11:28:18
22 ноября 2024 г.

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ №ГКПИ 2001-1802 от 2002-02-08

ОБ ОСТАВЛЕНИИ БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ЖАЛОБЫ О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННЫМ АБЗАЦА 1 П. 8 ПРИМЕРНЫХ ПРАВИЛ УЧЕТА ГРАЖДАН, НУЖДАЮЩИХСЯ В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ, И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ В РСФСРВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 8 февраля 2002 г. N ГКПИ 2001-1802
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего — судьи
Верховного Суда РФ Романенкова Н.С.,
при секретаре Соловьевой В.В.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе
Лопуховского Олега Анатольевича о признании незаконным абзаца 1 п. 8
Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и
предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением Совета
Министров РСФСР от 31 июля 1984 г. N 335,
установил:
Лопуховский О.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой о
признании незаконным абзаца 1 п. 8 Примерных правил учета граждан,
нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в
РСФСР, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 г.
N 335, ссылаясь на то, что оспариваемый нормативный правовой акт не
соответствует действующему законодательству и нарушает его права на жилище.
Заявитель Лопуховский О.А. о дне слушания дела извещен, в суд не явился.
Представители заинтересованного лица Правительства РФ Овчаров П.И. и Картуха
Д.В. возражали против удовлетворения жалобы и пояснили в суде, что
оспариваемый нормативный правовой акт соответствует действующему
законодательству, принят в пределах компетенции государственного органа и не
нарушает прав и охраняемых законом интересов заявителя. Рассмотрев дело в
отсутствие заявителя Лопуховского О.А., выслушав объяснения представителей
заинтересованного лица Правительства РФ Овчарова П.И., Картухи Д.В.,
исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной
прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей, что жалоба не подлежит
удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для
удовлетворения заявленных требований.
Согласно ст. 13 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт, не
соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права
и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть
признан судом недействительным.
Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации»
предусматривает возможность обжалования в суд актов Правительства Российской
Федерации.
В связи с введением в действие Жилищного кодекса РСФСР Совет Министров РСФСР
издал Постановление N 335 от 31 июля 1984 г. «О порядке учета граждан,
нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в
РСФСР» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 18.01.92 N 34, от 23.07.93 N
726, от 28.02.96 N 199).
Данным Постановлением утверждены Примерные правила учета граждан, нуждающихся
в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР.
Настоящие Правила устанавливают единый порядок учета граждан, нуждающихся в
улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в домах
государственного, муниципального и общественного жилищного фонда.
Согласно абзацу 1 пункта 8 Правил обязательным условием для принятия на учет
граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления им жилых
помещений является постоянное проживание с регистрацией по месту жительства в
данном населенном пункте.
Как пояснил в суде представитель Правительства РФ Овчаров П.И., жилищные
отношения в Российской Федерации регулируются Жилищным кодексом РСФСР,
Законом РФ «Об основах федеральной жилищной политики» и иными актами
законодательства, которые определяют компетенцию как органов государственной
власти и управления Российской Федерации, так и субъектов Российской
Федерации в этой сфере.
Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12
декабря 1993 г., в статье 40 устанавливает право каждого на жилище.
Малоимущим, иным указанным в Законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно
предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных
муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными
Законом нормами.
Реализация конституционного права граждан Российской Федерации на жилище в
новых социально — экономических условиях обеспечивается путем предоставления
жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов на
условиях договора найма в пределах нормы жилой площади, а также на условиях
аренды либо путем приобретения или строительства жилья за собственные
средства без ограничения площади.
В силу ст. 28 ЖК РСФСР право граждан на получение жилого помещения в домах
государственного или общественного жилищного фонда осуществляется в порядке,
предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим
законодательством РСФСР.
В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса РСФСР Правила учета граждан,
нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений
утверждаются в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР.
Приведенные в жалобе доводы относятся к праву гражданина на свободу
передвижения, выбор места пребывания и жительства и изложены в Постановлении
Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1998 г. N 4-П «По делу о проверке
конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан
Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту
жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением
Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713».
Предметом настоящего спора является нормативный акт, устанавливающий единый
порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и
предоставления жилых помещений в домах государственного и общественного
жилищного фонда.
Право гражданина РФ на жилище положения оспариваемого нормативного акта ни в
коей мере не ограничивают. Жилищный кодекс РСФСР, регулируя жилищные
отношения, в главе 1 «Предоставление жилых помещений в домах государственного
и общественного жилищного фонда» предусматривает учет граждан, нуждающихся в
улучшении жилищных условий, который осуществляется, как правило, по месту
жительства.
Законом РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения,
выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»
предусмотрен регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту
пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в целях
обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской
Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими
гражданами, государством и обществом.
Доводы жалобы о том, что отсутствие регистрации по месту жительства запрещает
гражданину встать на учет с целью улучшения жилищных условий, являются
несостоятельными, т.к. Правила не исключают возможность принятия на учет
нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан и не по месту их
регистрации.
Более того, сам факт регистрационного учета гражданина РФ не является
основанием для реализации права на жилище.
Реализация гражданином права на жилище может осуществляться посредством
приобретения или строительства жилья на основании заключения гражданско —
правовых сделок: купли — продажи, мены и др.
Право граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на получение в
пользование жилого помещения в домах государственного или общественного фонда
законодателем связано с обстоятельствами постоянного проживания с регистрацией
гражданина в данном населенном пункте.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 2 февраля 1998 г. N 4-П отметил,
что регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции
Российской Федерации, является лишь предусмотренным Федеральным законом
способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим
уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту
пребывания или жительства.
Жилищный кодекс РФ предусматривает учет граждан, нуждающихся в улучшении
жилищных условий, и предоставление жилых помещений в домах государственного и
общественного жилищного фонда и к компетенции исполнительного органа отнес
определение правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Совет Министров РСФСР, исходя из предоставленных ему полномочий, утвердил
Примерные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и
предоставления жилых помещений в РСФСР. Предусмотренное абзацем 1 п. 8 Правил
обязательное условие для принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении
жилищных условий, и предоставление им жилых помещений как постоянное
проживание с регистрацией по месту жительства в конкретном населенном пункте
соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и охраняемых
законом интересов граждан.
Доводы жалобы о том, что положения оспариваемого нормативного акта не должны
применяться, являются необоснованными.
В связи с Законом Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации
на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах
Российской Федерации» Правительство РФ издало Постановление от 28 февраля
1996 г. N 199 «О внесении изменений в решение Правительства Российской
Федерации», согласно которому внесены изменения в абзац первый пункта 8
Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и
предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением Совета
Министров РСФСР от 31 июля 1984 г. N 335 «О порядке учета граждан,
нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в
РСФСР».
Данное Постановление опубликовано в установленном законом порядке.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191, 192, 197, 239.7 ГПК
РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
жалобу Лопуховского Олега Анатольевича о признании незаконным абзаца 1 п. 8
Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и
предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением Совета
Министров РСФСР от 31 июля 1984 г. N 335, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную коллегию
Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом
решения в окончательной форме.

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация