Право на достойную жизнь
Дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с особыми образовательными потребностями – эти печальные приставки-определения появились недавно. И также недавно вдруг стало очевидно, что система образования, в том числе, профессионального, для детей с ОВЗ нуждается в срочных и даже радикальных изменениях. Об имеющихся здесь проблемах и вариантах их решения мы беседуем с Александром Минделем, кандидатом педагогических наук, заведующим лабораторией НИИ развития профессионального образования.
Нет такого закона
– Александр Яковлевич, первое, в чем хотелось бы разобраться – отношение представителей госструктур к происходящему в сфере профессионального обучения детей с ограниченными возможностями. Что принято, утверждено (находится в стадии проработок)? Какие сложности возникают в процессе реализации специализированных обучающих программ и проектов?
– Сложившаяся ситуация такова, что говорить о каких-либо продуманных и четких подходах к решению существующих проблем со стороны чиновников, отвечающих за это направление в профобразовании, не приходится. Они то делают учащихся с ОВЗ объектами пристального общественного и государственного внимания и целевого финансирования, то ограничиваются формальными, не всегда оправданными мероприятиями, имеющими невысокую эффективность. Так что реальных изменений нет.
Причины – в межведомственной разоб-щенности и дублировании функций различными структурами, финансируемыми как из бюджета, так и из внебюджетных источников. В невнимании к мнению ученого сообщества, косности существующей системы образовательных, социально-педагогических, медицинских учреждений.
До сих пор не принят федеральный закон, регламентирующий порядок получения профессионального образования и трудоустройства инвалидов. А в появившемся год назад Законе города Москвы №16 «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья» отсутствуют как методики, так и технологии. Да и общественность, родители, педагоги воспринимают проблему неоднозначно.
Тем не менее, есть некоторые результаты практической деятельности отдельных колледжей. Есть разработанные инновационные проекты, есть действующие нормативные акты о квотировании рабочих мест для инвалидов. Но проблема от этого менее острой не становится.
Интеграция в общество, включающая инклюзивное обучение в учреждениях профессионального образования и подготовку к трудовой деятельности человека с особыми образовательными потребностями и ограниченной трудоспособностью, сегодня означает процесс и результат предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни. Участвовать наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, компенсирующих ему отклонения в развитии и ограничения возможностей.
И потом очевидно, что рациональное использование трудовых ресурсов и включение в производственную деятельность лиц с ОВЗ представляет экономический и социальный интерес для государства, поскольку позволяет формировать у данной группы населения новые позитивные, социально направленные жизненные ориентации и ценности в противовес имеющимся, к сожалению, у определенной части общества установкам социального иждивенчества.
Интеграционные процессы начались в России с 1990-х, с момента ее вхождения (подписания Конвенции о правах инвалидов) в мировое информационное и образовательное пространство. И тогда казалось, что долгожданные и просто необходимые преобразования не за горами. Но чуда, увы, не произошло.
В «Стратегии повышения качества жизни инвалидов в городе Москве до 2020 года», разработанной Департаментом соцзащиты населения столицы и одобренной правительством города, отмечена неготовность московского общества в целом к сосуществованию и взаимодействию с людьми с ограниченными возможностями жизнедеятельности, признанию равенства их прав на образование, труд, досуг, занятие физкультурой и спортом, на общественную и политическую деятельность. И, констатирую с сожалением, вовлеченность инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательные процессы, общественно полезный труд, общественную жизнь остается пока низкой.
Одной из целей Стратегии является формирование толерантного отношения общества к их проблемам. Остается надеяться, что это «формирование» когда-нибудь сформируется, но прежде в стране должно сформироваться гражданское общество. И мы вносим в это свою лепту, организуя в экспериментальном порядке интегративные туристские лагеря и путешествия, предлагая совместный клубный досуг, участие в общественно-полезной деятельности.
Инвалиды и малый бизнес
– Да, отношение бюрократов от образования, прямо скажем, не радует. Но, тем не менее, есть и много положительного. Существуют, например, специализированные колледжи, и некоторые из них, насколько я в курсе дела, по-настоящему образцово-показательные.
– В Москве более 70 колледжей принимают на обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья, но только в 10–12 наличествует качественно выстроенный (сложившиеся технологии, обеспеченные специальные условия, гарантированное трудоустройство) полный цикл.
Наиболее продвинутый – Политехнический колледж № 39, где обучаются глухие и слабослышащие дети. Следует также отметить Строительный колледж № 12, Колледж менеджмента и гостеприимства № 23, Колледж легкой промышленности № 5, Колледж по подготовке социальных работников № 16. Особое место занимает Технологический колледж № 21, где обучают детей с тяжелыми нарушениями здоровья.
Однако, несмотря на успехи, достигнутые в этом учебном заведении, его важную социальную миссию и «раскрученность» средствами массовой информации, считаю, что все не так просто.
Профессиональный колледж предназначен в первую очередь для подготовки рабочих кадров. Его социальная миссия очень важна, но не является профильной – это первоочередная функция учреждений соцзащиты, имеющих целевые средства на ее реализацию.
В системе учреждений социальной защиты также ведется профессиональная подготовка, однако, по мнению родителей детей-инвалидов, в таких социальных колледжах недостаточна образовательная составляющая. Наука уже давно предложила компромиссный вариант – социальный колледж системы департамента образования. Но реализация идеи застопорилась.
Известен и мировой опыт, есть авторские разработки и проекты, в том числе нашего института, которые заявляются в течение уже пяти лет на различных круглых столах, конференциях, в научных журналах и массовой прессе. Но все это не доходит до ушей чиновников, которые принимают решения.
– Обучение заканчивается, впереди – трудоустройство. И, как представляется, с последним все не так просто…
– Все, что связано с трудоустройством инвалидов на открытом рынке труда, как правило, вызывает различного рода сложности. Создание в Москве специальных холдингов для слепых инвалидов тоже не оказалось успешным.
У нас есть собственное видение того, как должна решаться проблема. Один из путей – подготовка из числа инвалидов с сохранным интеллектом предпринимателей для сферы малого бизнеса (параллельно с обучением их конкретной профессии).
В порядке эксперимента инициативной группой молодых ученых при поддержке общественности и органов местного самоуправления создан Центр профессиональной диагностики и сопровождения карьеры молодых инвалидов. Здесь хочу заметить: раз это дело не поддерживает государство, решили попробовать сами. И очень надеемся на результат.
Миссия выполнима без посредников
– Странно слышать, что государство устраняется от принятия решений и содействия в столь важном деле, не прислушивается к мнениям и предложениям представителей научно-преподавательского сообщества.
– Научное сообщество готово не только разрабатывать идеи, но и внедрять проекты, успешно реализуемые в зарубежных странах. Однако между учеными и государством есть мощный посредник – департаменты и их аппарат. Этот барьер сегодня почти непреодолим. Да, нам разрешают говорить, но не создают условий для практической внедренческой деятельности. Деятельностный процесс вообще не поощряется – все настроено на быстрый результат или краткосрочное мероприятие, за которое легко отчитаться, как за дело.
Приведу пример. 12 августа закончился прием проектов на конкурс социально значимых программ и проектов по линии Департамента семейной и молодежной политики. Срок действия конкурсного проекта – два месяца. В ноябре уже надо отчитаться. Вот и выиграют снова те, кто заявит проведение конференции или форума, а настоящий проект, связанный, скажем, с профессиональным обучением инвалида или открытием малого частного предприятия за это время просто невозможно реализовать.
Впрочем, даже возможность заявлять о своих проектах для нас дорогого стоит – раньше и об этом можно было только мечтать.
– И все же, проекты, методики, разработанные вами и вашими коллегами, где-то и как-то реализуются. И вероятно, в перспективе не все так мрачно.
– В таком большом городе, как Москва, да и в других регионах России, конечно, есть и успешные примеры профессиональной подготовки инвалидов, так же как есть действующие предприятия. Только, к сожалению, они есть не благодаря, а вопреки общим тенденциям «государственной поддержки».
У нас имеются собственные проекты, которые мы реализуем в рамках деятельности института с участием общественных организаций и при поддержке органов местного самоуправления. Но продвигаются проекты крайне медленно. Мы очень хотим быть услышанными государственными людьми, по-настоящему заинтересованными в успехе дела, которым мы занимаемся, и готовыми доверить нам, специалистам, выполнять свою миссию без посредников.