ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ №1058-ПП от 2002-12-24
О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ РАСПОРЯЖЕНИЯ МЭРА МОСКВЫ ОТ 13.05.2002
N 275-РМ «О МЕРАХ ПО РАЗВИТИЮ САМОУПРАВЛЕНИЯ ГРАЖДАН
В ЖИЛИЩНОЙ СФЕРЕ КАК ИНСТРУМЕНТА РЕАЛИЗАЦИИ ЖИЛИЩНО —
КОММУНАЛЬНОЙ РЕФОРМЫ В ИНТЕРЕСАХ НАСЕЛЕНИЯ»ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 декабря 2002 г. N 1058-ПП
О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ РАСПОРЯЖЕНИЯ МЭРА МОСКВЫ ОТ 13.05.2002
N 275-РМ «О МЕРАХ ПО РАЗВИТИЮ САМОУПРАВЛЕНИЯ ГРАЖДАН
В ЖИЛИЩНОЙ СФЕРЕ КАК ИНСТРУМЕНТА РЕАЛИЗАЦИИ ЖИЛИЩНО —
КОММУНАЛЬНОЙ РЕФОРМЫ В ИНТЕРЕСАХ НАСЕЛЕНИЯ»
Приоритетным направлением реализации жилищно — коммунальной реформы в Москве является развитие
самоуправления граждан в жилищной сфере, создание благоприятных условий для организации и
эффективной деятельности объединений граждан, участвующих в управлении комплексами недвижимого
имущества, включающими многоквартирные дома, и обеспечивающих их эксплуатацию.
Комплекс мер, необходимых для решения указанных задач, осуществляется согласно распоряжению Мэра
Москвы от 13.05.2002 N 275-РМ «О мерах по развитию самоуправления граждан в жилищной сфере как
инструмента реализации жилищно — коммунальной реформы в интересах населения», постановлению
Правительства Москвы от 29.08.2000 N 690 «О Комплексной городской программе формирования
кондоминиумов и создания условий для образования и деятельности товариществ собственников жилья» и
решениям Координационного совета при Правительстве Москвы по развитию самоуправления в жилищной
сфере.
Следует отметить работу Управления городского заказа Правительства Москвы по созданию экономических
условий для эффективной деятельности жилищных объединений (ТСЖ и ЖСК) и работу государственного
учреждения «Центр информационного обеспечения и содействия реформе в жилищно — коммунальном
хозяйстве г. Москвы» по организации взаимодействия с указанными объединениями.
Однако до настоящего времени не все намеченные меры реализованы в полном объеме: для большинства
префектур и управ районов данное направление деятельности пока не стало приоритетным; не отработаны
необходимые механизмы экономической мотивации, позволяющие жителям полноценно реализовать через
создание своих объединений законные права по управлению многоквартирными домами (кондоминиумами) и
взять на себя контроль за эксплуатацией и сохранностью недвижимого имущества; не утвержден порядок
использования и распоряжения нежилыми помещениями, являющимися собственностью города, находящимися
в составе жилищных комплексов недвижимого имущества, товариществами собственников жилья, ЖСК, ЖК;
не приняты действенные меры по недопущению отчуждения нежилых помещений, являющихся объектами
общего имущества в жилых домах; большинством префектов административных округов не подготовлены
предложения по проведению экспериментов (пилотных проектов) по отработке механизмов эффективного
управления жилищным фондом.
Вместе с тем практика формирования кондоминиумов и создания в них товариществ собственников жилья
показала, что решение о создании ТСЖ принимается на общем собрании лишь в 25% сформированных
кондоминиумов, жители же остальных кондоминиумов пока еще больше доверяют государственной системе
управления жилищным фондом (ДЕЗ) нежели управлению кондоминиумом путем создания ТСЖ. Основная
причина такого решения домовладельцев состоит в недостатке законодательных гарантий и благоприятных
условий для деятельности ТСЖ в настоящий период. В основном ТСЖ создаются в домах, в которых
проживают граждане с высокими доходами, в домах, где имеются нежилые помещения, либо при
возникновении конфликтных ситуаций по вопросам управления и обслуживания дома, а также
имущественным вопросам.
