порядке
обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации» от 15
февраля 2000 года N 80 издан в соответствии с полномочиями, предоставленными
Министру обороны статьей 13 Закона Российской Федерации «Об основах
федеральной жилищной политики» от 24 декабря 1992 года N 4218-1, пунктом 1
Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом
Президента Российской Федерации «Вопросы Министерства обороны Российской
Федерации и Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации» от 11
ноября 1998 года N 1357, частью второй статьи первой Указа Президента
Российской Федерации «О системе федеральных органов исполнительной власти» от
14 августа 1996 года N 1176 и пунктами 49, 50 Постановления Совета Министров
РСФСР «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и
предоставления жилых помещений в РСФСР» от 31 июля 1984 года N 335.
В соответствии с названными нормативными правовыми актами Министр обороны
Российской Федерации вправе издавать нормативные акты, определяющие порядок и
условия предоставления жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»
жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными
законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации,
предоставляются военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их
семей.
Согласно ст. 47 ЖК РСФСР ордер является единственным законным основанием для
вселения в жилое помещение.
В соответствии с п. п. 49 и 59 Постановления Совета Министров РСФСР «О
порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и
предоставления жилых помещений в РСФСР» от 31 июля 1984 года ордер выдается
непосредственно гражданину, которому предоставляется жилое помещение, или, в
исключительных случаях, другому лицу по доверенности, удостоверенной в
установленном порядке. Выдача ордера может быть приостановлена в случае,
когда фактический состав семьи не соответствует указанному в решении о
предоставлении жилого помещения.
Указанное нормативное положение содержится также в п. 40 Инструкции о порядке
обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Выслушав объяснения заявителя и его представителя, представителя Министра
обороны Российской Федерации, исследовав обстоятельства дела и заслушав
заключение помощника Главного военного прокурора полковника юстиции
Лисовицкого С.П., полагавшего необходимым заявление Денисовой Л.В. оставить
без удовлетворения, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
приходит к следующим выводам.
Согласно п. 40 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в
Вооруженных Силах Российской Федерации после оформления в установленном
порядке ордеров на заселение жилого помещения КЭЧ района выдает ордер
непосредственно военнослужащему (лицу гражданского персонала Вооруженных
Сил), которому предоставляется жилое помещение, а в исключительных случаях по
доверенности передает их под расписку представителям воинских частей для
вручения лицам, которым предоставляется жилое помещение.
В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации,
утвержденным Указом Президента Российской Федерации «Вопросы Министерства
обороны Российской Федерации и Генерального штаба Вооруженных Сил Российской
Федерации» от 11 ноября 1998 года N 1357, ч. 2 ст. 1 Указа Президента
Российской Федерации «О системе федеральных органов исполнительной власти» от
14 августа 1996 года N 1176, Министерство обороны Российской Федерации
является федеральным органом исполнительной власти, проводящим
государственную политику и осуществляющим государственное управление в
области обороны.
Согласно ст. 13 Закона Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной
политики» порядок и условия предоставления жилого помещения по договору найма
гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, определяют органы
государственной власти и управления Российской Федерации, субъектов
Российской Федерации в соответствии с существующей очередью на улучшение
жилищных условий, а также с учетом льгот по предоставлению жилых помещений,
установленных органами государственной власти и управления Российской
Федерации и республик в составе Российской Федерации.
В ст. 3 Закона Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной
политики» определена обязанность органов государственной власти и управления
обеспечивать порядок распределения и предоставления гражданам жилых помещений
по договору найма.
В соответствии с п. 1 и пп. 21 п. 7 Положения о Министерстве обороны
Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от
11 ноября 1998 года N 1357, Министерство обороны Российской Федерации является
федеральным органом исполнительной власти, одной из функций которого является
осуществление расквартирования войск и управление жилищным фондом,
закрепляемым за данным Министерством. В пп. 36 п. 11 указанного Положения
Министру обороны предоставлено право издавать приказы и иные нормативные
правовые акты, касающиеся вопросов, отнесенных к ведению Министерства
обороны.
В соответствии с ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса РСФСР порядок учета граждан,
нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также определение очередности
предоставления гражданам жилых помещений устанавливаются данным Кодексом и
другим законодательством Российской Федерации.
Приведенные нормы свидетельствуют о наличии у Министра обороны права издавать
нормативные акты, определяющие порядок и условия предоставления жилых
помещений, закрепленных за Министерством обороны, включая регламентирование
вопросов, связанных с выдачей ордеров на эти жилые помещения.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»
военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно
проживающим с ними членам их семей предоставляются жилые помещения по нормам
и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую
площадь за счет государственного или муниципального жилищного фонда,
закрепляемого за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным
органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена
военная служба).
Согласно ст. 2 указанного правового акта к членам семей военнослужащих, на
которых распространяются льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные
данным Федеральным законом, федеральными конституционными законами,
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации, относятся супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше
18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте
до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения;
лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
Из изложенного следует, что реализация предусмотренных законодательством и
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации льгот, гарантий и
компенсаций для военнослужащих, в том числе связанная с обеспечением жилыми
помещениями, ставится в зависимость от принадлежности граждан к членам семьи
военнослужащего.
Что касается вопроса о выдаче ордера непосредственно военнослужащему, то
данное положение Инструкции соответствует как ст. ст. 47, 49 ЖК РСФСР, так и
п. п. 49, 50 действующих Примерных правил учета граждан, нуждающихся в
улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений, утвержденных
Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 года N 335.
Согласно названным положениям ордер выдается непосредственно гражданину,
которому предоставляется жилое помещение, или, в исключительных случаях,
другому лицу по доверенности, удостоверенной в установленном порядке. При
получении ордера должны быть предъявлены паспорта (свидетельства о рождении)
или другие заменяющие их документы на всех членов семьи, подлежащих включению
в ордер, а также письменное согласие всех совершеннолетних членов семьи на
переселение в предоставленное жилое помещение.
Выдача ордера на жилое помещение может быть приостановлена в случаях, когда
фактический состав семьи не соответствует указанному в решении о
предоставлении жилого помещения; выявления других обстоятельств, которые
могли повлиять на решение вопроса о предоставлении жилого помещения.
Таким образом, оспариваемое положение ведомственного нормативного акта не
противоречит как Федеральному закону «О статусе военнослужащих», так и
жилищному законодательству, в том числе и потому, что не лишает гражданина —
члена семьи военнослужащего, а также переставшего быть таковым, реализовать
свои жилищные права в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РСФСР, а
также путем обращения за защитой своих жилищных прав в районный суд.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 — 199 и п. 1 ст. 253 ГПК
РФ, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
решила:
заявление Денисовой Ларисы Владимировны о признании незаконным п. 40
Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах
Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской
Федерации «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах
Российской Федерации» от 15 февраля 2000 года N 80, в части, устанавливающей,
что ордер на заселение жилого помещения КЭЧ района выдает непосредственно
военнослужащему, — оставить без удовлетворения.
Данное решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда
Российской Федерации в десятидневный срок со дня его вынесения в
окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.КОРОНЕЦ

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация