ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ №608 от 1999-07-06
О ЗАДАЧАХ КОМПЛЕКСНОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ РАЙОНОВ
ПЯТИЭТАЖНОЙ ЗАСТРОЙКИ ПЕРВОГО ПЕРИОДА
ИНДУСТРИАЛЬНОГО ДОМОСТРОЕНИЯ ДО 2010 ГОДАПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июля 1999 г. N 608
О ЗАДАЧАХ КОМПЛЕКСНОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ РАЙОНОВ
ПЯТИЭТАЖНОЙ ЗАСТРОЙКИ ПЕРВОГО ПЕРИОДА
ИНДУСТРИАЛЬНОГО ДОМОСТРОЕНИЯ ДО 2010 ГОДА
Основополагающим документом, определившим стратегию и тактику работ по
реконструкции районов пятиэтажек с 1998 года, явилось постановление
Правительства Москвы от 20 января 1998 года N 48 «О ходе реконструкции
пятиэтажного и ветхого жилищного фонда города до 2000 года».
В рамках выполнения заданий, предусмотренных этим постановлением, в 1998 году
снесено 335,7 тыс. кв. м пятиэтажных панельных домов, введено в эксплуатацию
933,5 тыс. кв. м общей площади в «стартовых» жилых домах. При этом доля
города по инвестиционным контрактам возросла в среднем с 29% в 1997 году до
32% в 1998 году. За 1998 год переселено из сносимых зданий 6067 семей, или
13488 человек.
Вместе с тем в полной мере не решены вопросы комплексной и упреждающей
разработки градостроительной документации на районы реконструкции с учетом
инженерного обеспечения, определения оптимальных объемов и сроков сноса и
модернизации 5-этажных жилых домов для обеспечения требуемых темпов
реконструкции районов 5-этажек, перехода на экономичные проекты,
предназначенные для замены устаревшего панельного жилищного фонда.
Существующий порядок финансирования процесса реконструкции 5-этажной
застройки и строительства «стартовых» домов ограничивает долю жилья,
передаваемую городу для целей переселения, в среднем 30% процентами, что не
обеспечивает намеченных сроков своевременного освобождения 5-этажных жилых
домов, подлежащих сносу.
Принятые Правительством Москвы решения о замене панельного морально и
физически устаревшего 5-этажного жилищного фонда требуют новых программных
подходов к организации работ по реконструкции 5-этажного жилищного фонда,
сносу и строительству жилья для целей переселения, учета специфики размещения
сносимых серий по территориям административных округов, совершенствования
механизма финансирования программы с привлечением средств городских
источников.
Выполнение запланированных на период до 2010 года объемов сноса и нового
строительства для предоставления москвичам, переселяемым из этих домов,
благоустроенного жилья, отвечающего современным требованиям, создание
комфортной среды обитания невозможно без комплексной реконструкции
микрорайонов и кварталов, предусматривающей наряду со строительством жилья
модернизацию и развитие инженерной, социальной, культурной и бытовой
инфраструктуры.
В целях обеспечения выполнения заданий 1999 года, формирования и реализации
программ массовой замены и модернизации 5-этажного жилищного фонда в
2000-2010 годах Правительство Москвы постановляет:
1. Считать важнейшей социальной задачей города на период до 2010 года переход
на комплексную реконструкцию районов массовой 5-этажной застройки первого
периода индустриального домостроения со сносом 5-этажного панельного
жилищного фонда в объеме 6,0 млн. кв. м, включающего жилые дома серий: К-7 —
3,16 млн. кв. м, II-32 — 1,12 млн. кв. м, 1605-АМ — 1,01 млн. кв. м, 1МГ-300
— 0,31 млн. кв. м, II-35 — 0,08 млн. кв. м, прочие до 0,32 млн. кв. м. Для ее
осуществления:
1.1. Установить начиная с 2000 года ежегодное задание по сносу панельного
5-этажного жилищного фонда в объеме не менее 700,0 тыс. кв. м,
дифференцированное по административным округам города, с учетом механизмов
реализации программы в каждом округе, обеспечив при этом:
— до 2003 года включительно снос в Юго — Восточном административном округе —
0,26 млн. кв. м, в Южном административном округе — 0,12 млн. кв. м, в
Центральном административном округе — 0,12 млн. кв. м;
— до 2005 года включительно снос в Зеленоградском административном округе —
0,37 млн. кв. м, в Восточном административном округе — 0,41 млн. кв. м;
— до 2010 года снос в Северо — Западном административном округе — 0,43 млн.
