В споре о вкусах
На Музей изобразительных искусств имени Пушкина обрушилась волна событий, большей частью вполне предсказуемых. У бессменного директора Ирины Антоновой случился 90-летний юбилей, сам музей будет праздновать свое 100-летие, и наконец, кажется, начнется так долго ожидаемая, обсуждаемая и осуждаемая реконструкция.
Глобальная стройка в центре города по умолчанию вызывает настороженность: десятилетиями насаждаемые среди уютных особнячков стекло и бетон, беспардонное превышение этажности, трещины на старых стенах, провалы грунта… Опасностей не перечесть. Но Москва не была бы Москвой, если б не мешались в ней безалаберно все времена и стили, не торчала кокетливо из-под пятницы суббота, не ожидали за углом не предсказуемые никакой логикой сюрпризы. Аккуратно причесанные и отмытые исторические здания сплошь – какая тоска, представьте.
Это, конечно, мнение дилетанта, «прогульщика». На самом деле необходимость реконструкции диктуется суровой необходимостью: запасники ломятся от уникальных экспонатов, которые у посетителей есть шанс не увидеть никогда. В 2009 году конкурс на определение исполнителя работ выиграли звезда международной величины Норман Фостер и руководитель «Моспроекта-5» Сергей Ткаченко. Особо шокировал публику «цветок-пятилистник» – здание из пяти залов с прозрачными стенами для монументальной скульптуры – и перспектива сноса кремлевской заправки 1930-х годов, тоже уже объекта культурного наследия.
Не сильно продвинутой в архитектуре московской публике Фостер известен своим несостоявшимся проектом «здания-апельсина» на Крымском валу, против которого стеной поднялись горожане. Ткаченко – автор многократно ругаемого и одновременно отмечаемого жилого комплекса «Патриарх» на Патриарших прудах и очаровательного «дома-яйца», спрятанного в причистопрудных переулках. Недавно побывав на Патриарших прудах, отметили: несколько вычурный, но запоминающийся «Патриарх» вписывается в окружающее пространство не хуже «дома со львами», обруганного еще Хрущевым за архитектурные излишества. И возможно – да не закидают меня любители старины гнилыми помидорами, я ее тоже люблю – «Апельсин», сменив безликое брежневское здание ЦДХ, стал бы со временем такой же достопримечательностью, как «ужас нашего городка», расположенный неподалеку, на Стрелке, – памятник Петру. Мне кажется, они хорошо бы смотрелись вместе.
На народное противостояние любому строительству жалуются власти. На отсутствие бережности к нашему культурному наследию жалуется общественность. Но ведь консенсус, наверное, возможен? Есть шанс узнать об этом на примере Музея изобразительных искусств. Серьезно скорректированный, согласно замечаниям градозащитников, проект Нормана Фостера сейчас предлагается к публичному обсуждению.