РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ №ВКПИ 04-7 от 2004-02-13
ОБ ОТКАЗЕ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ ЧАСТИЧНО НЕЗАКОННЫМ ПУНКТА 40 ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УТВЕРЖДЕННОЙ ПРИКАЗОМ МИНИСТРА ОБОРОНЫ РФ ОТ 15.02.2000 N 80ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 13 февраля 2004 г. N ВКПИ 04-7
Именем Российской Федерации
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего — судьи
Верховного Суда
Российской Федерации Коронца А.Н.,
при секретаре Красовском А.А.,
с участием заявителя Денисовой Л.В.
и ее представителя Смирнова Н.В.,
помощника Главного военного прокурора
полковника юстиции Лисовицкого С.П.,
представителя Министра обороны
Российской Федерации
капитана юстиции Тупикина С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Денисовой
Ларисы Владимировны о признании незаконным п. 40 Инструкции о порядке
обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации,
утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации «О порядке
обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации» от
15 февраля 2000 года N 80, в части, устанавливающей, что ордер на заселение
жилого помещения КЭЧ района выдает непосредственно военнослужащему,
установила:
Денисова обратилась в Верховный Суд Российской Федерации, считая, что п. 40
Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах
Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской
Федерации «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах
Российской Федерации» от 15 февраля 2000 года N 80, в части ограничения права
членов семьи военнослужащего на получение ордера на жилое помещение
противоречит Жилищному кодексу РСФСР и Федеральному закону «О статусе
военнослужащих», а также нарушает ее жилищные права.
В судебном заседании заявитель Денисова Л.В. и ее представитель Смирнов Н.В.
требования заявителя поддержали и пояснили, что Приказ Министра обороны РФ от
15 февраля 2000 года N 80 в оспариваемой части противоречит требованиям ст. 47
ЖК РСФСР, ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», а также
лишает заявителя права на получение ордера на жилое помещение, выделенное
жилищной комиссией воинской части еще до расторжения ее брака с
военнослужащим.
Представитель Министра обороны Российской Федерации капитан юстиции Тупикин
С.В. требования заявителя не признал и просил отказать в его удовлетворении,
пояснив при этом, что Приказ Министра обороны Российской Федерации «О порядке
обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации» от 15
февраля 2000 года N 80 издан в соответствии с полномочиями, предоставленными
Министру обороны статьей 13 Закона Российской Федерации «Об основах
федеральной жилищной политики» от 24 декабря 1992 года N 4218-1, пунктом 1
Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом
Президента Российской Федерации «Вопросы Министерства обороны Российской
Федерации и Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации» от 11
ноября 1998 года N 1357, частью второй статьи первой Указа Президента
Российской Федерации «О системе федеральных органов исполнительной власти» от
14 августа 1996 года N 1176 и пунктами 49, 50 Постановления Совета Министров
РСФСР «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и
предоставления жилых помещений в РСФСР» от 31 июля 1984 года N 335.
В соответствии с названными нормативными правовыми актами Министр обороны
Российской Федерации вправе издавать нормативные акты, определяющие порядок и
условия предоставления жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»
жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными
законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации,
предоставляются военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их
семей.
Согласно ст. 47 ЖК РСФСР ордер является единственным законным основанием для
вселения в жилое помещение.
В соответствии с п. п. 49 и 59 Постановления Совета Министров РСФСР «О
порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и
предоставления жилых помещений в РСФСР» от 31 июля 1984 года ордер выдается
непосредственно гражданину, которому предоставляется жилое помещение, или, в
исключительных случаях, другому лицу по доверенности, удостоверенной в
установленном порядке. Выдача ордера может быть приостановлена в случае,
когда фактический состав семьи не соответствует указанному в решении о
предоставлении жилого помещения.
Указанное нормативное положение содержится также в п. 40 Инструкции о порядке
обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Выслушав объяснения заявителя и его представителя, представителя Министра
обороны Российской Федерации, исследовав обстоятельства дела и заслушав
заключение помощника Главного военного прокурора полковника юстиции
Лисовицкого С.П., полагавшего необходимым заявление Денисовой Л.В. оставить
без удовлетворения, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
приходит к следующим выводам.
Согласно п. 40 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в
Вооруженных Силах Российской Федерации после оформления в установленном
порядке ордеров на заселение жилого помещения КЭЧ района выдает ордер
непосредственно военнослужащему (лицу гражданского персонала Вооруженных
Сил), которому предоставляется жилое помещение, а в исключительных случаях по
доверенности передает их под расписку представителям воинских частей для
вручения лицам, которым предоставляется жилое помещение.
В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации,
утвержденным Указом Президента Российской Федерации «Вопросы Министерства
обороны Российской Федерации и Генерального штаба Вооруженных Сил Российской
Федерации» от 11 ноября 1998 года N 1357, ч. 2 ст. 1 Указа Президента
Российской Федерации «О системе федеральных органов исполнительной власти» от
14 августа 1996 года N 1176, Министерство обороны Российской Федерации
является федеральным органом исполнительной власти, проводящим
государственную политику и осуществляющим государственное управление в
области обороны.
Согласно ст. 13 Закона Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной
политики» порядок и условия предоставления жилого помещения по договору найма
гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, определяют органы
государственной власти и управления Российской Федерации, субъектов
Российской Федерации в соответствии с существующей очередью на улучшение
жилищных условий, а также с учетом льгот по предоставлению жилых помещений,
установленных органами государственной власти и управления Российской
Федерации и республик в составе Российской Федерации.
В ст. 3 Закона Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной
политики» определена обязанность органов государственной власти и управления
обеспечивать порядок распределения и предоставления гражданам жилых помещений
по договору найма.
В соответствии с п. 1 и пп. 21 п. 7 Положения о Министерстве обороны
Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от
11 ноября 1998 года N 1357, Министерство обороны Российской Федерации является
федеральным органом исполнительной власти, одной из функций которого является
осуществление расквартирования войск и управление жилищным фондом,
закрепляемым за данным Министерством. В пп. 36 п. 11 указанного Положения
Министру обороны предоставлено право издавать приказы и иные нормативные
правовые акты, касающиеся вопросов, отнесенных к ведению Министерства
обороны.
В соответствии с ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса РСФСР порядок учета граждан,
нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также определение очередности
предоставления гражданам жилых помещений устанавливаются данным Кодексом и
другим законодательством Российской Федерации.
Приведенные нормы свидетельствуют о наличии у Министра обороны права издавать
нормативные акты, определяющие порядок и условия предоставления жилых
помещений, закрепленных за Министерством обороны, включая регламентирование
вопросов, связанных с выдачей ордеров на эти жилые помещения.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»
военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно
проживающим с ними членам их семей предоставляются жилые помещения по нормам
и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую
площадь за счет государственного или муниципального жилищного фонда,
закрепляемого за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным
органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена
военная служба).
Согласно ст. 2 указанного правового акта к членам семей военнослужащих, на
которых распространяются льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные
данным Федеральным законом, федеральными конституционными законами,
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации, относятся супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше
18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте
до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения;
лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
Из изложенного следует, что реализация предусмотренных законодательством и
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации льгот, гарантий и
компенсаций для военнослужащих, в том числе связанная с обеспечением жилыми
помещениями, ставится в зависимость от принадлежности граждан к членам семьи
военнослужащего.
Что касается вопроса о выдаче ордера непосредственно военнослужащему, то
данное положение Инструкции соответствует как ст. ст. 47, 49 ЖК РСФСР, так и
п. п. 49, 50 действующих Примерных правил учета граждан, нуждающихся в
улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений, утвержденных
Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 года N 335.
Согласно названным положениям ордер выдается непосредственно гражданину,
которому предоставляется жилое помещение, или, в исключительных случаях,
другому лицу по доверенности, удостоверенной в установленном порядке. При
получении ордера должны быть предъявлены паспорта (свидетельства о рождении)
или другие заменяющие их документы на всех членов семьи, подлежащих включению
в ордер, а также письменное согласие всех совершеннолетних членов семьи на
переселение в предоставленное жилое помещение.
Выдача ордера на жилое помещение может быть приостановлена в случаях, когда
фактический состав семьи не соответствует указанному в решении о
предоставлении жилого помещения; выявления других обстоятельств, которые
могли повлиять на решение вопроса о предоставлении жилого помещения.
Таким образом, оспариваемое положение ведомственного нормативного акта не
противоречит как Федеральному закону «О статусе военнослужащих», так и
жилищному законодательству, в том числе и потому, что не лишает гражданина —
члена семьи военнослужащего, а также переставшего быть таковым, реализовать
свои жилищные права в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РСФСР, а
также путем обращения за защитой своих жилищных прав в районный суд.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 — 199 и п. 1 ст. 253 ГПК
РФ, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
решила:
заявление Денисовой Ларисы Владимировны о признании незаконным п. 40
Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах
Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской
Федерации «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах
Российской Федерации» от 15 февраля 2000 года N 80, в части, устанавливающей,
что ордер на заселение жилого помещения КЭЧ района выдает непосредственно
военнослужащему, — оставить без удовлетворения.
Данное решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда
Российской Федерации в десятидневный срок со дня его вынесения в
окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.КОРОНЕЦ