кв. м, в Северном административном округе — 1,42 млн. кв. м, в Западном
административном округе — 1,13 млн. кв. м, в Северо — Восточном
административном округе — 0,9 млн. кв. м, в Юго — Западном административном
округе — 0,75 млн. кв. м.
1.2. Установить начиная с 2000 года ежегодное задание по строительству жилой
площади для целей переселения из сносимых 5-этажных жилых зданий в объеме не
менее 1,0 млн. кв. м.
1.3. Приступить начиная с 2001 года к модернизации зданий, не подлежащих
сносу, ежегодно в объеме не менее 200,0-300,0 тыс. кв. метров общей жилой
площади для завершения полной реконструкции конкретных кварталов и
микрорайонов.
1.4. Запретить в районах существующей 5-этажной застройки продажу прав аренды
и предоставление земельных участков под коммерческое строительство, не
связанное с программой реконструкции.
1.5. Запретить снос подлежащих реконструкции 5-этажных жилых домов серий 515
(крупнопанельная), 510 (крупноблочная), 511 (кирпичная), 1-447 (кирпичная), а
также приравненных к ним. Установить, что решение о сносе жилых домов этих
серий в каждом конкретном случае принимается Правительством Москвы на основе
градостроительного и экономического обоснований.
1.6. Установить, что к «стартовым» жилым домам относятся жилые дома,
строящиеся в реконструируемых районах, и другие участки, предназначенные
исключительно для целей обеспечения переселения граждан из сносимого
5-этажного жилищного фонда.
1.7. Установить, что комплексная реконструкция 5-этажного жилищного фонда
города имеет общегородской статус со смешанным механизмом финансирования за
счет средств городских источников, средств внебюджетных фондов финансовых
ресурсов административных округов и средств инвесторов.
2. Департаменту внебюджетной политики строительства города Москвы обеспечить
общее руководство процессом комплексной реконструкции районов 5-этажной
застройки, согласование заданий на разработку программ реконструкции,
представление программ в Правительство Москвы и контроль за их реализацией.
3. ГУП «Управление по реконструкции и развитию уникальных объектов»:
3.1. По согласованию с Департаментом внебюджетной политики строительства
города Москвы осуществлять функции организатора проекта — заказчика по
разработке адресных годовых и среднесрочных программ сноса 5-этажного
жилищного фонда, инженерного обеспечения районов комплексной реконструкции,
строительства жилья для целей переселения и модернизации зданий, не
подлежащих сносу, строительства объектов социальной, культурной, бытовой и
транспортной инфраструктуры.
3.2. По согласованию с Департаментом внебюджетной политики строительства
города Москвы, по заявкам префектов административных округов и городских
инвесторов на договорной основе обеспечить организацию заказа и выполнение
работ по подготовке исходно — разрешительной документации, конкурсной
(тендерной) документации, оформлению проектов инвестиционных контрактов и
разработке предложений по оптимизации схем инженерного обеспечения
реконструируемых микрорайонов и кварталов.
3.3. По согласованию с Департаментом внебюджетной политики строительства
города Москвы выполнять функции генерального заказчика по организации и
обеспечению реализации на конкурсной основе ежегодных заданий по сносу
5-этажного жилищного фонда. Функции заказчика по реконструкции 5-этажных
жилых зданий, не подлежащих сносу, а также новому строительству осуществлять
на конкурсной основе.
3.4. По поручению Департамента внебюджетной политики строительства города
Москвы осуществлять сбор и обобщение информации о ходе реализации программ
сноса и реконструкции пятиэтажного жилищного фонда с раздельным учетом жилых
домов, сносимых в соответствии с п. 1 настоящего постановления, и
представлять ее в Департамент внебюджетной политики строительства города
Москвы и Департамент экономической политики и развития г. Москвы.
4. Москомархитектуре:
4.1. В IV квартале 1999 года совместно с ГУП «Управление по реконструкции и
развитию уникальных объектов» (п. 3.1) по согласованию с Департаментом
внебюджетной политики строительства города Москвы разработать для
представления Правительству Москвы в соответствии с п. 1 адресные программы
сноса, модернизации и нового строительства жилья с учетом состояния жилищного
фонда по данным предпроектных обследований, строительства объектов социальной,
культурной и бытовой инфраструктуры, необходимой инженерии и транспортных
коммуникаций.
4.2. Завершить в установленные сроки (в соответствии с согласованными с
Управлением развития Генплана, префектами административных округов и
утвержденными в установленном порядке перечнями) разработку проектов
планировки застройки по районам комплексной реконструкции 5-этажного
жилищного фонда и иной предпроектной и проектной документации, включая
комплексные схемы по инженерному обеспечению и бизнес — планы реконструкции
микрорайонов. Обеспечить согласование разработанной документации с
Департаментом внебюджетной политики строительства города.
4.3. В составе разрабатываемых бизнес — планов:
— определять предельно допустимые соотношения распределения площадей «город»
(для переселения) — «инвестор», позволяющие осуществить переселение жителей в
каждом конкретном микрорайоне при их комплексной реконструкции (включая
инженерию);
— рассчитывать объемы дополнительного строительства жилья под переселение вне
районов реконструкции, пропорции типов жилья по квартирному составу.
Разработанные бизнес — планы реконструкции микрорайонов подлежат согласованию
с префектами административных округов, Департаментом экономической политики и
развития г. Москвы, Департаментом внебюджетной политики строительства города,
Департаментом муниципального жилья и жилищной политики Правительства Москвы и
Управлением бюджетного планирования городского заказа.
5. Префектам административных округов:
5.1. Северного, Западного, Северо — Западного и Юго — Западного
административных округов в месячный срок подготовить и представить в
Департамент внебюджетной политики строительства города Москвы и Департамент
экономической политики развития г. Москвы предложения по увеличению объема
сноса во второй половине 1999 года и соответствующих им объемам жилья на цели
переселения.
5.2. До 01.09.99 на основании эскизных проектов и проектов планировки
застройки подготовить и представить в Департамент внебюджетной политики
строительства города Москвы и Москомархитектуру предложения для формирования
программ в соответствии с п. 1 настоящего постановления.
5.3. Совместно с Департаментом государственного и муниципального имущества
города Москвы до 01.11.99 провести анализ эффективности использования
школьных зданий и зданий детских садов на территориях административных
округов в районах с пятиэтажной застройкой, подлежащих комплексной
реконструкции. Результаты анализа представить в Департамент внебюджетной
политики строительства города Москвы и Москомархитектуру.
6. Департаменту государственного и муниципального имущества города Москвы в
двухмесячный срок подготовить проект правового акта Правительства Москвы,
устанавливающего порядок обязательного согласования с префектами
административных округов и Москомархитектурой продажи школьных зданий и
зданий детских садов, расположенных в районах, подлежащих комплексной
реконструкции, и прилегающих к ним.
7. Департаменту экономической политики и развития г. Москвы:
7.1. Совместно с Департаментом внебюджетной политики строительства города
Москвы и префектами административных округов в месячный срок подготовить
предложения по финансированию:
— работ ГУП «Управление по реконструкции и развитию уникальных объектов» в
соответствии с пунктом 3;
— обеспечения переселения и дополнительного сноса в 1999 году в Северном,
Западном, Северо — Западном и Юго — Западном административных округах (п.
5.1);
— программ комплексной реконструкции районов пятиэтажек на 2000 и последующие
годы.