В целях обеспечения дальнейшего решения задач развития самоуправления граждан в жилищной сфере при
проведении жилищно — коммунальной реформы, активизации данной работы в городе Правительство Москвы
постановляет:
1. Руководителям всех отраслевых и территориальных органов исполнительной власти города Москвы —
департаментов, комитетов, управлений, префектам административных округов, главам управ районов
продолжить работу по организации и созданию условий для эффективной деятельности объединений
граждан по самоуправлению в жилищной сфере (жилищных товариществ, товариществ собственников жилья,
иных объединений граждан) и вовлечению их в процесс организации жилищно — коммунального
обслуживания и управления комплексами недвижимого имущества, включающими многоквартирные дома
(далее — Комплексы), обеспечивающий их эксплуатацию.
2. Утвердить план первоочередных мероприятий по созданию условий для эффективной деятельности
объединений граждан по самоуправлению в жилищной сфере (приложение).
3. Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы как координатору работ по
развитию самоуправления граждан в жилищной сфере совместно с Научно — исследовательским институтом
социальных систем при МГУ им. М.В. Ломоносова, Центром законотворчества Москвы обеспечить в первом
полугодии 2003 года завершение разработки проектов законодательных и нормативно — правовых актов
(п. 3 распоряжения Мэра Москвы от 13.05.2002 N 275-РМ), регулирующих деятельность товариществ
собственников жилья, жилищных товариществ и других жилищных объединений граждан, с целью создания
условий развития самоуправления граждан в жилищной сфере.
4. Префектам административных округов, главам управ районов:
4.1. С целью предотвращения конфликтных ситуаций включать в перечни домов для формирования
кондоминиумов только дома, в которых имеются социально — экономические предпосылки для создания ТСЖ
и предварительно проведены общие собрания жителей.
4.2. Совместно с ГУП «Центр содействия управлению кондоминиумами и паспортизации жилищного фонда»
обеспечить действенную адресную помощь созданным в округе товариществам собственников жилья, ЖСК,
ЖК и другим жилищным объединениям граждан в вопросах, связанных с организацией управления домами
(кондоминиумами) и обеспечением их эксплуатации.
5. Москомзему совместно с Москомархитектурой предусмотреть в Программе работ по проведению
земельной реформы на 2003 год и последующие годы за счет и в пределах средств, планируемых в
бюджете города Москвы на соответствующий год на реализацию мероприятий по улучшению землеустройства
и землепользования, работы по межеванию земель исходя из перечня домов, на базе которых в каждом
административном округе в 2003 году и последующих годах будут формироваться кондоминиумы.
6. Министру Правительства Москвы по вопросам информации и общественно — политическим связям
Музыкантскому А.И. совместно с префектами административных округов, государственным учреждением
«Центр информационного обеспечения и содействия реформе в жилищно — коммунальном хозяйстве г.
Москвы» организовать работу по реализации системы информационно — пропагандистских мероприятий по
привлечению населения к участию в реформе жилищно — коммунального хозяйства и в IV квартале 2003
года доложить на Координационном совете при Правительстве Москвы по развитию самоуправления в
жилищной сфере о проделанной работе.
7. Префектам административных округов, главам управ районов при участии Департамента жилищной
политики и жилищного фонда города Москвы, Департамента имущества города Москвы, Московского
земельного комитета, Москомархитектуры, МосгорБТИ, ГУП «Центр содействия управлению кондоминиумами
и паспортизации жилищного фонда» на основе перечней Комплексов, составленных в соответствии с
распоряжением Мэра Москвы от 13.05.2002 N 275-РМ, организовать в 2003 году работу по формированию
кондоминиумов и созданию в них товариществ собственников жилья, созданию жилищных товариществ
(после выхода соответствующего нормативного правового документа) и проведению экспериментов по
отработке механизмов эффективного управления жилищным фондом с участием объединений граждан в
жилищной сфере, учитывая опыт работы в административных округах.
