ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ №813 от 1993-08-24
О ПОРЯДКЕ УПРАВЛЕНИЯ ЖИЛЫМИ ДОМАМИ,
НАХОДЯЩИМИСЯ В КОЛЛЕКТИВНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
И ПЕРЕДАЧЕ ДОМОВ В УПРАВЛЕНИЕ ТОВАРИЩЕСТВАМ
СОБСТВЕННИКОВ ПОМЕЩЕНИЙПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 августа 1993 г. N 813
О ПОРЯДКЕ УПРАВЛЕНИЯ ЖИЛЫМИ ДОМАМИ,
НАХОДЯЩИМИСЯ В КОЛЛЕКТИВНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
И ПЕРЕДАЧЕ ДОМОВ В УПРАВЛЕНИЕ ТОВАРИЩЕСТВАМ
СОБСТВЕННИКОВ ПОМЕЩЕНИЙ
(в ред. постановлений Правительства Москвы
от 21.02.1995 N 157, от 03.05.1995 N 398,
от 16.04.1996 N 349, от 14.01.1997 N 16)
В целях содействия осуществлению прав собственников жилых помещений на
самостоятельный выбор эксплуатирующих организаций для наиболее эффективного
решения вопросов содержания жилых домов, обеспечения передачи домов в
управление жилищным товариществам, образованным согласно постановлению
правительства Москвы от 06.04.93 N 300 «Об основах образования и деятельности
в городе Москве товариществ собственников жилых помещений», а также
определения порядка управления зданиями, находящимися в коллективной
собственности, правительство Москвы постановляет:
1. Утвердить «Положение о порядке передачи жилых домов в управление жилищным
товариществам и взаимодействии с муниципальными органами в вопросах
содержания и ремонта жилищного фонда» (приложение).
2. Предложить правлениям жилищно — строительных кооперативов, члены которых
полностью выплатили свой пай за квартиру и оформили права собственности,
пройти перерегистрацию в качестве товариществ собственников жилых помещений.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на руководителя
Департамента муниципального жилья Сапрыкина П.В., руководителя Департамента
инженерного обеспечения Матросова А.С., заместителя премьера, председателя
Москомимущества Никитина А.А.
Премьер правительства Москвы
Ю.М. Лужков
Приложение
к постановлению правительства
Москвы
от 24 августа 1993 г. N 813
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ПЕРЕДАЧИ ДОМОВ В УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНЫМ
ТОВАРИЩЕСТВАМ И ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С МУНИЦИПАЛЬНЫМИ
ОРГАНАМИ В ВОПРОСАХ СОДЕРЖАНИЯ И РЕМОНТА
ЖИЛИЩНОГО ФОНДА <1>
I. Порядок передачи строения в управление жилищному
товариществу
1. Согласно законам Российской Федерации «О собственности в Российской
Федерации» и «Об основах федеральной жилищной политики», а также на основании
постановления правительства Москвы от 6 апреля 1993 г. N 300 «Об основах
образования и деятельности в городе Москве товариществ собственников жилых
помещений» в домах, находящихся в муниципальной собственности, в случае
приватизации 51% общей площади и создания товарищества собственников жилых
помещений с правами юридического лица, возможна передача прав на управление
зданием жилищному товариществу после принятия соответствующего решения общего
собрания собственников квартир.
2. При создании жилищного товарищества, объединившего собственников жилых и
нежилых помещений дома и получившего право представлять их интересы, возможны
следующие варианты управления домом, находящимся в коллективной
собственности:
а) жилищное товарищество заключает с частным предприятием, имеющим лицензию,
либо с дирекцией единого заказчика муниципального округа соглашение о
передаче прав управления имуществом (жилыми и нежилыми помещениями) членов
товарищества;
б) жилищное товарищество по соглашению собственников жилых и нежилых
помещений и по их поручению принимает на себя управление зданием. Для
осуществления указанных функций жилищное товарищество должно иметь лицензию.
3. При передаче жилищным товариществом прав управления собственностью членов
товарищества дирекции единого заказчика муниципального округа (другой
муниципальной или частной жилищной организации) необходимо представить в
территориальное отделение ГорБТИ следующие документы:
а) Соглашение жилищного товарищества с дирекцией единого заказчика (либо
другим муниципальным или частным предприятием по управлению жилищным фондом)
об управлении зданием — приложение N 1;
б) учредительный договор жилищного товарищества (копия);
в) список собственников помещений (в т.ч. не являющихся членами товарищества)
с указанием реквизитов правоустанавливающих документов на право собственности,
заверенный регистрационным отделом Департамента муниципального жилья;
г) протокол общего собрания собственников помещений с решением о передаче
дома в управление дирекции единого заказчика (другой муниципальной или
частной жилищной организации).
На основании указанных выше документов БТИ вносит в технический паспорт на
дом запись о том, что здание находится в коллективной собственности и по
соглашению собственников передано в управление дирекции единого заказчика
(другому муниципальному либо частному предприятию по управлению жилищным
фондом).
4. Утратил силу. — Постановление Правительства Москвы от 14.01.1997 N 16.
5. Дирекция единого заказчика или иная государственная структура в переходный
период создания рынка жилья должна вступить в члены данного товарищества
собственников, если в доме, передаваемом в управление данному товариществу,
имеются помещения (жилые и нежилые), находящиеся в государственной
(муниципальной) собственности <3>.
6. Утратил силу. — Постановление Правительства Москвы от 14.01.1997 N 16.
7. Утратил силу. — Постановление Правительства Москвы от 14.01.1997 N 16.
8. Организация, выполняющая функции по управлению строением (дирекция единого
заказчика, другая муниципальная или частная организация, жилищное
товарищество), ведет техническую документацию на дом, учитывает его на
балансе и хранит авизо на дом, выполняя функции балансодержателя. При этом
ведется отдельный учет балансовой стоимости помещений, находящихся в частной
и муниципальной (государственной) собственности. Аналогично ведется учет и по
площади жилых и нежилых помещений строения.
9. После правовой перерегистрации в БТИ правлению жилищного товарищества
необходимо оформить право пользования земельным участком с расположенным на
нем домом. Порядок и условия переоформления прав на землю установлены
распоряжением вице — мэра Москвы от 28.05.92 N 264-РВМ «О порядке учета
земель и регистрации прав на земельные участки». На основе оформленной
земельно — правовой документации устанавливаются размеры и сроки внесения
земельных платежей.
II. Взаимодействие жилищных товариществ с муниципальными
органами и другими собственниками помещений строения
в вопросах его содержания и ремонта
1. В домах, где собственниками помещений являются как граждане и юридические
лица, так и муниципальные и государственные органы, последние войдут в
жилищное товарищество с долей участия, соответствующей размеру муниципальной
(государственной) собственности на жилые и нежилые помещения в здании, с
долей в общих расходах и количеством голосов, соответствующих доле участия.
2. Отношения собственников жилых и нежилых помещений здания, находящегося в
коллективной собственности, строятся на основе соглашения.
По муниципальному жилищному фонду представителем муниципальных органов в
жилищном товариществе является дирекция единого заказчика муниципального
округа.
По государственному (ведомственному) жилищному фонду представителем
государственных органов в товариществе является организация, в полном
хозяйственном ведении или управлении которой находится строение.
3. Дотация (средства) на эксплуатацию и ремонт дома, находящегося в
управлении жилищного товарищества, выделяется последнему бывшим владельцем
здания за счет средств, ранее расходуемых на указанные цели.
Подлежащая дотированию общая площадь жилых помещений и соответствующая ей
доля мест общего пользования дома складывается из:
— площади жилых помещений, занимаемых по договору найма;
— площади жилых помещений, перешедших в частную собственность в результате
приватизации;
— площади жилых помещений, перешедших в частную собственность физических лиц
в результате иных сделок и являющихся для собственника одним и единственным.
(п. 3 в ред. постановления Правительства Москвы от 21.02.95 N 157)
4. При определении размера дотации из общей суммы расходов по содержанию и
ремонту строения вычитаются доходы от начисления платы за наем, оплаты жилья
по договору найма, платы за услуги технического обслуживания, доходы,
получаемые жилищным товариществом от Москомимущества за сдаваемые в аренду
нежилые помещения, и прочие доходы, относимые в соответствии с действующими
положениями на выручку от эксплуатации жилищного фонда. При этом размер
перечисляемой жилищному товариществу дотации в расчете на 1 кв. м площади не
должен превышать размер дотации на 1 кв. м площади на соответствующий период
по аналогичным домам, находящимся в управлении муниципальных
(государственных) предприятий.
Основанием для перечисления названной дотации (средств) служит договор.
(п. 4 в ред. постановления Правительства Москвы от 21.02.95 N 157)
5. Перечисление средств в соответствии с пп. 3, 4 раздела II проводится на
основании договора, заключаемого между муниципальной (государственной)
структурой, осуществляющей финансирование, и жилищным товариществом, если дом
находится в его управлении. В этом договоре должны быть предусмотрены:
5.1. Представление жилищным товариществом бухгалтерской и статистической
отчетности о доходах, в том числе полученных от сдачи в аренду нежилых
помещений, об использовании средств и размерах финансируемого жилищного фонда
по видам собственности, в частности:
— муниципальной (государственной),
— частной в результате приватизации,
— частной, перешедшей в собственность физических лиц в результате совершения
иной сделки (дарения, наследования, купли — продажи и т.п.) и являющейся для
собственника одной и единственной.
(п. 5.1 в ред. постановления Правительства Москвы от 21.02.1995 N 157)
5.2. Предоставление сведений о размерах жилых и нежилых помещений, сданных в
аренду.
(п. 5.2 в ред. постановления Правительства Москвы от 21.02.1995 N 157)
5.3. Ответственность товарищества за достоверность и своевременность
предоставляемой информации и отчетности, штрафные санкции за нарушение
условий договора.
Примерная форма договора приведена в приложении N 4.
6. Частные собственники помещений, не являющиеся членами товарищества, не
освобождаются от обязанностей по содержанию имущества, находящегося в
коллективной (совместной) собственности и вносят долю расходов, эквивалентную
общей площади помещений, находящейся в их собственности, по соглашению на
расчетный счет жилищного товарищества или иной организации, управляющей
домом.
При этом должны соблюдаться требования ст. 22 ЖК РФ, п. 7 ст. 2 и п. 2 ст. 3
Закона РФ «О собственности в РФ».
7. Муниципальные жилищные (ДЭЗ, ЖКО) и ремонтно — эксплуатационные (РЭУ, РЭП)
организации не вправе отказать жилищным товариществам в принятии их домов
соответственно в управление или на техническое обслуживание по действующим на
соответствующий период свободным ценам и тарифам.
8. Ресурсоснабжающие организации обязаны производить отпуск тепловой,
электрической энергии, воды, обеспечивать прием сточных вод для помещений,
находящихся в частной собственности и управлении жилищного товарищества или
иной организации, по тарифам, устанавливаемым для населения.
9. Собственники жилых и нежилых помещений строения обязаны использовать
данные помещения исключительно под цели, предусмотренные договором передачи
или купли — продажи, а также проектной документацией на дом.
10. Товарищества собственников помещений дома несут имущественную
ответственность за качество эксплуатации и содержания здания.
11. В случае ликвидации жилищного товарищества, управляющего домом, после
проведения всех ликвидационных мероприятий, предусмотренных уставом
товарищества, и покрытия финансовых обязательств по содержанию дома и
придомовой территории за период, предшествовавший ликвидации, собственники
помещений имеют право на заключение с муниципальной жилищной организацией по
месту нахождения строения отдельного соглашения об общем владении жилым домом
и долевом участии в его содержании (приложение N 4).
12. Вопросы капитального ремонта здания решаются собственниками помещений по
соглашению с учетом положений статьи 7 Закона Российской Федерации «О
внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда
в РСФСР».
———————————
<1> — определение понятий, используемых в тексте настоящего положения,
приведено в приложении N 5.
<2> (сноска к п. 4) — Утратила силу. — Постановление Правительства Москвы от
14.01.1997 N 16.
<3> — право собственности на нежилые помещения (отличать от мест общего
пользования дома) сохраняется (государственная, муниципальная, частная).
Приложение N 1
к Положению
Приложение утратило силу. — Постановление Правительства Москвы от 16.04.96 N
349.
Приложение N 2
к Положению
АКТ ПРИЕМА — ПЕРЕДАЧИ
жилого дома по адресу: ___________________________________________
__________________________________________________________________
в управление _____________________________________________________
(наименование принимающего юридического лица)
Комиссия в составе: ___________________________________________
(руководителя принимающего юридического
_________________________________________________________________,
лица — фамилия, имя, отчество)
действующего на основании устава, и ______________________________
(наименование жилищной
__________________________________________________________________
организации, дирекции единого заказчика, руководителя передающей
_________________________________________________________________,
организации — фамилия, имя, отчество)
действующего на основании устава, главного (старшего) бухгалтера
передающей стороны _______________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
и главного (старшего) бухгалтера принимающей стороны _____________
__________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
составили настоящий акт о нижеследующем:
жилищный фонд ____________________________________________________
(наименование собственника)
в объеме ________________________________________________________,
(перечислить количество строений, их характеристика)
балансовой стоимости ______________________ тыс. руб. передается в
управление ______________________________________________________.
(наименование принимающего юридического лица)
Приемка произведена на основании распоряжения Департамента
муниципального жилья от «____» ____________ 199___ г. N
____________
Особые условия:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
(юридические адреса сторон)
Приложение к акту приема — передачи
1. Список передаваемых жилых зданий.
2. Акты технического состояния передаваемого жилищного фонда.
3. Акт передачи технической документации (в случае ее отсутствия на момент
передачи передающая организация обязана восстановить недостающую документацию
за свой счет).
Приложение N 3
к Положению
ПРИМЕРНЫЙ ДОГОВОР
О ФИНАНСИРОВАНИИ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА,
НАХОДЯЩЕГОСЯ В УПРАВЛЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ
Дирекция единого заказчика _____________________ муниципального округа
________________________________ административного округа в лице
____________________________________________________________, действующего на
основании устава, и товарищество собственников помещений в жилом доме
(жилищное товарищество) в лице ____________________________________________,
действующего на основании устава, заключили настоящий договор о
нижеследующем:
I. Предмет договора
Финансирование содержания жилых помещений, находящихся в управлении жилищного
товарищества, и соответствующей доли мест общего пользования дома.
II. Права и обязанности сторон
2.1. Дирекция единого заказчика:
2.1.1. Перечисляет жилищному товариществу средства на содержание и ремонт
жилищного фонда в порядке, предусмотренном настоящим договором, и на основе
расчетов, являющихся его неотъемлемой частью и приложением к нему.
2.1.2. Имеет право проверки достоверности представляемых жилищным
товариществом данных статистической и бухгалтерской отчетности.
2.1.3. В случае несвоевременного представления жилищным товариществом
бухгалтерской и статистической отчетности средства, указанные в п. 2.1.1
настоящего договора, перечисляются в 10-дневный срок после представления
отчетных документов.
Непредставление отчетности влечет за собой прекращение финансирования.
2.2. Жилищное товарищество представляет дирекции единого заказчика:
а) ежеквартальную бухгалтерскую отчетность и отчетность по формам 1-мм и 5-жх
об использовании перечисленных дирекцией средств и размерах площадей жилых и
нежилых помещений строения:
— муниципальная (государственная):
общая площадь жилых помещений _____ кв. м, в т.ч. жилая ___ кв. м; общая
площадь нежилых помещений __________ кв. м, в т.ч. сданных в аренду _______
кв. м;
— частная в результате приватизации:
общая площадь жилых помещений _____ кв. м, в т.ч. жилая ___ кв. м;
— частная в результате совершения иной сделки, являющаяся для собственника —
физического лица одной и единственной:
общая площадь жилых помещений _____ кв. м, в т.ч. жилая ___ кв. м;
— частная в результате иной сделки, кроме указанных выше:
общая площадь жилых помещений _____ кв. м, в т.ч. жилая ___ кв. м; общая
площадь нежилых помещений _____________;
б) ежегодную статистическую отчетность по форме 1 — жилфонд;
в) прочую отчетность, составляемую эксплуатирующими и управляющими жилым
фондом организациями (по мере необходимости и с учетом видов работ).
(п. 2.2 в ред. постановления Правительства Москвы от 21.02.1995 N 157)
III. Прочие условия
3.1. Объемы перечисляемых средств (дотации) согласовываются сторонами
ежеквартально путем подписания соответствующих протоколов, которые будут
являться неотъемлемой частью настоящего договора. В протоколах должны
учитываться изменение цен и тарифов, инфляционные процессы, изменения объемов
финансируемого жилищного фонда, полученные доходы от сдачи нежилых помещений в
аренду, прочие доходы, относимые в соответствии с действующими положениями на
выручку от эксплуатации жилищного фонда, а также остатки неиспользованных
бюджетных средств.
(п. 3.1 в ред. постановления Правительства Москвы от 21.02.1995 N 157)
3.2. Споры по настоящему договору разрешаются в установленном законом
порядке.
3.3. Настоящий договор заключается на срок не менее одного года, условия его
могут меняться по соглашению сторон.
Юридические адреса сторон:
_________________________ _________________________
_________________________ _________________________
_________________________ _________________________
_________________________ _________________________
Приложение N 4
к Положению
Приложение утратило силу. — Постановление Правительства Москвы от 16.04.1996
N 349.
Приложение N 5
к Положению
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
1. «Коллективная собственность» — принадлежность имущества одновременно
нескольким независимым субъектам права (отличать от собственности
юридического лица), с определением долей каждого из них (долевая
собственность) или без определения долей (совместная собственность).
2. «Управление коллективной (общей совместной и общей долевой)
собственностью» — управление и распоряжение имуществом по соглашению всех
собственников (ст. 3 п. 2 Закона РФ «О собственности в РСФСР»). Границы прав
по управлению и распоряжению имуществом, находящимся в общей собственности,
определяются в конкретном соглашении между собственниками и зависят от того,
какой объем прав и обязанностей собственники согласны передать третьему лицу.
В случае управления домом товариществом собственников помещений объем прав по
управлению определяется в учредительном договоре товарищества.
В кондоминиумах в коллективной (общей совместной или общей долевой)
собственности находятся межквартирные лестницы, лифты, коридоры, крыши,
технические подвалы и другие места общего пользования, внеквартирное
инженерное оборудование и придомовые территории.
3. «Техническое обслуживание» — выполнение работ по эксплуатации, текущему
ремонту, санитарному обслуживанию строения, оборудования, территории.
4. «Коммунальные услуги» — водоснабжение и канализация, подача электрической
и тепловой энергии (отопление, горячее водоснабжение), газа, вывоз бытовых
отходов.
5. «Прочие услуги» — радио, телефон, телевизионная антенна, услуги швейцаров
и садовников, установка и эксплуатация интерфонов, охранной сигнализации и
т.п.
6. «Учет на балансе» — ведение бухгалтерской документации о наличии основных
фондов, переданных в управление и полное хозяйственное ведение.
7. «Этаж подвальный» — этаж при отметке пола помещений ниже планировочной
отметки земли более чем на половину высоты помещения, свободный от инженерных
коммуникаций (кроме нагревательных приборов и сетей). Основание — запись в
техническом паспорте.
8. «Этаж технический» — этаж для размещения инженерного оборудования и
прокладки коммуникаций; может быть расположен в нижней (техническое
подполье), верхней (технический чердак) или в средней части здания.
9. «Земельные платежи» — плата за землю в форме земельного налога или
арендной платы в зависимости от права пользования земельным участком.