7.2. С учетом предложений префектов административных округов, Департамента
внебюджетной политики строительства города Москвы, Управления бюджетного
планирования городского заказа рассмотреть вопрос о льготах, предоставляемых
инвесторам, участвующим в реализации программы реконструкции 5-этажного
жилищного фонда, и в 3-месячный срок внести на рассмотрение Правительства
Москвы предложения по совершенствованию существующей системы льготирования.
7.3. Совместно с Управлением инвестиционной политики и финансирования из
городских источников в 3-месячный срок разработать и представить на
утверждение Правительства Москвы порядок финансирования с 1 января 2000 года
строительства и реконструкции внутриквартальных инженерных сетей и
коммуникаций.
8. Департаменту внебюджетной политики строительства города Москвы по
согласованию с Департаментом экономической политики и развития г. Москвы при
подготовке балансов внебюджетного жилищно — инвестиционного фонда на 2000 г.
и последующие годы учитывать затраты, необходимые для финансирования
ежегодного строительства жилой площади, необходимой для переселения, в
объемах:
— 2000 год — 400,0 тыс. кв. м;
— 2001 год и последующие годы — не менее 500,0 тыс. кв. м, выделяя отдельной
позицией строительство такого жилья в Зеленоградском, Северном, Западном,
Северо — Восточном и Юго — Западном административных округах в
соответствующих утвержденным адресным программам долях (п. 4.1).
9. Управлению инвестиционной политики и финансирования из городских
источников:
9.1. Обеспечить финансирование строительства объектов инженерных сетей и
коммуникаций при реконструкции пятиэтажного и ветхого жилищного фонда города
в объемах, установленных распоряжением Мэра Москвы от 15.03.99 N 205-РМ «Об
уточнении заданий инвестиционной программы Правительства Москвы на 1999
год».
9.2. Совместно с Департаментом экономической политики и развития г. Москвы по
результатам выполнения первого полугодия внести предложения об увеличении
лимита на внутриквартальные инженерные сети к вводимым «стартовым» жилым
домам в объеме 240 млн. руб. в пределах средств, предусмотренных городской
инвестиционной программой 1999 года по отрасли коммунальное строительство, за
счет неосвоенных капитальных вложений по объектам, включенным в программу 1999
года.
9.3. Совместно с Департаментами внебюджетной политики строительства города
Москвы и экономической политики и развития г. Москвы предусматривать в
инвестиционных программах 2000 года и последующих лет финансирование
разработки предпроектной, проектной документации и строительства городской
инженерной инфраструктуры за счет средств городских источников.
10. Москомзему совместно с префектами административных округов до 01.08.99
провести ревизию земельных участков, ранее переданных инвесторам и длительное
время не осваиваемых, и подготовить предложения по передаче их Департаменту
внебюджетной политики строительства города Москвы для строительства жилья с
целью обеспечения выполнения программы переселения из реконструируемых
районов.
11. Департаменту муниципального жилья и жилищной политики Правительства
Москвы:
11.1. В III квартале 1999 года подготовить предложения по механизму
привлечения средств населения на цели реализации программы комплексной
реконструкции 5-этажного жилищного фонда города через систему городских
займов, финансовых обязательств и ипотечного кредитования и мерам по
повышению привлекательности у населения этих финансовых инструментов.
11.2. Продолжить создание базы данных 5-этажного и ветхого жилищного фонда,
подлежащего расселению и сносу, в рамках Единой информационной системы
«Жилище» за счет средств, предусмотренных на эти цели в бюджете в пределах
утвержденных лимитов. Данную информацию представлять в Департамент
внебюджетной политики строительства города Москвы и Департамент экономической
политики и развития г. Москвы.
12. Считать утратившим силу постановление Правительства Москвы от 22.04.97 N
292 «О ходе реконструкции объектов массовой 5-этажной жилой застройки первого
периода индустриального домостроения».
13. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого
заместителя Премьера Правительства Москвы Ресина В.И.
Премьер Правительства Москвы
Ю.М. Лужков