ПИСЬМО ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ №СЗ-7/ОЗ-562 от 1994-08-12
ОБ УКАЗЕ ПРЕЗИДЕНТА РФ ОТ 10.06.94 N 1181ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12 августа 1994 г. N СЗ-7/ОЗ-562
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в порядке информации сообщает
следующее.
Президентом Российской Федерации 10 июня 1994 г. издан Указ N 1181 «О мерах
по обеспечению застройки не завершенных строительством жилых домов», который
вступил в силу с момента его опубликования в «Российской газете» от 15 июня
1994 г. N 111.
Указом установлено, что не завершенные строительством жилые дома, находящиеся
в федеральной собственности, в том числе в полном хозяйственном ведении
предприятий и оперативном управлении организаций и учреждений, строительство
которых прекращено или приостановлено в связи с отсутствием в течение
текущего года необходимого финансирования из федерального бюджета, подлежат
передаче для завершения строительства либо продаже.
При этом решение о передаче для завершения строительства либо продаже не
завершенных строительством жилых домов, заказчиками которых являлись
федеральные органы исполнительной власти, организации и учреждения,
финансируемые из федерального бюджета, принимается Государственным комитетом
Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства и
Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным
имуществом по согласованию с органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации. В случае, если заказчиком являлись федеральные
государственные предприятия, такое решение принимается по представлению
предприятия — заказчика Государственным комитетом Российской Федерации по
вопросам архитектуры и строительства по согласованию с органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1).
В пункте 2 Указа предусмотрено, что федеральные государственные предприятия,
являющиеся заказчиками строительства жилых домов, строительство которых
прекращено или приостановлено в связи с отсутствием необходимого
финансирования, вправе осуществлять передачу подрядным организациям для
завершения строительства либо продажу не завершенных строительством жилых
домов.
Кроме того, установлено, что передача для завершения строительства и продажа
не завершенных строительством жилых домов осуществляются только на
инвестиционных и коммерческих конкурсах (пункт 3).
Указом утверждено Положение о порядке передачи для завершения строительства и
продажи не завершенных строительством жилых домов, в котором определен порядок
организации и проведения инвестиционных или коммерческих конкурсов по передаче
для завершения строительства и продаже не завершенных строительством жилых
домов, состоящих в федеральной собственности, в том числе находящихся в
полном хозяйственном ведении предприятий и оперативном управлении учреждений,
финансируемых из федерального бюджета, за исключением объектов молодежных
жилых комплексов. В соответствии с Положением подлежат передаче для
завершения строительства и продаже отдельные жилые здания, части зданий,
сооружения, несмонтированные конструкции, изделия и оборудование, находящиеся
на строительных площадках, жилые комплексы, состоящие из нескольких жилых
домов и помещений обслуживания, а также проектно-планировочная и
проектно-сметная документация.
Положение устанавливает порядок передачи на инвестиционный или коммерческий
конкурс объектов, строительство которых прекращено или приостановлено в связи
с отсутствием в течение текущего года финансирования, а также определяет, что
в инвестиционных или коммерческих конкурсах могут принимать участие
строительные предприятия всех форм собственности и иные юридические,
физические лица. С учетом указанного круга лиц, принимающих участие в
инвестиционных или коммерческих конкурсах, арбитражным судам следует иметь в
виду, что законодательство о приватизации на отношения, связанные с продажей
не завершенных строительством жилых домов, не распространяется.
Согласно Положению между победителями коммерческого или инвестиционного
конкурса и первоначальным заказчиком объекта (либо уполномоченным органом)
заключается соответственно договор купли — продажи или договор на достройку
объекта.
В соответствии со статьей 26 Основ гражданского законодательства Союза ССР и
республик проводимые с данным Положением инвестиционные и коммерческие
конкурсы являются гражданско-правовыми сделками, поскольку в результате их
проведения у победителей возникает право на заключение договора на достройку
или договора купли — продажи объекта, а у первоначального заказчика
(уполномоченного им органа) — обязанность заключить такой договор. Поэтому
споры о признании недействительными результатов конкурса, оформленных в
установленном порядке, подведомственны арбитражному суду на основании статьи
20 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
——————————————————————
КонсультантПлюс: примечание.
По вопросу, касающемуся подведомственности дел арбитражному суду, см. статью
22 АПК РФ от 05.05.1995 N 70-ФЗ.
——————————————————————
Заместитель Председателя
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
В.В.ВИТРЯНСКИЙ