Пункт приема детских страхов
Ровно год назад Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в рамках общенациональной информационной компании по противодействию жестокому обращению с детьми создал единый общероссийский номер детского телефона доверия 8-800-2000-122.
В настоящее время он действует в 200 службах 82 субъектов РФ. Только за последние полгода сюда поступило почти 400 тысяч обращений – более 200 тысяч от детей, остальные от взрослых.
На пресс-конференции в Москве, на которой были подведены первые итоги работы детского телефона доверия, президент Национального фонда защиты детей от жестокого обращения Марина Егорова, в частности, отметила, что такой доступный, прямой, анонимный, бесплатный контакт позволяет ребенку без особых усилий обратиться за помощью и советом к специалистам в ситуациях, когда по каким-либо причинам он не может получить поддержку от близких или знакомых ему взрослых – крикнуть SOS, находясь в беде.
Как выяснилось на первых порах, самыми актуальными проблемами оказались взаимоотношения детей со сверстниками, конфликты в школе, ссоры с друзьями, первая любовь, страх перед экзаменами, особенно по системе ЕГЭ, непонимание родителей, их развод. А еще – профориентация и ранняя беременность. Но наиболее серьезные – это разговоры о жестоком обращении в семье, случаях сексуального насилия и возможных суицидах.
Марина Егорова подчеркнула, что детский телефон доверия становится весьма популярным и привлекает все большее число тех, кто желает излить в трубку свои горести.
Во всяком случае, проведенный отечественными экспертами мониторинг позволяет предположить, что после введения единого общероссийского номера через два года число звонков на детский телефон доверия вырастет в три раза, а через 4 года оно может достигнуть 3,5 миллиона обращений.
К тому же впервые в стране введение общероссийского номера уравняло условия получения психологической помощи не только в городах, но и сельской местности. И потому большинство воспользовавшихся этим номером детей говорят телефону доверия: «да». Это и стало девизом общенациональной акции.
А чтобы об акции узнало как можно больше ребят и взрослых, в Москве стартовала программа обучения специалистов, работающих на детском телефоне доверия, впервые выпущено 3-томное издание – Методическое руководство для сотрудников этих служб, оно разослано во все регионы. Такую работу, прежде всего, должны делать профессионалы.
Также, по словам Марины Егоровой, в России созданы тематические сообщества дет-ских телефонов доверия в крупнейших российских международных социальных сетях. Все они активно реализуют свои проекты с помощью Интернета (facebook.com, vkontakte.ru, Iinkedin.com). Скоро будет открыт еще и аккаунт (счет) в твиттере и (ЖЖ) – Живом Журнале. А тут информация, опросы, обсуждения. И не только в Москве.
Откликнулись 78 регионов. Там намечено открытие конкурса профессионального мастерства на лучшего сотрудника детского телефона доверия. Организуются конференции, семинары, круглые столы.
Кроме того, станут постоянными лекции, беседы, родительские собрания о пользе детского телефона доверия, сведения о нем размещены на баннерах и транспорте, разработаны эскизы календарей, закладок для книг, браслетов, значков, брелоков, авторучек, стендов в школах, кинотеатрах, спорткомплексах. Немало разнообразной информации и на обложках школьных дневников, пройдет широкое освещение акции в СМИ.
Одна такая акция уже состоялась на Кубани – в Краснодаре. В Удмуртии скоро пройдет «неделя звонка: экзамен – так ли это страшно?» А в Чувашии намечен праздник «Солнечный круг», где ребята узнают о телефоне доверия для детей. В Московской области такая работа проводится на базе Семейных клубов Минсоцзащиты.
В школах и колледжах пройдут открытые уроки и классные часы, посвященные детскому телефону доверия. Этой же теме будут посвящены и дни открытых дверей в психолого-педагогических центрах. Свою работу проведут образовательные учреждения с участием уполномоченных по правам ребенка.
Есть предложение провести детские конкурсы на лучшую историю: «Как мне помог телефон доверия», распространяется опыт агитбригад по программе «Не дай себя в обиду».
У организаторов акции есть такая мечта: сделать детский телефон доверия трехзначным. Похоже, проблема эта с помощью Ростелекома решится в ближайшее время.
Кстати
По данным Международного объединения детских телефонов доверия (CHI), в составе которого 150 стран, только в 2010 году в его службы позвонили 14 миллионов детей.
Ежедневно по доверительному номеру в связи с насилием обращаются в среднем 10 детей.