8. Префектам административных округов, управам районов с целью регулярного доведения до жителей
информации о деятельности управляющих организаций, обеспечения прозрачности деятельности по
управлению и эксплуатации кондоминиумов, создания условий для обеспечения прав граждан —
собственников и нанимателей квартир как потребителей жилищно — коммунальных услуг на осуществление
контроля деятельности по управлению и эксплуатации кондоминиумов, обеспечения возможности контроля
за выполнением управляющими организациями договорных обязательств перед домовладельцами
организовать выполнение государственными унитарными предприятиями — дирекциями единого заказчика,
иными управляющими жилищными организациями, уполномоченными органами исполнительной власти на
выполнение функций по управлению кондоминиумами, следующих обязанностей:
8.1. С 1 января 2003 года составлять хозяйственно — финансовые планы и вести учет доходов и
расходов индивидуально по каждому находящемуся в их управлении кондоминиуму, технический учет
которого проведен в территориальном БТИ.
8.2. Дважды в год не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, доводить до жителей
кондоминиумов (на общих собраниях или иным способом) информацию о доходах и расходах организации по
соответствующему кондоминиуму.
9. С целью защиты имущественных прав граждан Городскому центру жилищного страхования совместно с
префектурой Северо — Восточного административного округа в первом полугодии 2003 года приступить к
отработке положений Концепции добровольного страхования объектов общего имущества в кондоминиумах,
находящихся в управлении товариществ собственников жилья или организаций, привлеченных
домовладельцами, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 19.11.2002 N 940-ПП, провести
анализ полученных результатов и подготовить предложения по внедрению механизма страхования общего
имущества домовладельцев на территории города. Финансирование расходов, связанных с
экспериментальной отработкой указанной Концепции, осуществлять за счет и в пределах средств,
предусмотренных в бюджете города Москвы по статье «Возмещение ущерба, причиненного жилым помещениям
в результате страховых случаев, в соответствии с гарантиями Правительства Москвы».
10. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первых заместителей Мэра Москвы в
Правительстве Москвы Швецову Л.И. и Аксенова П.Н.
Мэр Москвы
Ю.М. Лужков
Приложение
к постановлению Правительства
Москвы
от 24 декабря 2002 г. N 1058-ПП
ПЛАН
ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ
ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЪЕДИНЕНИЙ ГРАЖДАН
ПО САМОУПРАВЛЕНИЮ В ЖИЛИЩНОЙ СФЕРЕ
—-T———————————————-T————T———————————¬
¦N ¦Наименование мероприятия ¦Срок ¦Исполнители ¦
¦п/п¦ ¦ ¦ ¦
+—+———————————————-+————+———————————+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
+—+———————————————-+————+———————————+
¦1. ¦Подготовить предложения о внесении изменений ¦Март ¦Департамент жилищной политики и ¦
¦ ¦в законодательные и нормативно — правовые ¦2003 г. ¦жилищного фонда города Москвы ¦
¦ ¦акты Российской Федерации по упорядочению ¦ ¦(при участии Управления ¦
¦ ¦регистрации ТСЖ, ТСЖ ВСК, ЖСК, ЖК и иных ¦ ¦Министерства Российской ¦
¦ ¦объединений граждан в жилищной сфере ¦ ¦Федерации по налогам и сборам ¦
¦ ¦ ¦ ¦по г. Москве — по согласованию) ¦
+—+———————————————-+————+———————————+
¦2. ¦Определить объемы работ по межеванию земель ¦Январь ¦Москомзем, Москомархитектура, ¦
¦ ¦на 2003 год в увязке с Программой формирования¦2003 г. ¦префектуры административных ¦
¦ ¦кондоминиумов в соответствии с перечнями ¦ ¦округов, Департамент жилищной ¦
¦ ¦домов, утвержденными префектами административ-¦ ¦политики и жилищного фонда ¦
¦ ¦ных округов. Обеспечить необходимый объем ¦ ¦города Москвы, Департамент ¦
¦ ¦финансирования работ по межеванию кварталов на¦ ¦финансов г. Москвы ¦
¦ ¦2003 год в пределах средств, предусмотренных ¦ ¦ ¦
¦ ¦на указанные цели в бюджете города ¦ ¦ ¦
+—+———————————————-+————+———————————+
¦3. ¦Обеспечить приоритетный порядок включения ¦Постоянно ¦Префектуры административных ¦
¦ ¦домов, в которых созданы или создаются ТСЖ, в ¦ ¦округов ¦
¦ ¦перечень домов на проведение работ по ¦ ¦ ¦
¦ ¦Программе «Мой двор, мой подъезд» и капиталь- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ного ремонта ¦ ¦ ¦
+—+———————————————-+————+———————————+
¦4. ¦Подготовить предложения о проведении конкурсов¦Май ¦Департамент жилищной политики и ¦
¦ ¦среди ТСЖ ¦2003 г. ¦жилищного фонда города Москвы, ¦
¦ ¦ ¦ ¦Комитет территориальных органов ¦
¦ ¦ ¦ ¦исполнительной власти и развития ¦
¦ ¦ ¦ ¦местного самоуправления ¦
¦ ¦ ¦ ¦Правительства Москвы, префектуры ¦
¦ ¦ ¦ ¦административных округов, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ГУ «Центр информационного ¦
¦ ¦ ¦ ¦обеспечения и содействия реформе ¦
¦ ¦ ¦ ¦жилищно — коммунального хозяйства¦
¦ ¦ ¦ ¦в городе Москве» ¦
+—+———————————————-+————+———————————+
¦5. ¦Подготовить предложения по созданию механизма ¦Март ¦Департамент жилищной политики и ¦
¦ ¦долгосрочного накопления средств домовладель- ¦2003 г. ¦жилищного фонда города Москвы, ¦
¦ ¦цев на капитальный ремонт многоквартирных ¦ ¦Управление городского заказа ¦
¦ ¦домов (кондоминиумов) ¦ ¦Правительства Москвы, ¦
¦ ¦ ¦ ¦Управление жилищно — ¦
¦ ¦ ¦ ¦коммунального хозяйства и ¦
¦ ¦ ¦ ¦благоустройства Правительства ¦
¦ ¦ ¦ ¦Москвы, Департамент экономической¦
¦ ¦ ¦ ¦политики и развития г. Москвы, ¦
¦ ¦ ¦ ¦Департамент финансов г. Москвы ¦
+—+———————————————-+————+———————————+
¦6. ¦Подготовить предложения о совершенствовании ¦Ноябрь ¦Департамент жилищной политики и ¦
¦ ¦порядка приемки — передачи домов — новостроек ¦2003 г. ¦жилищного фонда города Москвы, ¦
¦ ¦во временное управление с последующей ¦ ¦Департамент инвестиционных ¦
¦ ¦передачей прав по выбору способа управления ¦ ¦программ строительства города ¦
¦ ¦кондоминиумом домовладельцам ¦ ¦Москвы, префектуры администра- ¦
¦ ¦ ¦ ¦тивных округов, Департамент ¦
¦ ¦ ¦ ¦экономической политики и ¦
¦ ¦ ¦ ¦развития г. Москвы ¦
+—+———————————————-+————+———————————+
¦7. ¦Осуществить пилотные проекты по отработке ¦IV квартал ¦Префектура Южного администра- ¦
¦ ¦механизмов эффективного управления жилищным ¦2003 г. ¦тивного округа, Департамент ¦
¦ ¦фондом с участием объединений граждан в ¦ ¦жилищной политики и жилищного ¦
¦ ¦жилищной сфере и доложить итоги проводимого ¦ ¦фонда города Москвы, ¦
¦ ¦эксперимента в IV квартале 2003 г. на ¦ ¦Департамент имущества города ¦
¦ ¦Координационном совете при Правительстве ¦ ¦Москвы ¦
¦ ¦Москвы по развитию самоуправления в жилищной ¦ ¦ ¦
¦ ¦сфере с целью распространения его положитель-¦ ¦ ¦
¦ ¦ного опыта на сферу управления комплексами ¦ ¦ ¦
¦ ¦недвижимого имущества в других округах города ¦ ¦ ¦
+—+———————————————-+————+———————————+
¦8. ¦Подготовить предложения о возможности установ-¦Январь ¦Департамент жилищной политики и ¦
¦ ¦ления пониженной ставки налога на прибыль ¦2003 г. ¦жилищного фонда города Москвы, ¦
¦ ¦для товариществ собственников жилья и их ¦ ¦Департамент экономической ¦
¦ ¦объединений, жилищных, жилищно — строительных ¦ ¦политики и развития г. Москвы ¦
¦ ¦кооперативов с представлением в Департамент ¦ ¦ ¦
¦ ¦экономической политики и развития города ¦ ¦ ¦
¦ ¦Москвы социально — экономического и правового ¦ ¦ ¦
¦ ¦обоснования и в Департамент финансов города ¦ ¦ ¦
¦ ¦Москвы — расчетов последствий снижения ставки ¦ ¦ ¦
¦ ¦для бюджета города ¦ ¦ ¦
+—+———————————————-+————+———————————+
¦9. ¦Подготовить предложения о порядке включения в ¦Март ¦Управление городского заказа ¦
¦ ¦работу по системе ЕИРЦ объединений граждан в ¦2003 г. ¦Правительства Москвы, ¦
¦ ¦жилищной сфере, управляющих жилыми домами ¦ ¦Департамент жилищной политики ¦
¦ ¦ ¦ ¦и жилищного фонда города Москвы ¦
+—+———————————————-+————+———————————+
¦10.¦Подготовить предложения о создании жилищного ¦После ¦Департамент жилищной политики и ¦
¦ ¦товарищества в жилом доме в микрорайоне 12, ¦принятия ¦жилищного фонда города Москвы, ¦
¦ ¦корп. 12 А-Д Марьинского парка, вводимом по ¦нормативно ¦префектура Юго — Восточного ¦
¦ ¦Программе «Молодой семье — доступное жилье», с¦- правового¦административного округа, ¦
¦ ¦целью отработки механизмов участия граждан в ¦акта о ¦Департамент имущества города ¦
¦ ¦процессе управления жилищным фондом и контроля¦жилищных ¦Москвы, Москомзем, ГУП «Центр ¦
¦ ¦за деятельностью управляющей и обслуживающей ¦товарищест-¦содействия управлению ¦
¦ ¦организаций (после принятия нормативного ¦вах ¦кондоминиумами и паспортизации ¦
¦ ¦правового документа о жилищных товариществах) ¦ ¦жилищного фонда» ¦
+—+———————————————-+————+———————————+
¦11.¦Подготовить предложения о выпуске периодичес- ¦Март ¦Департамент жилищной политики ¦
¦ ¦ких изданий — бюллетеней о деятельности ТСЖ по¦2003 г. ¦и жилищного фонда города ¦
¦ ¦управлению кондоминиумами ¦ ¦Москвы, префектуры администра- ¦
¦ ¦ ¦ ¦тивных округов, Комитет ¦
¦ ¦ ¦ ¦территориальных органов испол- ¦
¦ ¦ ¦ ¦нительной власти и развития ¦
¦ ¦ ¦ ¦местного самоуправления ¦
¦ ¦ ¦ ¦Правительства Москвы, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ГУ «Центр информационного ¦
¦ ¦ ¦ ¦обеспечения и содействия ¦
¦ ¦ ¦ ¦реформе жилищно — коммунального ¦
¦ ¦ ¦ ¦хозяйства в городе Москве» ¦
+—+———————————————-+————+———————————+
¦12.¦Организовать ряд совещаний («круглых столов») ¦Февраль — ¦Департамент жилищной политики и ¦
¦ ¦совместно с заинтересованными организациями по¦ноябрь ¦жилищного фонда города Москвы, ¦
¦ ¦темам: ¦2003 г. ¦ГУ «Центр информационного обеспе-¦
¦ ¦1. Эксплуатация жилищного фонда и налогообло- ¦ ¦чения и содействия реформе ¦
¦ ¦жение. ¦ ¦жилищно — коммунального хозяйства¦
¦ ¦2. Малый бизнес в реализации реформы ЖКХ. ¦ ¦в городе Москве», префектуры ¦
¦ ¦3. Повышение роли управляющих организаций. ¦ ¦административных округов, ¦
¦ ¦4. Землепользование как один из экономических ¦ ¦Департамент поддержки и развития ¦
¦ ¦рычагов обеспечения жилищной реформы. ¦ ¦малого предпринимательства ¦
¦ ¦5. Создание института внешних управляющих ¦ ¦Правительства Москвы, Управление ¦
¦ ¦ ¦ ¦городского заказа Правительства ¦
¦ ¦ ¦ ¦Москвы, Управление жилищно — ¦
¦ ¦ ¦ ¦коммунального хозяйства и ¦
¦ ¦ ¦ ¦благоустройства Правительства ¦
¦ ¦ ¦ ¦Москвы, Департамент экономической¦
¦ ¦ ¦ ¦политики и развития г. Москвы ¦
+—+———————————————-+————+———————————+
¦13.¦Разработать рекомендации для управ районов о ¦Март ¦Департамент жилищной политики и ¦
¦ ¦порядке передачи технической документации на ¦2003 г. ¦жилищного фонда города Москвы, ¦
¦ ¦сформированный кондоминиум домовладельцам или ¦ ¦префектуры административных ¦
¦ ¦управляющей домом организации ¦ ¦округов ¦
+—+———————————————-+————+———————————+
¦14.¦Подготовить информационное письмо о порядке ¦Февраль ¦Управление городского заказа ¦
¦ ¦взаимодействия жилищных, ресурсоснабжающих ¦2003 г. ¦Правительства Москвы, ¦
¦ ¦и иных организаций с товариществами собствен- ¦ ¦Департамент жилищной политики ¦
¦ ¦ников жилья и их объединениями, жилищными и ¦ ¦и жилищного фонда города Москвы, ¦
¦ ¦жилищно — строительными кооперативами ¦ ¦Департамент экономической ¦
¦ ¦ ¦ ¦политики и развития г. Москвы, ¦
¦ ¦ ¦ ¦Региональная межведомственная ¦
¦ ¦ ¦ ¦комиссия по ценовой и тарифной ¦
¦ ¦ ¦ ¦политике при Правительстве Москвы¦
+—+———————————————-+————+———————————+
¦15.¦Организовать выступления руководителей ¦Постоянно ¦Комитет по телекоммуникациям ¦
¦ ¦Комплексов городского хозяйства и социальной ¦ ¦и средствам массовой информации ¦
¦ ¦сферы, префектур административных округов, ¦ ¦Правительства Москвы, Департамент¦
¦ ¦управ районов о ходе проведения реформы ЖКХ и ¦ ¦жилищной политики и жилищного ¦
¦ ¦развития самоуправления граждан в жилищной ¦ ¦фонда города Москвы, Управление ¦
¦ ¦сфере в СМИ всех уровней. Организовать ¦ ¦городского заказа Правительства ¦
¦ ¦пропаганду положительного опыта действующих ¦ ¦Москвы, Управление жилищно — ¦
¦ ¦товариществ собственников жилья ¦ ¦коммунального хозяйства и ¦
¦ ¦ ¦ ¦благоустройства Правительства ¦
¦ ¦ ¦ ¦Москвы, префектуры административ-¦
¦ ¦ ¦ ¦ных округов, управы районов ¦
+—+———————————————-+————+———————————+
¦16.¦Организовать семинары и городскую конференцию ¦Семинары — ¦Департамент жилищной политики и ¦
¦ ¦по развитию самоуправления граждан в жилищной ¦ежеквар- ¦жилищного фонда города Москвы, ¦
¦ ¦сфере ¦тально, ¦префектуры административных ¦
¦ ¦ ¦конференция¦округов, ГУ «Центр информацион- ¦
¦ ¦ ¦- 2003 г. ¦ного обеспечения и содействия ¦
¦ ¦ ¦ ¦реформе жилищно — коммунального ¦
¦ ¦ ¦ ¦хозяйства в городе Москве» ¦
L—+———————————————-+————+———————————-