«Зеленые легкие» нуждаются в лечении
Москвичи продолжают обсуждать проекты первоочередных государственных программ на ближайшие пять лет, благодаря которым жизнь в нашем городе станет комфортнее и безопаснее. Программ этих, как известно, восемнадцать. Пятнадцать из них уже приняты правительством Москвы. Программа «Охрана окружающей среды» на 2012–2016 годы оказалась среди тех немногих, которые еще предстоит утвердить. Вопрос решили отложить на следующий год. И это несмотря на то, что программа долго прорабатывалась и обсуждалась в экспертном сообществе, и за это время ее положения были тщательно проработаны.
Дел невпроворот
Причины задержки объективные. Пока сложно определить конкретные показатели и объемы финансирования программы в пятилетней, среднесрочной перспективе. В чем тут дело?
Все, наверное, помнят затяжной спор прежнего мэра Юрия Лужкова с губернатором Подмосковья Борисом Громовым вокруг лесозащитного пояса столицы, который так ни к чему и не привел. Лишь недавно в соответст-вии с поручением председателя правительства России было принято решение о передаче в управление Москвы большей части лесопаркового защитного пояса – более 40 тыс. га леса (для сравнения: все особо охраняемые природные территории города составляют 17 тыс. га). Юридически оформить это еще не успели.
Кроме того, требуется исследовать состояние этих громадных территорий, чтобы выяснить, какие конкретно мероприятия и какие объемы ресурсов потребуются для того, чтобы привести их в порядок. Пока же и невооруженным глазом видно, что дел тут невпроворот. «Прямо скажем, лесопарковый защитный пояс Москвы оказался на грани исчезновения. Захламление леса, заражение хвойных деревьев короедом, гибель тысяч деревьев в результате «ледяного дождя», совершенно недостаточный уход и охрана, – констатировал Сергей Собянин. – С будущего года начнем реабилитацию и восстановление лесопаркового защитного пояса столицы. Да, это дополнительные траты бюджета, но одновременно это гарантия, что «зеленые легкие» города будут сохранены для настоящего и будущих поколений москвичей».
По данным руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды Антона Кульбачевского, от 30 до 40% хвойников поражено жуком-короедом, имеющим свойство быстро размножаться. «Деревья нужно срочно лечить – для этого сейчас есть средства – и наши, и западные. Поэтому сразу после инвентаризации займемся обследованием степени пораженности лесов вредителями. Ну а в мае начнем обрабатывать», – говорит А. Кульбачевский и добавляет: «Впереди – присоединение 60 тысяч га лесов с вновь прирезанными землями. У Москвы теперь лесов будет в шесть раз больше! Значит, и усилий для ухода за ними потребуется больше».
Есть и другая причина задержки с утверждением программы: она связана с главным врагом экологии столицы – выхлопными газами автомобилей, которые составляют 90% всех вредных выбросов в городе. По действующему законодательству, ограничение производ-
ства топлива не ниже «Евро-4» предполагалось ввести в 2012 году. По словам мэра, сейчас правительство РФ рассматривает вопрос о переносе этих сроков; соответственно, все показатели программы будут кардинально меняться. «Надеюсь, что эти сроки, конечно, будут оптимальными, – сказал С. Собянин. – В то же время они должны быть реалистичными с точки зрения готовности промышленности РФ, это совершенно очевидно».
Кроме того, как сообщил мэр на заседании правительства Москвы, к столичным властям обратился ряд общественных экологических организаций, которые предлагают продолжить обсуждение некоторых положений программы. «Я поддерживаю это и считаю, что до конца года большинство проблемных вопросов будет прояснено либо решено, поэтому нужно продолжить диалог – обсуждение и доработку программы на 2012–2016 годы, для того чтобы не тормозить принятие бюджета, принять соответствующие мероприятия по охране окружающей среды на 2012 год по тем позициям, по которым мы прекрасно представляем, что необходимо делать и в каких объемах», – подчеркнул Сергей Собянин.
Не в тайге живем
Программа «Охрана окружающей среды» на 2012–2016 годы вызвала немало споров, и, по словам мэра, «как правило, в этих разговорах противопоставлялись интересы охраны природы и создание благоприятной среды обитания москвичей». «В столичном мегаполисе, где на маленьком пятачке одновременно находится свыше 15 миллионов человек, такое противопоставление невозможно», – сказал мэр, выступая перед депутатами Мосгордумы. Он также сообщил о новых подходах столичной власти к решению важнейших городских проблем. Указал на имеющиеся недостатки – запущенные парки, скверы и заброшенные природные территории, которые охраняются лишь на бумаге. Из них не получилось ни классического леса, ни благоустроенных мест отдыха. Получились разве что свалки, поломанные скамейки, палаточные городки мигрантов и засилие нецивилизованной торговли.
«Но мы живем в городе, а не в глухой тайге, о чем порой забывают некоторые экологические организации. Нагрузка мегаполиса в любом случае будет сказываться на его экологии, – комментировал слова мэра А. Кульбачевский во время «Делового завтрака» в «Российской газете». – Надо отдавать себе отчет в том, что, предположим, та же вода у нас никогда не достигнет чистоты, какую она имеет на стометровой глубине озера Байкал. А с другой стороны, разве нормально, когда женщина с ребенком боится зайти в парк, где грязь, бомжи и бездомные собаки? Опросы показывают, что люди хотят иметь возможность спокойно погулять в парке, посидеть на лавочке, покататься на велосипеде. Мы продолжаем и сейчас прокладывать в лесопарках дорожки, заменять обветшалые дет-ские площадки, оборудовать «пикниковые» точки».
По словам руководителя департамента, на содержание особо охраняемых природных территорий власти предполагают направить 80 млрд рублей из 118 млрд, заложенных в программе. Две трети потратят Департамент ЖКХ и благоустройства вместе с префектурами на озеленение, газоны и цветники. В ледяной дождь, который случился в начале прошлой зимы, в городе погибло 40 тыс. деревьев. 20 тыс. деревьев должно быть посажено в этом году, еще столько же – в будущем. Причем основные посадки будут проводиться осенью, так как весной деревья хуже приживаются, а уход за ними обходится дороже.
«Коммунальщикам теперь мало будет посадить деревья и кустарники, наши инспекторы сначала проверят, как они прижились, и лишь потом мы подтвердим финансирование проведенных работ, – рассказал А. Кульбачевский. – Реальный контроль дает нам программа и по другим направлениям, связанным с экологическим состоянием столицы. Например, если транспортники закупают автобусы, которые должны снизить выбросы вредных веществ, то мы обязательно проверим их реальное снижение».
На охрану атмосферного воздуха запланировано выделить 1,5 млрд рублей – это бюджетные средства и средства предприятий. Совокупные же затраты всех департаментов на улучшение состояния атмосферного воздуха составят более двух триллионов. «Сюда входит и строительство новых транспортных развязок и дорог, так как больше всего выбросов вредных веществ от транспорта происходит, когда машина то газует, то тормозит, что мы и наблюдаем в пробках. Добавится 44 километра новых дорог, машины поедут быстрее, без напряжения – и выхлопов станет меньше», – пояснил А. Кульбачевский.
По его мнению, в городе должны наконец стать привычными гибридные машины и электромобили. В недалеком будущем в столице откроется сеть из 26 электрозаправок. Кроме того, программой предусмотрено разработать предложения по изменению законодательства с целью заинтересовать москвичей в приобретении экологически чистых машин снижением транспортного налога, таможенных пошлин, ставок на льготное кредитование. «Надеюсь, что за пять лет москвичи получат такие льготы», – заявил руководитель департамента.
Безотходные отходы
В текущем году с охраняемых природных территорий вывезли 64,5 тыс. кубометров мусора. В том числе 35 тыс. – с территории Лосиного острова, который также будет теперь находиться в зоне ответственности правительства Москвы.
В столице и области ежегодно образуется свыше 30 млн тонн отходов. На работу с отходами планируется потратить 33 млрд рублей. Напомним, что Москва отказалась от идеи строительства сети мусоросжигательных заводов в городе. Более того, к 2016 году город может отказаться даже от услуг трех таких ныне существующих заводов. «Слишком высока стоимость сжигания! Учитывая, что нужно улавливать наиболее опасные вещества, превращающиеся из твердых в газообразные, она в пять раз выше, чем захоронение на полигоне. А ведь при сжигании мусора еще остается от 30 до 40% золы, которую все равно надо захоранивать, так как она является наиболее токсичной», – поясняет А. Кульбачевский.
По его словам, сейчас изучается зарубежный опыт, рассматриваются около 15 видов утилизации. Но главное направление – раздельный сбор мусора, на который столица должна перейти в 2013 году.
90% городского мусора – тара и упаковка. Нужно уменьшить этот процент до 20, как в европейских странах. Но надо сказать, что прошло несколько десятилетий, прежде чем дисциплинированных европейцев приучили к сортировке, да и сейчас пропаганда и меры контроля не ослабевают.
Трудно даже предположить, сколько времени потребуется, чтобы приучить нас.